Одиночная строевая подготовка.
Одиночная строевая подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения.
Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях.
Одиночная строевая подготовка должна проводиться на специально оборудованной площадке.
Строевые приёмы и движение без оружия.
Для успешного усвоения умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд.
Построение, движение, изменение направления и другие действия в пешем строю производятся по командам. Поэтому изучение строевой подготовки начинается с разъяснения, что управление строями осуществляется командами и приказаниями, которые подаются голосом.
Команды разделяются на предварительную и исполнительную, но могут быть и только исполнительные.
Предварительная команда подается отчётливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует руководитель занятия.
По всякой предварительной команде находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «СМИРНО», а в движении - ногу ставят тверже.
Исполнительная команда подаётся после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Чтобы привлечь внимание отдельного обучаемого или всех обучаемых в предварительной команде, при необходимости называется фамилия обучаемого.
Голос при подаче команд должен соразмеряться с протяженностью строя, а рапорт отдаваться чётко, без резкого повышения голоса.
В заключение руководитель занятия поясняет, что для отмены приёма (действия) или для прекращения его, подается команда «ОТСТАВИТЬ»; Рассказывает и показывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приёма.
|
Строи.
На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать определения строя, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.
Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах (рис. 1).
Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.
Указав на строй, руководитель говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно - шереножный строй, после чего объясняет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя.
Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины -лобовой частью).
Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.
Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Руководителю занятия необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас
находятся обучаемые, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Ширина строя - расстояние между флангами.
|
После объяснения и показа элементов одношереножного строя руководитель занятия выстраивает отделение (группу, класс) в двухшереножный строй и дает его определение.
Рис. 2 Двухшереножный строй
Двухшереножный строй (рис. 2) - обучаемые одной шеренги расположены в затылок обучаемым другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего обучаемого).
Руководитель занятия предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего.
В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.
Ряд - двое обучаемых, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за обучаемым первой шеренги не стоит в затылок обучаемый второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным. При повороте двухшереножного строя кругом обучаемые неполного ряда переходят во впереди стоящую шеренгу.
Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, руководитель занятия размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных руководителем занятия.
Затем руководитель занятия ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили
пройденный материал. Если обучаемые усвоили положения развернутого строя и его элементы, руководитель занятия приступает к тренировке.
|
В ходе тренировки, убедившись, что отработанные положения усвоены, руководитель занятия приступает к показу и пояснению походного строя.
Походный строй (рис. 3) - подразделение, взвод, отделение, группа, класс (далее - отделение) построены в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных руководителем занятия
Руководитель занятия, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна - это строй, в котором обучаемые расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Руководитель занятия указывает, что отделение (группа, класс) строится в колонну по одному, по два, взвод (группа, класс) по одному, по два, по три, а взвод (группа, класс) из четырех отделений — в колонну по четыре.
Рис. 3. Строй - колонна по два.
Замыкающий, направляющий, глубина строя
Называя элементы походного строя, командир дает их определение.
Направляющий - обучаемый (подразделение, взвод, группа, класс), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные обучаемые (подразделения) (Рис. 3).
Замыкающий - обучаемый (подразделение, группа, класс), движущийся последним в колонне (Рис. 3).
Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего обучаемого) до последней шеренги (позади стоящего обучаемого) (Рис. 3).
Для наглядности при показе элементов строя целесообразно построить одно из отделений и показать на нем все элементы строя.
После показа походных строев и их элементов руководитель занятия проверяет усвоение, задавая контрольные вопросы.
Строевая стойка.
Для обучения строевой стойке руководитель занятия строит отделение, группу, класс - (далее по тексту - отделение) в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.
Начиная занятие, руководитель занятия знакомит обучаемых с элементами строевой стойки путём образцового её показа. При этом обучаемые должны видеть руководителя занятия спереди и сбоку. Затем руководитель занятия рассказывает и показывает, в каких случаях применяется строевая стойка, и обращает особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказания, при обращении друг к другу. Закончив показ, руководитель занятия размыкает отделение группу и дает возможность обучаемым принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем руководитель занятия приступает к разучиванию строевой стойки по элементам.
Если большинство обучаемых допускают ошибки, руководитель занятия приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений. Для этого обучаемые в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Руководитель занятия показывает первое подготовительное упражнение - «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни», дает обучаемым возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков обуви. После этого руководитель занятия приступает к тренировке.
Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай - РАЗ, носки развести, делай - ДВА, носки свести, делай - РАЗ и т.д.
Подавая команды, руководитель занятия следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем руководитель занятия проверяет выполнение упражнения каждым из обучаемых. После этого он приказывает еще раз приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение нужно по несколько раз и только после этого проверять, не отклонились ли носки от линии.
После одиночной тренировки можно перейти к парной тренировке, для чего руководитель занятия производит расчет в отделении на первый и второй и командует:
«Первые номера налево, вторые напра-ВО», затем: «Первые номера проверяют, вторые выполняют - к парной тренировке - ПРИСТУПИТЬ », а сам следит за тренировкой, исправляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и периодически меняет тренирующихся и контролирующих.
Затем руководитель занятия показывает второе подготовительное упражнение- приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Руководитель занятия разъясняет, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении, задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки (рис.4, а), а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. 4, б).
Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам:
а - проверка правильности положения корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке;
в - отличие строевой стойки от положения «вольно».
Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай - РАЗ, принять первоначальное положение, делай - ДВА ». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.
Для показа отличия этих положений необходимо использовать зеркало или расположить одну шеренгу против другой, а затем подать команду «Первые номера - стоять вольно, вторые номера — грудь приподнять». Такая же команда повторяется для первых номеров, а вторые номера стоят в положении «Вольно». Проделав несколько раз это упражнение, обучаемые наглядно убедятся в отличии положения строевой стойки от положения «Вольно» (рис. 4, в).
При отработке второго подготовительного упражнения руководитель занятия показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. Руководитель занятия обращает внимание на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.
Отработав подготовительные упражнения, руководитель занятия приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ, Петров. Шаг вперед, шагом - МАРШ» и т.д.
Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать обучаемым подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то обучаемые легко, без наклона вперед выполнят команду.
Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Руководитель занятия подает команду «Поднять носки, делай - РАЗ ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.
Научив принимать строевую стойку по разделениям, руководитель занятия тренирует обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ или Отделение - СМИРНО ». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а руководитель занятия следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок.
После того как обучаемые научатся принимать строевую стойку, руководитель занятия учит их выполнять команды «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ ». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно ».
По команде «ВОЛЬНО » следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться » разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить обмундирование и снаряжение (если оно есть), негромко разговаривать.
При необходимости выйти из строя надо получить разрешение своего непосредственного начальника.
Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, руководитель занятия приступает к обучению.
С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение (- РАЗОЙДИСЬ, Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ, «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.
Обучаемые по команде «СТАНОВИСЬ » занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а руководитель занятия проходит перед строем и проверяет ее выполнение.
Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правильно, подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется.
Сделав замечания тем, кто неправильно выполнил команду «ВОЛЬНО », и подав ее несколько раз для тренировки, руководитель занятия учит выполнять команду «ЗАПРАВИТЬСЯ». Так, подавая неоднократно команды «СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ », руководитель занятия добивается правильного и четкого их выполнения. В дальнейшем навыки в выполнении строевой стойки и действия по командам «ВОЛЬНО » и «ЗАПРАВИТЬСЯ » совершенствуются на всех занятиях.
В конце занятия руководитель должен оценить каждого обучаемого за выполнение строевой стойки.