ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО, В XVI в.




Часть 1

 
Как называется форма государства, в котором власть монарха сочета- ется с существованием органов, представляющих интересы дворян, духовенства и горожан?

1) абсолютная монархия

2) конституционная монархия

3) сословно-представительная монархия

4) олигархия Ответ:

 
Какое событие НЕ относится к царствованию Фёдора Ивановича?

1) появление самозванца

2) учреждение патриаршества

3) изготовление Царь-пушки

4) принятие указа об «урочных летах» Ответ:

 

 
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические собы- тия, в правильной последовательности в таблицу.

1) венчание Иван IV на царство

2) Ливонская война

3) принятие Судебника Ивана IV

4)

       

 

завоевание Казани Ответ:

 

 
Что из перечисленного было причиной Ливонской войны?

1) стремление России расширить выход к Балтийскому морю

2) стремление России выйти к Чёрному морю

3) стремление России завоевать Речь Посполитую

4) стремление России сделать Ливонский орден своим вассалом Ответ:

 

 
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ


А) завоевание Казани Б) Ливонская война В) опричнина

Г) царствование Ивана IV


1) 1565–1572 гг.

2) 1533–1538 гг.

3) 1556 г.

4) 1558–1583 гг.

5) 1547–1584 гг.

6) 1552 г.


А Б В Г
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


 
Прочтите отрывок из сочинения историка Р. Г. Скрынникова и напи- шите, как называлась политика, начало которой положили описан- ные события.

«В воскресение, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослуже- нии в кремлёвском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дья- ками, дворянами и столичными гостями... Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую “святость” и всю государствен- ную казну... Царский “поезд” скитался в окрестностях Москвы в те- чение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы».

Ответ:.

 

 
Какое важное событие произошло в жизни Русской православной церкви в 1589 г.?

1) состоялся Стоглавый собор

2) учреждено патриаршество

3) проведена церковная реформа Никона

4) церковь стала автокефальной Ответ:

 

 
Установите соответствие между историческими деятелями и родом их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответ- ствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А) Андрей Курбский Б) Дионисий

В) Ермак Тимофеевич Г) Макарий


1) церковный деятель

2) полководец и политик

3) иконописец

4) зодчий

5) казачий атаман

6) первопечатник


 

А Б В Г
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

 

 
Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть территории России, не включённая в опричнину. Ответ:.


 
Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события:

«Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджёг город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задох- нулись “от пожарного зною” в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов».

1) 1558 г.

2) 1564 г.

3) 1571 г.

4) 1584 г.

Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози- цию из второго столбца.

 


ПРОЦЕССЫ(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) царствование Фёдора Ивановича Б) реформы «Избранной рады»

В) опричнина

Г) покорение Сибири


ФАКТЫ

1) поход Ивана IV на Новгород

2) унификация денежной си- стемы

3) присоединение к Москве Ря- занского княжеств

4) созыв первого Земского со- бора

5) поход Ермака Тимофеевича

6) учреждение патриаршества


 

А Б В Г
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук- вами.

 

Ответ:

 

 

 
Установите соответствие между фрагментами исторических источни- ков и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозна- ченному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми <...> поехал с Москвы в село в Коломенское. <...> А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика… И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей бояр- ских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя Василия... в его государьские несверше- ные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем мно- гие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и вое- воды земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государь- стве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели…»
Б) «Лета 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бо- яром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волосте- лем, и тиуном и всяким судьям. 1. Суд царя и великого князя судит боярам, и окольничим, и дворец- ким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати. 2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просу- дится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворец- кому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати. 3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а по- шлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взята втрое, а в пене что государь укажет».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ описывает события, связанные с началом оприч- нины.

2) Данный документ является сборником законов Российского госу- дарства.

3) Документ был принят на Земском соборе.

4) Документ относится ко времени правления Фёдора Ивановича.


5) Данный документ описывает события, связанные с набегом крым- ского хана.

6) Данный документ датируется 1564 г.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

 
Что из перечисленного относится к периоду деятельности Избранной рады? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под кото- рыми они записаны.

1) созыв первого Земского собора

2) заключение Ям-Запольского перемирия

3) принятие Судебника 1550 г.

4) учреждение опричнины

5) реформа органов центрального управления

6)

     

 

денежная реформа Ответ:

 
Прочитайте отрывок из летописи и запишите название учреждения, о котором идёт речь в тексте.

«Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси говорил с князем Владимиром Андреевичем и своими богомольцами с архи- епископами и епископами… со всем освященным собором и со всеми боярами и с приказными людьми, да и с князьями и с детьми бояр- скими и со служилыми людьми, да и с гостями и с купцами и со всеми торговыми людьми».

Ответ:.

 

 
Установите соответствие между событиями и участниками этих собы- тий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ


А) Ливонская война

Б) начало книгопечатания на Руси В) опричнина

Г) введение копейки


1) А. М. Курбский

2) Малюта Скуратов

3) митрополит Макарий

4) Иван Фёдоров

5) Елена Глинская

6) Дионисий


А Б В Г
       

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

 

 
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, о котором идёт речь.

