Классификация отказов и неисправностей




Основные понятия и определения

Техническое состояние и работоспособность

Автотранспортное средство (АТС)* может участвовать в транспортном процессе и приносить определенный доход, если оно технически исправно и находится в работоспособном состоянии.

Техническое состояние АТС (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных (зазоры, размеры, ходы, люфты, моменты затяжки и т.д.) или диагностических (тормозной путь, содержание вредных компонентов в отработавших газах, показания бортовой диагностической системы и др.) параметров.

В технической документации обычно фиксируются следующие значения параметров технического состояния:

- номинальные, т.е. начальные, соответствующие новому (капитально отремонтированному) изделию;

- предельные, при которых и выше которых эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим или экологическим причинам недопустима;

- предельно-допустимые, предупреждающие значения, которые сигнализируют о приближении изделия к предельному состоянию.

Величины номинальных, предельных и предельно-допустимых значений параметров технического состояния устанавливаются законами, государственными и международными стандартами, постановлениями правительства, нормативно-техническими и проектно-конструкторскими документами и в систематизированном и утвержденном виде предоставляются производителем продукции (дилером или другой доверенной организацией) до начала проведения испытаний их организаторам.

Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая в единицах пробега (км), времени (час), числом циклов. Различают наработку:

- с начала эксплуатации изделия;

- до определенного состояния (например, предельного);

- интервальную и др.

На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в км (или в тыс.км.) пробега (), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) – в часах ().

Ресурсом называется наработка изделия до достижения предельного состояния.

До выработки ресурса изделие работоспособно, т.е. может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации.

Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса (и предельного значения параметра технического состояния), наступает отказ, т.е. событие, заключающееся в нарушении или потере работоспособности.

Классификация отказов и неисправностей

Отказы АТС и его элементов (агрегатов, систем, деталей) разделяют на отказы и прочие отклонения технического состояния от нормы (установлено в нормативно-технической или конструкторской документации).

Отказ – это такое изменение технического состояния изделия, которое приводит к невозможности продолжения уже начатого транспортного процесса или к его прекращению. Отказ автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с его техническим состоянием:

- опоздание с выходом на линию по графику;

- прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);

- досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);

- принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортной инспекцией, экологической милицией).

Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как отказы и неисправности автомобиля и его элементов.

Классификация отказов элементов по причинам и источнику возникновения, связи с отказами элементов АТС, значимости их проявления и пр. приведены в табл. 1.1. с учетом [4, 7, 10, 11, 14, 15, 21 и др.].

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: