Функции научной теории: объяснение, описание и предсказание




Виды вопросов.

По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы».

Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как» и т.д. В восполняющих вопросах в свою очередь можно выделить несколько видов:

– «какой (кто, какие)-вопросы». Это вопросы, в качестве ответов на которые мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса.

«сколько-вопросы». Эти вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений.

– «что (как, почему, для чего)-вопросы». Они выражают незнание того, что представляет собой некоторое явление, и могут быть направлены на выяснение причины этого явления (почему-вопрос), связи этого явления с практикой (для чего-вопрос), механизма действия причины явления (как-вопрос). Ответом на «что-вопрос» может быть либо реальное определение предмета, либо ответ - это целая объясняющая теория. В последнем случае ответ не может быть выражен в отдельном суждении.

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы.

Синтаксически корректные – вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением. Они в свою очередь делятся на семантически корректные и некорректные.

Семантически корректным является вопрос, предпосылка которого – истинное суждение.

Семантически некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение.

По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные.

Простые не включают в качестве составных частей другие вопросы.

Сложные включают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»).

По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми.

К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов.

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

 

51. Роль гипотезы в развитии знания. Виды гипотез.

 

Гипотеза представляет собой форму вероятного знания, это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений природы, общества и мышления.

Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда является проблематичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Виды гипотез.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:

Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?» Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.

Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?».

2. По объекту исследования различают гипотезы:

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы — в условном и тем самым временном ее принятии.

 

52. Построение и доказательство гипотезы.

 

Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению той или иной идеи - первоначального предположения. С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего. Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов.
Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования.
Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям:
гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;

1. гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

2. гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов;

3. гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;

4. гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.

После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

1. когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;

2. если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок;

3. методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными);

4. выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;

5. внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

 

53. Структура и функции научной теории.

 

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.

Современная методология науки выделяет следующие основные элементы структуры теории:

  • основания теории – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.;
  • идеализированный объект – абстрактная модель существенных признаков (свойств и связей) изучаемых объектов действительности, например абсолютно твердое тело, идеальный газ, человек экономический и т.д.;
  • логика теории – совокупность правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов и направленных на исследование и развитие знаний;
  • совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений теории.

Функции научной теории: объяснение, описание и предсказание

Теория как совокупность утверждений, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности представляет собой высшую, самую развитую форму организации научного знания и должна обладать следующими функциями.

 

• Во-первых, теория должна систематизировать, привести в порядок знания, полученные в определенной области, т.е. факты, принципы, законы должны представлять собой единую, целостную систему знаний. Это описательная функция теории.

• Во-вторых, на основе сформулированных принципов и познанных законов теория должна объяснить прошлое и настоящее положения вещей: экспериментальные факты своей предметной области, существенные признаки, причины явлений, происхождение и т.д. Это ее объяснительная функция.

• В-третьих, объясняя причины явлений, на основе сформулированных законов делаются предсказания о будущем состоянии объектов, явлений, процессов. Подсказать, что нас может ожидать в дальнейшем, – это, пожалуй, главная функция теории – предсказательная, прогностическая, или эвристическая. Она позволяет выявить перспективы развития определенного явления или процесса с указанием количественных характеристик (сроки, темпы и др.), например составить прогноз погоды, урожая, прогнозировать уровень доходов, сроки и характер кризисов и т.д.

• В-четвертых, на базе теоретических принципов и законов должны формироваться методы, способы и приемы исследовательской деятельности, позволяющие получить новые знания, предположить существование неизвестных ранее фактов. Фундаментальные теории меняют мировоззрение исследователей и методологию науки. Так, например, квантовая физика изменила мировоззрение физиков, общая теория систем служит основой системно-структурного и структурно-функционального методов познания и т.д. Это мировоззренческая и методологическая функции теории.

 

54. Методы построения научных теорий.

 

Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором все утверждения выводятся логически из исходного положения; впервые применился в «Началах» Евклида. В своей реализации метод проходит 4 этапа:

1) вводятся исходные понятия и даются им определения;

2) из этих понятий строятся суждения – аксиомы, истинность которых не доказывается;

3) разрабатываются правила преобразования аксиом и введения в них новых понятий;

4) формулируются теоремы, которые проверяются на истинность путем сведения к аксиомам.

Критерием соотнесения аксиом выступает не здравый смысл, а математические выкладки. Их обоснованность проверялась путем построения математических моделей, которые д.б. непротиворечивыми. →использ-ся в мат и логич науках!