«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была самодержавная монархия “с человеческим лицом”, благодаря рефор- мам правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в исто- рии средневековой России. Правда, предпосылки реформаторской де- ятельности складывались еще до выхода Адашева и Сильвестра на историческую сцену».

 

Ответ:.

 

 

 
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, от- носятся к событиям XVI в.

1) самозванцы; 2) коллегии; 3) приказы; 4) стрельцы; 5) Избранная рада; 6) опричнина.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

 

Ответ:

 

 

 
Прочтите отрывок из труда историка и укажите название террито- рии, о присоединении которой к России идёт речь.

«Воины Кучума не умели воспользоваться изобретением пороха и в конце XVI века действовали единственно оружием времён Чин- гисовых. Каждый казак шёл на толпу неприятелей, смертоносною пулею поражал одного, а страшным звуком пищали своей разгонял двадцать и тридцать. Так в первой битве на берегу Тобола, в урочище Бабасане, предводитель казаков, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление десяти или более тысяч всадников Маметкуло- вых, которые неслися во весь дух потоптать его: он сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола».

1) Астраханское ханство

2) Средняя Азия


3) Восточная Сибирь

4) Западная Сибирь Ответ:

 

 
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённые в пред- ставленном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Событие Год Участник
Ливонская война 1558–1583 гг. (А)
(Б) 1581–1585 гг. Ермак Тимофеевич
(В) (Г) Иван Грозный
(Д) 1584–1598 гг. (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1556 г.

2) Русско-турецкая война

3) Стефан Баторий

4) покорение Сибири

5) царствование 6) 1552 г.

7) царевич Дмитрий

8) Фёдор Иванович

9) взятие Казани

А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук- вами.

 

Ответ:

 

 
Прочтите отрывок из исторического источника.

«К концу Ливонской войны хозяйственная разруха в стране резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80– 90% сёл и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приво- дили к вымиранию населения и бегству крестьян на восточные и юж- ные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии “воинского чина”, т. е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в об- ложении его государственными податями. В районах, где проводилась


перепись, крестьянам временно, в течение “заповедных лет”, запре- щалось уходить от господ. Так подготавливались отмена крестьян- ского выхода и окончательного выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведёт к грандиозному пожару крестьянской вой- ны. Введение “заповедных лет”, этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Её огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили бежен- цев из крепостнического центра России».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под кото- рыми они указаны.

1) Современником описанных событий был Ермак Тимофеевич.

2) В документе описывается процесс закрепощения крестьян.

3) Иван Грозный заботился о благополучии крестьян.

4) Крестьянство бежало на восток и юг страны.

5) В документе описывается период, который в итоге завершился вве- дением опричнины.

6) Введение «заповедных лет» означало введение запрета на торговлю.

     

 

Ответ:

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 21, 22.

 
 

 
Какие суждения об изображении, представленном в тесте, являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) На картине изображено взятие Казани.

2) События картины относятся ко времени правления Ивана Грозного.

3) Данные события происходили за Уралом.

4) Участником этих событий был Степан Разин.

5) События картины имеют отношение к деятельности Избранной рады.

Ответ:

 

 
Какое из представленных зданий было построено в том же веке, что и событие, показанное на картине. В ответе запишите цифру, которой обозначено это здание.

       
   

1) 2)

       
   

3) 4)


Рассмотрите схему и выполните задания 23–26.

 
 

 
Укажите название войны, события которой отражены на карте. Ответ:.

 

 
Укажите название города, в который был совершён карательный по- ход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убий- ствами.

 

Ответ:.

 

 

 
Укажите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» госу- дарства после отъезда царя из Москвы.


 
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначен- ной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они ука- заны.

1) Россия победила в этой войне.

2) Во время войны были введены «заповедные лета».

3) Противником России в войне была Турция.

4) Во время войны образовалось новое государство – Речь Посполитая.

5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики.

6) Война происходила в завершающий период образования единого Российского государства.

 

     

 

Ответ:

 

Часть 2

Из сочинения французского историка Анри Труайя

«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против которых высту- пает народ... Заменить их он решает советом из представителей “людей государственных” и духовенства, известных своей мудростью, уравно- вешенностью и преданностью. Среди них – митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое – митрополит Макарий, самый просвещённый человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и граж- данскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нём проявляется Алексей Адашев – моло- дой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и до- веренным лицом царя. Летописцы называют его “ангелом”и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; “имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную лю- бовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных вы- год, а для пользы Отечества”».

 

 

 
Как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике? Кто стоял во главе государства в это время? Ука- жите хронологические рамки его правления.


 
Укажите не менее трёх основных реформ данного органа управле- ния. В какие годы они осуществлялись?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: