Введение
Можем ли мы вполне определенно ответить на вопрос о том, что собой представляет современное образование и каким ему предстоит быть в будущем?
Что мы понимаем под философией образования?
Возможно ли указать, хотя бы в основных чертах, философские основания образования для XXI века, в котором предстоит жить и трудиться не только нашим потомкам, но уже сегодняшним школьникам?
Каким образом может быть построен "мост" между философскими, теоретико-методологическими образовательными концепциями, образовательной практикой и педагогической практикой?
Следует иметь в виду, что для философии образования практикой, по существу, является и сфера деятельности политиков, определяющих социально значимые направления развития образования в единстве с развитием всех остальных жизненно важных сфер общества (а точнее, с опережением в развитии этих сфер). И деятельность образовательно-стратегическая, ориентированная на прогностическое обоснование образовательных ценностей и приоритетов. И деятельность теоретическая по реализации междисциплинарных философско-образовательных доктрин в теоретических концепциях более частного, локального порядка. И, наконец, та самая традиционно понимаемая собственно педагогическая практика, в которой, в конечном итоге, находят свое воплощение все обозначенные выше иерархически соподчиненные теоретические идеи и замыслы.
Философия и история образования – это система педагогических идей, учений, взглядов на образование и воспитание человека, наука, изучающая историко-педагогический процесс во всей его конкретности и многообразии.
Историко-педагогический процесс – это теория и история процессов образования, воспитания и развития человека в процессе исторического развития общества.
Объект – историко-педагогический процесс.
Предмет – закономерности и этапы историко-педагогического процесса, педагогические теории и учения.
Задачи:
1. Выяснение закономерностей и этапов историко-педагогического процесса.
2. Изучение философско-педагогических взглядов, идей, учений о воспитании и образовании.
3. Изучение становления и развития школы и различных систем образования в процессе исторического развития человечества.
4. Внедрение в практику.
5. Прогнозирование образования.
Методология – система способов и принципов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологические подходы, которые используются при изучении философии и истории образования:
1. Антропологический, связанный с развитием человека (социолого-антропологическая теория Ш. Летурно).
2. Конкретно-исторический, связанный с периодизацией истории - древнейший мир (первобытное общество), древний мир (3 тыс. лет до н.э. - 3в. н.э.), средние века (4-16 в.в.), новое время (17-19 в.в.), новейшее время (20-21 в.в.).
3. Цивилизационный, изучающий развитие образования в разных цивилизациях: античной, восточной, американской и т.д.
4. Формационный, связанный с общественно-экономическим строем -рабовладельческим, капиталистическим, демократическим и т.д. (социолого-психологическая теория П. Монро).
5. Аксиологический, связанный с развитием культуры и ценностей, анализом ценностей как основы для определения целей воспитания (духовно-культурологическая теория К. Шмидта, К. Вентцель).
Все подходы взаимосвязаны между собой.
Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: научность, систематичность и последовательность, историзм, культурологический, принцип целостного подхода.
Этапы в истории образования выделены П. Каптеревым по субъекту целеполагания (кто определяет цели воспитания):
1. Общинно-семейный.
2. Церковный.
3. Государственный.
4. Общественно-демократический.
Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает знания о человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Изучение истории педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры.
Тема 1. Философия и история образования как наука.
План:
1. Философия образования в системе современного педагогического знания.
2. Цели, задачи, функции философии образования.
3. Взаимосвязь между образованием и просвещением.
В западном обществоведении второй половины 20 века формируется новое исследовательское направление – «философия образования». Данный феномен стал в 90 годы предметом обсуждения отечественных педагогов, философов, социологов.
Философия образования – область педагогических исследований на стыке наук о человеке. Результаты исследований представляют собой интегративные знания, которые являются фундаментальной основой решения проблем теоретического и конструктивно-проектировочного характера. В отечественной педагогике исследования такого уровня относят к методологии педагогической науки.
Философия образования в развитии педагогической теории и практики призвана:
– выполнять регулятивную функцию, задавать направления и границы исследовательских поисков;
– способствовать выбору стратегий образовательных систем, адекватных позитивным тенденциям общественного развития, культурным и современным духовным исканиям человечества.
Исследования в области философии образования, связанные с интеграцией социологических, культурологических, философских, экономических и др. знаний, есть необходимое условие преодоления известной изолированности современной отечественной педагогики от общих процессов культурно-научного и социального развития.
Термин «философия образования» нуждается в некоторых разъяснениях. В соответствии с отечественной традицией, термин «образование» не идентичен термину «воспитание» – следовало бы говорить о «философии образования и воспитания».
С точки зрения философии образования «образование» – это условие непрерывности эволюции человечества, духовная связь времен и интегральный стратегический интеллектуально-нравственный ресурс страны. Поэтому именно образование, а не экономика, наука, техника, или сама политика, является духовной первоосновой и универсальным интеллектуально-нравственным ресурсом государственной политики.
Цель образования вытекает из смысла жизни человека и ее эволюционного назначения. Именно человек является субъектом и объектом образовательной деятельности. Без знания природы человека, особенностей взаимосвязи с миром и обществом, смысла жизни, ее эволюционного назначения, педагогика и истинное образование невозможно.
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Абсолютная же цель и самоцель человеческой жизни заключается в самопознании и самореализации через образование и самообразование в течение всей жизни, т.е. непрерывное образование.
Задачи образования это, прежде всего, есть дифференцированная цель применительно к современным нуждам и перспективам общества и эволюции жизни. Эти задачи должны соотноситься со стратегической целью и задачами государственной политики, служить духовным средствам ее реализации. По отношению к человеку задача образования состоит в гармонически целостном развитии тела, ума, чувства, воли и интуиции человека посредством овладения в максимально возможной полноте теоретической и практической, отечественной и мировой, общей и профессиональной культурой. Мы говорим об образовании в широком смысле этого слова, когда подразумеваются все формы и институты, сочетающие в себе обучение, воспитание и просвещение.
Понятие просвещение в философской литературе имеет разное содержание. Термин «просвещение» впервые встречается у Вольтера, окончательно утверждается И.Кантом в статье «Что такое просвещение?», 1794 г. Первоначально просвещение связывалось с идейными течениями эпохи перехода от одной формации к другой. Затем просвещение рассматривалось как свойство культуры в познании себя, в формировании исторического склада и образа жизни. Сегодня к просвещению относятся ретроспективно, понимая его как оцениваемое свойство тех или иных исторических эпох.
Взаимосвязь между образованием и просвещением тесная и живая: передача накопленных знаний и навыков начинается с раннего детства, что сопрягается с просвещением и реализуется через воспитание. Воспитание представлений о мире – это есть, по сути дела, фокус того просветительства, который сегодня доминирует в той или иной стране, отражая историю нации.