Гипотетико-дедуктивный метод (гипотеза – научно обоснованное предположение, дедукция – выведение)- это метод начн познания заключающийся с создании систем дедуктивно связанных м-у собой гипотез, из которых выводятся предположения о фактах.

Этот метод оформился в трудах Галилея в 5 шагах: 1) фиксация гносеологической неопределенности; 2) выдвижение гипотезы; 3) выведение всевозможных следствий из этой гипотезы; 4) проверка следствий на истинность (верификация); 5) если все следствия подтвердились, то гипотеза превращается в теорию, а если хотя бы одно следствие ложно, выдвигается новая гипотеза.

Главное в методе – никакая теория не появляется из ничего, все проверяется в голове. Минус: невозможность отразить отношения м-у гипотезами.

Частные, используемые только в какой-то отдельной области (например, метод раскопок в археолгии)

Общенаучные, используемые разными науками, дающие возможность связывать воедино все стороны процесса познания:

– общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)

– методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование)

– методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация)

Всеобщие (диалектика, метафизика, метод проб и ошибок)

Экспериментальный метод. К числу важнейших проблем, которые требуют привлечения экспериментального метода, относится опытная проверка гипотез и теорий, а также участие в формировании новых гипотез и теоретических представлений. Задача исследователя в данном случае состоит в том, чтобы на основании имеющихся эмпирических фактов и существующих теоретических представлений оценить степень вероятности, или правдоподобия, гипотезы. Гипотеза выступает в качестве исходной посылки некоторого правдоподобного, так называемого, гипотетико-дедуктивного рассуждения. Оно дает возможность проверять обобщения и предположения по сопоставлению их следствий с результатами эмпирических наблюдений и экспериментов, посылок делает заключение также проблематическим. Такого рода рассуждения имеют значение постольку, поскольку из их посылок по логическим правилам дедукции можно получать однозначные следствия и по ним судить о характере самих посылок.

Индуктивный метод. Обобщения, гипотезы и законы науки могут быть получены с помощью индуктивной логики. Между тем в результате индуктивного обобщения возможно обнаружить лишь простейшие эмпирические законы, которые объясняют весьма ограниченное число фактов. Процесс дальнейшего обобщения эмпирических законов наталкивается, однако, на непреодолимое препятствие, поскольку число эмпирических законов, с помощью которых можно отсеивать неподходящие варианты, резко уменьшается, и возникает необходимость обращения к теоретическим законам и теории вообще. Индуктивные методы, объясняя происхождение простейших эмпирических законов, тем самым стимулируют анализ тех эвристических и методологических принципов, которыми ученые часто неявно руководствуются при выдвижении гипотез и поиске законов. Индуктивный метод хотя и в несовершенной форме, но исследует ту сторону научного познания, которая связана с возникновением нового знания, наряду с индукцией здесь существенная роль принадлежит многочисленным эвристическим приемам и средствам.

Классический метод. Для классической стадии развития науки характерен идеал дедуктивно построенных теорий. Классический вариант формирования развитой теории предполагает теорию, отражающую системы закрытого типа. Идеал такой теории — физика Ньютона. Теоретическое знание носит лишь предположительный гипотетический характер, оно подвержено ошибкам. Подлинно научная теория открыта для фальсификации, т.е. для опровержения ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Фальсифииируемость означает, что в связи с теорией мыслится не только совокупность эмпирических данных, подтверждающих эту теорию, т.е. выводимых из нее путем дедукции, но и совокупность потенциальных фальсификаторов, еще не зафиксированных эмпирических свидетельств, противоречащих этой теории.

Генетический метод. Предполагает фиксацию некоторой совокупности конструктивно заданных объектов и системы эффективных преобразований объектов. Новые объекты теории строятся из исходных посредством таких преобразований. Объекты генетически строящейся теории являются хотя и эффективно определенными, но абстрактными объектами, так как конструктивное задание объекта не предполагает его физическую конкретизацию. Действия над конструктивными объектами также рассматриваются с абстрактной точки зрения, часто отвлекаются от возможности физической реализации таких действий. Актуально бесконечные цепочки преобразований исключаются как недопустимые. Место актуальной бесконечности заменяет абстракция потенциальной осуществимости, в рамках которой можно производить эффективно определенные действия над объектами без ограничений на число шагов - лишь бы это число оставалось конечным на любом этапе преобразований. Если даны конструктивные объекты и имеется эффективный метод построения из них нового объекта, последний считается (потенциально) построенным и о нем можно рассуждать.

