Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при отдании ими чести в движении, при подходе к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых и занятиях по физической культуре.
Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:
- тренировка в движении руками;
- тренировка в обозначении шага на месте;
- тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;
- тренировка в движении строевым шагом на два счета;
- тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 шагов в минуту);
Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.
- тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой площадки;
- общая тренировка в движении строевым шагом по площадке без разметки;
- приём зачетов.
Рассказав о применении строевого шага, руководитель занятия приступает к его разучиванию с отделением.
Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.
Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения.
Показав движение строевым шагом в целом, руководитель занятия показывает по разделениям первое подготовительное упражнение - движение руками (рис. 6), а затем подает команду «Движение руками, делай - РАЗ, делай – ДВА».
По счету «делай - Раз» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай - ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
|
После каждого счета руководитель занятия задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема руководитель занятия подает команду «ОТСТАВИТЬ», и все повторяет снова.
После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по команде руководителя можно перейти к обучению под счет самих обучаемых.
Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).
Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, ШАГОМ - МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15 - 20 см от земли и ставят её на землю на всю ступню.
Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.
Для отработки подготовительного упражнения для рук с шагом на месте руководитель занятия подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай - РАЗ, делай - ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.
После усвоения правильного положения рук при шаге на месте руководитель занятия приступает к изучению следующего подготовительного упражнения - движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.
|
Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, руководитель занятия размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, ШАГОМ — МАРШ». После команды «МАРШ» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре и т. д.» Счет «РАЗ» произносится громко.
По предварительной команде «ШАГОМ» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а).
По исполнительной команде «МАРШ» и по счету «РАЗ» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят её твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги (рис. 8, в).
Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «Два, три, четыре», делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.
По следующему счету «Раз», повторяется движение с правой ноги, а по счету «Два, три, четыре», снова выдержка и т. д.
П осле отработки подготовительного упражнения на четыре счета руководитель занятия повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым Шагом, по разделениям на два счета, ШАГОМ – МАРШ» и считает: «Раз, два; раз, два и т.д». Под счёт «Раз» выполняется шаг вперёд, под счёт «Два» — выдержка.
|
Рис. 8. Движение строевым шагом:
а - положение перед началом движения; б - начало движения (первый шаг);
в - положение по окончании первого шага.
Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем руководитель приступает к обучению движения строевым шагом с темпом 50 - 60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110 - 120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110 - 120 шагов в минуту.
Руководитель занятия, находясь в середине строевой площадки, подает необходимые команды. Если он замечает общую ошибку, то останавливает отделение (группу), поворачивает его налево и, показав, как надо делать, продолжает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один из обучаемых, руководитель занятия отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку.
Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет руководителя занятия, самостоятельно, под счет обучаемых. При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания - неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.
Если обучаемый при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую.
По окончании обучения движению строевым шагом руководитель занятия принимает зачет от каждого обучаемого.
Перед изучением поворотов в движении целесообразно отработать движение шагом и бегом, изменение скорости движения, прекращение движения.
Нормальная скорость движения шагом 110 - 120 шагов в минуту. Размер шага 70 - 80 см. Нормальная скорость движения бегом 165 - 180 шагов в минуту. Размер шага 85 - 90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ».
При начале движения бегом с места обучаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега.
Обучение бегу начинается с показа и освоения его техники в медленном темпе.
Показывая технику бега, руководитель занятия обращает внимание на положение корпуса и движение рук, толчок ногой, вынос ее вперед и постановку на землю. После показа обучаемые по команде руководителя занятия бегут в колонне по одному вокруг строевой площадки, соблюдая дистанцию четыре-шесть шагов. Руководитель занятия, находясь в центре, наблюдает за их бегом, следя за правильностью выполнения отдельных элементов техники бега, указывая на ошибки и требуя их устранения.
Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается руководителем занятия одновременно с постановкой обучаемого левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начинает движение бегом с нормальной скоростью.
Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с постановкой левой ноги на землю начать движение шагом.
При необходимости перейти с движения шагом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Руководитель занятия перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объяснением: шаг на месте обозначается подниманием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15 - 20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого руководитель занятия приступает к обучению.
Обучение шагу на месте производится по разделениям на два счета: «Делай - РАЗ» - поднять левую ногу на 15 - 20 см от земли, правой рукой при этом произвести движение так, чтобы кисть ее поднялась выше пряжки пояса (поясного ремня) на ширину ладони и на расстояние ширины ладони от тела; левой рукой — назад до отказа в плечевом суставе. По счету «Делай - ДВА» - левую ногу поставить на землю с передней части ступни на весь след. Руки опустить, кисти сбоку и посредине бедер.
Повторяя команду, отрабатываются попеременно описанные положения правой и левой ноги (руки). При этом особое внимание обращается на положение рук и соблюдение строевой стойки. Если обучаемый при выполнении приёмов допускает ошибки, то обучение следует продолжать до устранения отмеченных недостатков.
