Раздел I. Введение в курс «История педагогики и образования» | |||||||||
№ п/п | Тема | Неделя семестра | Всего час. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Баз. | Доп. | ||||
Раздел I. Введение в курс: «История педагогики и образования» | |||||||||
1. | История педагогики как наука и учебный предмет | 3 /0,08 | 1/ 0,028 | - | _ | _ | 1/ 0,028 | 2/ 0,056 | |
Раздел II. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Развитие школы как социального института. | |||||||||
1. | Образовательные системы древневосточной цивилизации | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | _ | 2/ 0,056 | ||
2. | Философские основания и сущность образовательных систем античности | 3,9 | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | 1/ 0,028 | 2 / 0,056 |
3. | Западноевропейская система образования в период Средневековья | 3/0,08 | _ | _ | _ | 3/0,08 | _ | ||
4. | Педагогическая мысль эпохи Возрождения | 4,10 | 1/ 0,028 | _ | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | _ |
Педагогическая система Я.А. Коменского | 4,11 | 8/ 0,22 | 1/ 0,028 | 2/ 0,056 | _ | _ | 3/ 0,08 | _ | |
5. | Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д.Локка Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. | 4,12 | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | 2/ 0,056 |
6. | Становление массовой школы в странах Запада и США к к. XIX века | 11,12 | 1/ 0,028 | _ | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | _ |
Раздел III. Воспитание и образование в Русском государстве в 10-17 вв. | |||||||||
1. | Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. | 5,13 | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | 1/ 0,028 | _ | |
2. | Организация просвещения в Киевской Руси в X-XIII вв. | 5,13 | 2/ 0,056 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | ||
3. | Эволюция образования в Русском государстве в XIV-XVII столетиях | 5,13 | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | 2 /0,056 | 1/ 0,028 |
Раздел IV. Развитие школы и педагогики в России в период Нового времени. | |||||||||
1. | Развитие школы и педагогической мысли в России в XVIII в. | 6,14 | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 |
2. | Реформирование народного образования в России в XIX вв. | 6,14 | 2/ 0,056 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | ||
Раздел V. Реформаторская педагогика конца XIX - начала ХХ в. | |||||||||
1. | Развитие идей свободного воспитания (М. Монтессори), социальной педагогики (П. Наторп, Г. Кершенштейнер), экспериментальной и прагматической (В.А. Лай, Э. Мейман; Д. Дьюи) | 7,15 | 7/ 0,19 | 1/ 0,028 | 2/ 0,056 | _ | _ | 2/0,56 | 1/ 0,028 |
Раздел VI. Развитие педагогической мысли в России в XIX - начале ХХ века | |||||||||
1. | Педагогическая система К.Д. Ушинского | 7,15 | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1*/ 0,028 |
2. | Общественная педагогика в России во второй половине XIX в. | 8,15 | 2/ 0,056 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1*/ 0,028 | ||
Раздел VII. Школа и педагогика в Новейшее время | |||||||||
1. | Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1939 гг.). | 7,16 | 2/ 0,056 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | 1*/ 0,028 |
2. | Развитие школы и педагогики в СССР до Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.). | 8,16 | 2/ 0,056 | _ | _ | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | ||
3. | Школа и педагогика в СССР и за рубежом после Второй мировой войны. | 8,16 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | _ | 1*/ 0,028 | |
4. | Инновационные поиски в образовании в конце ХХ в., начале XXI века. Россия – Запад, процесс интеграции национальных систем образования. | 4/ 0,11 | 1/ 0,028 | 1/ 0,028 | _ | _ | 1/ 0,028 | 2/ 0,056 | |
ИТОГО: | _ | _ |
* Количество часов и недель может быть изменено с учетом возможностей факультета.
Содержание дисциплины
Лекции
Тема 1. Введение в курс «История педагогики и образования»
Ключевые понятия: история педагогики, история образования, история педагогической мысли, историко-педагогический процесс.
Содержание. Становление истории педагогики как науки. Место истории педагогики в системе научного знания. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований. Педагогическая интерпретация истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития практики образования и педагогической мысли. Концептуальные подходы к его изучению. Место, роль и задачи курса в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и мышления студентов. Логика построения и структура учебного курса «История образования и педагогической мысли».
Тема 2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Развитие школы как социального института
Образовательные системы древневосточной цивилизации
Ключевые понятия: иудаистская педагогика, педагогика индуизма, педагогика буддизма, педагогика конфуцианства.
Содержание. Восприятие ребёнка в культуре древних обществ Ближнего Востока. Индуизм - духовно-религиозная основа южноазиатской педагогики. Образование как средство обеспечения социальной стабильности становления Дальневосточной цивилизации. Педагогическая система Конфуция. Влияние конфуцианства на семейное воспитание и школьное образование в Древнем Китае.
Философские основания и сущность образовательных систем античности
Ключевые понятия: античная педагогика, античный идеал философского образования, античный идеал общего образования, релятивизм, майевтика.
Содержание. Философские основания античной педагогики (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Афинская, спартанская и римская системы образования. Зарождение христианской традиции воспитания.