 

55. Идеалы и нормы научного познания.

Идеалы и нормы научного познания - совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок, которыеорганизуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно-историческом этапе развития науки. Основные функции идеалов и норм научногопознания – организационная и регулятивная. Они призваны ориентировать научные исследования на болееэффективные пути, способы и формы достижений научных результатов. Среди идеалов и норм наукивыделяют три уровня: 1) собственно познавательные идеалы и нормы; 2) социальные требования(нормативы), которые определяют роль науки в общественной жизни; 3) специфически предметные идеалы инормы, где установки первого и второго уровня конкретизируются применительно к конкретной науке (вматематике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, а для опытных наук он обязателен); длябиологии идеи эволюции выражаются методом историзма, а в физике к этому методу не прибегают.

Познавательные идеалы и нормы науки имеют сложную организацию, в которой выделяют следующие формы: а) номы и идеалы объяснения и описания; б) нормы и идеалы доказательности и обоснованности знания; в) нормы и идеалы организации и построения знания. Их описывают следующие категории: научная истина, научное доказательство, научная эффективность, критерии научности знания, научная теория, научное объяснение, научное понимание и др. Второй уровень идеалов и норм научного исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определённом этапе её исторического развития. Первый и второй уровень идеалов и норм науки образуют аксиологический фундамент исторического типа науки (древневосточная, античная, средневековая, новоевропейская, классическая, не-классическая, постнеклассическая. При переходе на новый исторический этап развития науки кардинально меняются её идеалы и нормы.

В содержании идеалов и норм научного исследования можно выделить третий уровень. В нем установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, биологии, химии и т.п.).

В идеалах и нормативных структурах науки выражена некоторая обобщенная схема метода, поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Но не только спецификой объекта обусловлено функционирование и развитие идеалов и нормативных структур науки. В их системе выражены определенный образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность. Он формируется в науке, испытывая влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры той или иной исторической эпохи.

 

56. Методологические принципы построения научной теории.

 

Среди методологических принципов можно выделить, во-первых, логические и интуитивные факторы, во-вторых, эмпирические и рациональные.

Логические факторы, несомненно, играют важную роль в построении теории, так как именно они служат для установления связи, во-первых, между ее основными и неосновными понятиями посредством определений, во-вторых, для вывода (дедукции) из исходных посылок теории следствий, в-третьих, для индуктивного подтверждения эмпирически проверяемых следствий теории. На первом этапе научного познания, когда возникающая наука, например естествознание, была занята накоплением и систематизацией эмпирической информации, логике придавалось решающее значение в открытии новых научных истин, в том числе и создании теорий.

Интуитивные факторы в создании новых научных идей и теорий получили широкое признание после того, когда была установлена несостоятельность попыток построения логик открытия. Конкретные механизмы и типы интуиции изучаются главным образом в психологии творчества, хотя многое здесь остается неясным и спорным. Когда говорят об интуитивном познании в науке, то обычно имеют в виду не чувственное созерцание, а интеллектуальную интуицию, т.е. дискурсию, или рассуждение, не контролируемое жесткими правилами логики, а опирающееся на аналогии, сравнения, наглядные образы, эвристические соображения и т.п. Нередко интуицию рассматривают как озарение, инсайт, внезапное открытие и на этом основании противопоставляют логическому рассуждению, а иногда и систематическому исследованию. Часто при этом ссылаются на воспоминания и рассказы известных ученых, которые действительно свидетельствуют, что к некоторым важным своим открытиям они пришли после того, как перестали размышлять над интересующей их проблемой, находясь на отдыхе, во сне, перейдя к изучению других вопросов и т.д. Загадочным такое внезапное открытие, по-видимому, выглядит потому, что игнорируется вся предшествующая деятельность мышления, а по мнению известного французского математика А. Пуанкаре, также и подсознания. Он считал, например, что большинство комбинаций идей возникают в подсознании, а сознание лишь отбирает те из них, которые являются красивыми и вследствие этого оказываются наиболее полезными.

Влияние эмпирических и рациональных факторов зависит от их роли и отношений в построении теории. Естественно, что речь в данном случае идет об эмпирических или фактуальных теориях, которые дают нам всю систематизированную и целостную информацию о реальном мире.