Тренировка проводится по команде «На месте шагом — МАРШ ». При переходе с шага на месте к движению шагом одновременно с постановкой левой ноги на землю (при шаге на месте) подается команда «ПРЯМО». По этой команде обучаемый делает еще один шаг на месте и с левой ноги начинает движение полным шагом.
По команде «На месте бегом — МАРШ», обучаемый выполняет бег на месте, ставя ноги на переднюю часть ступни и производя движение руками в такт бега.
По команде «ПРЯМО», подаваемой одновременно с постановкой в беге левой ноги на землю, надо сделать правой ногой еще один шаг в беге на месте и с очередной постановкой левой ноги на землю начать бег с движением вперед.
Показав и рассказав технику движения шагом и бегом, перехода с шага на бег и наоборот, руководитель занятия приступает к тренировке разученных приемов и действий.
Убедившись, что большинство обучаемых правильно усвоили технику движения шагом и бегом, руководитель занятия, указывает на недостатки отдельным обучаемым, приступает к объяснению и показу выполнения приёмов изменения скорости движения. С этой целью руководитель занятия размыкает обучаемых на интервал пять-шесть шагов для удобства проведения тренировки.
Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ, КОРОЧЕ ШАГ, ЧАЩЕ ШАГ, ре-ЖЕ, ПОЛШАГА, ПОЛНЫЙ ШАГ».
Чтобы принять в сторону на несколько шагов в строю на месте, подается команда, например: «Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ»; при этом ногу приставлять после каждого шага. Для продвижения вперёд или назад, на несколько шагов подается команда, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ». По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу.
При движении вправо, влево и назад движение руками не производится.
Для прекращения движения подаются команда «отделение - СТОЙ», «Иванов - СТОЙ».
По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, надо сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять положение «Смирно».
Повороты в движении.
Разучивание с отделением поворотов в движении начинается с показа их руководителем занятия. После показа руководителем занятия поворота направо в движении в целом поворот разучивается по разделениям на три счёта.
Руководитель командует: «Поворот в движении направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ». По счету «Делай - РАЗ», необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками; по счету «Делай - ДВА», резко повернуться направо на носке левой ноги одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и сделать шаг в новом направлении, по счету «Делай - ТРИ» приставить левую ногу.
Под следующий счет «Делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ» приём повторяется сначала и т. д.
Для тренировки руководитель занятия рассчитывает отделение на первый и второй, располагает обучаемых друг против друга в восьми шагах с интервалом четыре шага.
Тренировка проводится на четыре счета с движением три шага вперед по команде «Поворот в движении направо на четыре счёта, шагом — МАРШ» и подсчитывает: «Раз, два, три, четыре». Под счет «Раз, два, три» обучаемые делают три строевых шага вперед вдоль линии квадрата, а под громкий счет «ЧЕТЫРЕ» — поворот направо и шаг. Под следующий счет «Раз, два, три, четыре» упражнение повторяется.
Обучаемые совершают движение по квадрату 4х4 шага. Вначале темп движения 60 шагов в минуту, а затем 110 - 120 шагов в минуту.
Перед отработкой поворота налево руководитель занятия подчёркивает, что он выполняется так же, как поворот в движении направо, с той лишь разницей, что поворот налево производится после четырёх шагов, а под очередной счет «Раз» выполняется поворот на носке правой ноги. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю левой ноги.
Д ля тренировки руководитель занятия отводит отделение на шаг назад и располагает его на внешней линии прямоугольника. Выполнение поворота начинается по команде «Поворот в движении налево на четыре счёта, ШАГОМ - МАРШ» и затем ведётся под счет «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ », а под следующий громкий счет «РАЗ» обучаемые делают поворот и шаг, под счет «ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ» продолжают движение.
Рис. 9. Тренировка в поворотах налево в движении.
Завершаться тренировка может под счёт самих обучаемых. Для лучшего усвоения рекомендуется проводить тренировку в повороте направо и налево слитно по малому и большому квадрату строевой площадки, для чего отделение двигается с дистанцией между обучаемыми 4 шага (рис. 9).
Поворот в движении кругом требует особо тщательного обучения, более длительной тренировки.
Руководитель занятия обращает внимание на то, что поворот в движении кругом в отличие от поворотов направо, налево выполняется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках. Опускаться на пятки после поворота не разрешается.
в
Рис. 10. Показ поворота кругом в движении:
а - шаг вперёд, б - полшага вперёд и влево; в - положение после поворота.
Руководитель занятия разъясняет, что для поворота кругом в движении исполнительная команда «МАРШ» подаётся одновременно с постановкой на землю правой ноги, а затем на три счёта выполняется поворот.
Обучение повороту кругом в движении начинается по разделениям на четыре счёта по команде «Поворот в движении кругом, по разделениям: Делай - РАЗ, Делай - ДВА, Делай - ТРИ, Делай - ЧЕТЫРЕ».
Для поворота кругом по счету «Делай - РАЗ», обучаемые делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении (рис. 10, а), по счёту «Делай - ДВА», выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево (рис. 10, б) и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, остаются в таком положении.
