Основные понятия и определения
Техническое состояние и работоспособность
Автотранспортное средство (АТС)* может участвовать в транспортном процессе и приносить определенный доход, если оно технически исправно и находится в работоспособном состоянии.
Техническое состояние АТС (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных (зазоры, размеры, ходы, люфты, моменты затяжки и т.д.) или диагностических
(тормозной путь, содержание вредных компонентов в отработавших газах, показания бортовой диагностической системы и др.) параметров.
В технической документации обычно фиксируются следующие значения параметров технического состояния:
- номинальные, т.е. начальные, соответствующие новому (капитально отремонтированному) изделию;
- предельные, при которых и выше которых эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим или экологическим причинам недопустима;
- предельно-допустимые, предупреждающие значения, которые сигнализируют о приближении изделия к предельному состоянию.
Величины номинальных, предельных и предельно-допустимых значений параметров технического состояния устанавливаются законами, государственными и международными стандартами, постановлениями правительства, нормативно-техническими и проектно-конструкторскими документами и в систематизированном и утвержденном виде предоставляются производителем продукции (дилером или другой доверенной организацией) до начала проведения испытаний их организаторам.
Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая в единицах пробега (км), времени (час), числом циклов. Различают наработку:
- с начала эксплуатации изделия;
- до определенного состояния (например, предельного);
- интервальную и др.
На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в км (или в тыс.км.) пробега (), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) – в часах (
).
Ресурсом называется наработка изделия до достижения предельного состояния.
До выработки ресурса изделие работоспособно, т.е. может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации.
Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса (и предельного значения параметра технического состояния), наступает отказ, т.е. событие, заключающееся в нарушении или потере работоспособности.
Классификация отказов и неисправностей
Отказы АТС и его элементов (агрегатов, систем, деталей) разделяют на отказы и прочие отклонения технического состояния от нормы (установлено в нормативно-технической или конструкторской документации).
Отказ – это такое изменение технического состояния изделия, которое приводит к невозможности продолжения уже начатого транспортного процесса или к его прекращению. Отказ автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с его техническим состоянием:
- опоздание с выходом на линию по графику;
- прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);
- досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);
- принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортной инспекцией, экологической милицией).
Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как отказы и неисправности автомобиля и его элементов.
Классификация отказов элементов по причинам и источнику возникновения, связи с отказами элементов АТС, значимости их проявления и пр. приведены в табл. 1.1. с учетом [4, 7, 10, 11, 14, 15, 21 и др.].
Таблица 1.1