Эмпирические факторы теории составляют ее наблюдательный и экспериментальный базис, т.е. ту первичную информацию, на которой основываются ее абстрактные понятия и утверждения. С точки зрения различных направлений философии эмпиризма (позитивисты, феноменалисты, бихевиористы, инструменталисты и др.) единственно надежным и прочным в теории является именно ее эмпирический базис, прежде всего факты, которые можно непосредственно наблюдать и проверять. Все же остальное представляет собой рациональную, умозрительную конструкцию, которая служит для обобщения, систематизации, более компактного и удобного представления большого массива эмпирической информации.

Сторонники рационализма в условиях накопления и систематизации эмпирической информации главным инструментом открытия новых истин считали дедукцию. Они полагали, что из заключений интеллектуальной интуиции, которые считались самоочевидными, посредством дедукции можно "автоматически" вывести научные истины.

 

57. Основные виды научных теорий.

 

1. Феноменологические и нефеноменологические теории. Эта классификация основывается на глубине раскрытия специфических особенностей и закономерностей изучаемых процессов. Она связана с развитием процесса научного познания, который обычно начинается с изучения наблюдаемых свойств и отношений явлений. Глубина познания в таких теориях не идет дальше сферы явлений, отсюда и происходит самое их название как феноменологических (в древнегреческом языке phainomenon означает «явление»). Феноменологические теории часто отождествляют с эмпирии-ческими и описательными теориями, и для этого имеются определенные основания, во-первых, потому что они опираются также на опыт и наблюдения, во-вторых, они не вводят ненаблюдаемые объекты и не прибегают к сильным абстракциям и идеалгоациям и, основанным на них, теоретическим понятиям. В отличие от них нефеноменологические теории стремятся объяснить наблюдаемые явления и поэтому их называют также объяснительными теориями, а иногда также интерпретативными, так как они истолковывают свои абстрактные понятия и утверждения с помощью наблюдаемых явлений.

2. (Строго) детерминистические и стохастические теории раз­личаются точностью предсказаний. В западной методологии такие теории обычно именуются как детерминистические и индетерминистические, но такое название неявно исключает стохагические теории с их вероятностными предсказаниями из круга детерминистических. Часто стохастические теории называют также веро-гностно-статистическими, так как они основываются на стастической информации, а их предсказания являются вероятностными. Характеристика индетерминистских теорий вряд ли правомерна, ибо она создает впечатление, что в мире наряду с необходимостью и определенностью господствует случайность а неопределенность. В действительности же, случайное и необходимое органически связаны между собой, и поэтому их нельзя абсолютно противопоставлять друг другу. Вероятность выражает меру или степень возможности случайных событий и тем имым в известной мере также детерминирует наше отношение ним. Тот факт, что мы в состоянии ориентироваться в условиях неопределенности, делать вероятные прогнозы будущего, Свидетельствует о существовании более слабой формы детерминации, а не об отсутствии ее, не об индетерминизме. С логической точки зрения основное отличие между детернистическими и стохастическими теориями объясняется раз-чием их исходных посылок. Если в теориях первого типа посылками служат некоторые универсальные утверждения (аксиомы, (постулаты, законы, принципы), то в теориях второго типа для этого используется статистическая информация в форме статистических законов, обобщений или гипотез. Именно статистический характер посылок стохастических теорий приводит к вероятным их заключениям.

3. Динамические и статические теории различаются по такому основанию деления, как равновесие и движение природных или социальных систем. Поскольку все в мире находится в постоянном движении и развитии, то динамические теории преобладают в науке. Они анализируют переходы от одного состояния системы к другому или от одних систем к другим. В математизированных теориях естествознания для этого используются различные виды дифференциальных и функциональных уравнений, посредством которых описываются количественные связи между величинами, характеризующими переходы от одних состояний к другим. Типичными теориями такого рода являются классическая ньютоновская динамика и квантовая механика, первая из которых приводит к однозначно достоверным результатам, вторая — к вероятностным. Статические теории описывают взаимосвязи между элементами систем, находящихся в равновесии. Они представляют собой как бы моментальный снимок с системы, находящейся в относительном покое. Обычно такие теории изучаются вместе с динамическими, составляя необходимый элемент единой научной дисциплины. Так, в классической механике системы изучаются как в движении (динамика), так и в равновесии (статика). В учении о теплоте различают термодинамику и термостатику.