По счету «Делай - ТРИ» делают шаг с левой ноги вперёд (рис. 10, в), а по счету «Делай - ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу. Упражнение повторяется в такой же последовательности в новом направлении сначала под счёт руководителя занятия, а затем самостоятельно под счёт обучаемых.
При выполнении поворота кругом особое внимание обращается на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага, т. е. когда по счёту «Делай — ДВА» вначале выносится правая нога на полшага вперёд, следует вместе с ней посылать левую руку вперёд, а правую назад. Как только правая нога опустилась на носок, руки должны быть опущены. В момент начала поворота на носках обеих ног руки, двигаясь в такт шага, окажутся внизу. По счёту «Делай — ТРИ» правая рука начинает движение вперёд, а левая назад.
Руководитель занятия внимательно следит за тем, чтобы при выносе правой ноги вперёд на полшага руки преждевременно не прижимались. Особое внимание во время тренировок в выполнении поворота в движении руководитель занятия уделяет координации движения рук в такт шага.
Тренировка в выполнении этого приёма может проводиться в комплексе с движением три шага вперёд по команде «Поворот кругом с движением три шага вперед, шагом - МАРШ», а под счет «Раз, два, три» делаются три шага, под счет «Четыре» - поворот кругом.
Заканчивая занятие, руководитель тренирует в движении строевым шагом и выполнении поворотов одновременно всех обучаемых. Для этого расставляет их на строевой площадке с дистанцией четыре шага и приказывает, чтобы они по команде прошли этот прямоугольник в течение 30 секунд. По команде руководителя занятия «Строевым шагом - МАРШ» обучаемые начинают движение, а руководитель занятия следит за ними и через 30 секунд подаёт команду «СТОЙ». По команде «Стой» обучаемые останавливаются, а по командам «ВОЛЬНО», смотрят, достигли ли они того места, откуда начали движение. Это упражнение повторяется несколько раз.
Поворот и полуобороты направо и налево при движении бегом выполняются по тем же командам, что и при движении шагом, поворотом на одном месте на два счёта и в такт бега.
Поворот кругом на бегу производится в сторону левой руки на одном месте, на четыре счета в такт бега.
Для закрепления навыков в поворотах в движении следует их периодически включать в упражнения при проведении занятий по физической подготовке.
10. Выход из строя.
Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй, руководитель занятия начинает из развернутого одношереножного, потом из двухшереножного строя и из колонны по два, по три, по четыре.
Руководитель занятия последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении обучаемого в первой шеренге, во второй шеренге и в колонне. После показа он поясняет, что обучаемый, услышав свою фамилию, должен ответить: «Я», а по команде о выходе из строя ответить: «ЕСТЬ» - и строевым шагом выйти из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, остановиться и повернуться лицом к строю.
При выходе из второй шеренги обучаемый слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего обучаемого, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, делает шаг в сторону, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на своё место. При выходе обучаемого из впереди стоящей шеренги, его место занимает стоящий за ним обучаемый.
Из колонны по два и по три (по четыре) обучаемый выходит в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой обучаемый, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, делает шаг назад, пропускает выходящего из строя обучаемого и становится на своё место. Выход производится на средину строя кратчайшим путём с поворотом в движении. Количество шагов считается от первой шеренги.
Возвращение обучаемого в строй производится по команде, например, «Иванов. Стать в строй» или только «Стать в строй».
По команде «Иванов», обучаемый, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к руководителю занятия и отвечает: «Я», а по команде «Стать в строй», отвечает: «ЕСТЬ», делает поворот кругом, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путём становится на свое место в строю.
Если подается только команда «Стать в строй», то обучаемый, стоящий лицом к строю, отвечает: «ЕСТЬ», и кратчайшим путём, идя строевым шагом, становится на своё место в строю.
Для обучения действиям выхода из строя руководитель занятия выстраивает отделение в две шеренги, размыкает его на один-два шага и подаёт команды для выхода из строя и возвращения в строй. Вначале выход производится из первой шеренги, а затем из второй. Можно тренировать в выходе из разомкнутого строя одновременно нескольких обучаемых.
Чтобы каждый обучаемый усвоил порядок выхода из любой шеренги строя, в ходе тренировки рекомендуется шеренги менять местами.
Отработав выход из двухшереножного строя, руководитель занятия приступает к разучиванию выхода из колонны по два и по три (по четыре).
Руководитель занятия разъясняет обучаемым, что выход из строя по вызову выполняется по команде «Иванов. КО МНЕ».
Услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по команде «Ко мне» отвечает: «ЕСТЬ». Затем в зависимости от того, с какой стороны находится руководитель занятия, обучаемый делает один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону руководителя занятия, кратчайшим путём строевым шагом (бегом) подходит (подбегает) к руководителю занятия и докладывает о прибытии. Если обучаемый к руководителю занятия подбегает, то за пять-шесть шагов до него он переходит на строевой шаг. Руководитель занятия должен сам повернуться навстречу обучаемому, вызванному из строя, а не заставлять его заходить вперед.
При отходе от руководителя занятия для возвращения в строй обучаемый поворачивается в сторону движения и двигается в строй также строевым шагом.