4. Формальные и содержательные теории различаются между собой тем, что первые исследуют общую структуру, или форму, предметов и процессов, вторые — их конкретные свойства и отношения. Наиболее типичными формальными теориями являются теории математики и логики. Последнюю часто называют поэтому формальной логикой. Если классическая математика изучала в основном количественные отношения между различными величинами, которые используются в различных содержательных теориях и приложениях математики, то теперь она исследует различные абстрактные структуры, которые включают в свой состав отношения между величинами в качестве частного случая. Предметом анализа логики служат такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение. Характерная особенность формальных теорий состоит в том, что в своем исследовании они абстрагируются, отвлекаются от конкретного содержания изучаемых предметов и процессов и выделяют их форму, или структуру, в чистом виде. Так, в математике мы используем те же числа для счета небесных тел, живых существ, людей и других объектов. Одними и теми же математическими уравнениями описываем движение земных и небесных тел, биологические и социальные процессы. В логике не интересуются конкретным содержанием понятий, суждений, умозаключений, а выделяют общую их форму, или структуру, благодаря чему ее методы могут быть применены в любом процессе рассуждений как в науке, так и в повседневной жизни.

 

58. Проблема классификации научного знания.

 

С самого начала возникновения науки, еще во времена Античности научное знание не было однородно и предпринимались попытки его классификации. Наиболее известна классификация Аристотеля (384-322 до н.э.).

Аристотель выделял теоретическую философию (теоретическое знание), цель – знание ради знания; практическую философию (практическое знание), цель – знание ради деятельности; и пойетическую философию (творческое знание), цель – знание ради творчества. Теоретическая философия подразделялась на физическую, математическую и первую философию. Физическая философия изучала то, что существует отдельно, и движется. Математическая философия изучала то, что не существует отдельно, т. е. существует в абстракции и неподвижно (мир чисел и геометрических фигур). Первая философия изучала начала и причины бытия.

К практической науке Аристотель относил этику и политику. К пойетическим наукам – риторику и поэтику. Логику Аристотель считал обязательным введением ко всему комплексу наук.

В Средние века Арабская философия унаследовала традицию Аристотеля. Так, Аль-Кинди (ок.800 – ок. 879) создал учение о трех ступенях научного познания. Первая ступень – логика и математика. Вторая ступень – естественные науки. Третья ступень – метафизика (философия). Занятия наукой Аль-Кинди совмещал с астрологией, составляя гороскопы, писал о значении примет.

Еще один представитель арабской науки, великий Авиценна (Ибн-Сина) (980-1037) делил все науки на две группы: теоретические и практические. Теоретические науки исследуют существующее независимо от человеческой деятельности, практические науки исследуют саму деятельность. Цель теоретических наук – постижение истины. Цель практических наук – достижение блага. Логика предваряет все другие науки как необходимое введение.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) философ Нового времени предложил классификацию наук на основе способностей души – памяти, воображения и рассудка. Память – основа истории (гражданской и естественной повествовательной, естественной индуктивной); воображение – основа поэзии (параболической – басни, драматической и описательной); рассудок – основа философии. Философия делится на естественную философию (физика абстрактов, физика конкретов, математика), учение о человеке и учение о боге.

В 19 веке идет быстрый процесс дифференциации науки по дисциплинарному признаку, по предмету исследования, выделяются такие науки как математика, физика, астрономия, химия, биология, психология, социология, история и др. Этот процесс получил осмысление в рамках марксисткой философии. Ф. Энгельс предложил классификацию наук по формам движения материи. В дальнейшем эта методология была использована в советской философии науки. Большое внимание этой проблеме уделял выдающийся советский исследователь истории науки Б.М. Кедров (1903-1985) в книге «Классификация наук» (1965).

В настоящее время на основе сложившейся традиции выделяются четыре группы наук: логико-математические, естественные, социально-гуманитарные и технические науки. Классификация базируется на различных типах рациональности в этих науках.

Логико-математическая рациональность:

  • идеальная предметность,
  • конструктивная однозначность,
  • формальная доказательность,
  • аналитическая (логическая) верифицируемость.

Естественно научная рациональность:

  • эмпирическая предметность,
  • наблюдательно-экспериментальная однозначность
  • частичная логическая доказательность,
  • опытная верифицируемость (проверяемость).

Инженерно-техническая рациональность:

  • вещная предметность,
  • конструктивная системность,
  • эмпирическая проверяемость,
  • системная надежность,
  • практическая эффективность.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: