«Я родом не из детства – из войны».
ЦЕЛЬ: Формировать и развивать патриотическое самосознание, уважение к историческому прошлому нашей Родины, посредством усвоения музыкально – литературного материала.
ЗАДАЧИ:
· применить на практике знания по культуре речи, речевые навыки;
· научить творческой вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении;
· воспитывать интерес к изучениюрусского языка, героической истории нашего народа, потребность в получении новых знаний;
· развивать навыки художественного чтения, словарный запас
На заднике панно «Победе - 75». В углу сцены расположен экран для демонстрации слайдов. Звучит мелодия песни «Дети войны». Обучающиеся т/о «Хобби – центр» выстраиваются на сцене.
Ярослав. Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина,
Где когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Бьют зенитки, и бомбы летят завывая,
Разорённое утро и ночи без сна…
Наше детство огнём опалила большая,
Не по детскому росту война.
Аня. Я родом не из детства – из войны,
И потому, наверное, дороже
Ценю, чем ты, и счастье тишины,
И каждый лишний день, что мною прожит.
Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать и писать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти.
(Звучит мелодия песни А.Новикова «Эх, дороги»)
Таня. Майор привез мальчишку на лафете.
|
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста,
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Маша. Он знал одно: разбито детство,
сломалось детство пополам,
И шел, не смея оглядеться,
по страшным вражеским тылам…
Он находил везде дорогу,
и шёл вперёд, и шёл вперёд.
И осень с ним шагала в ногу
и возмужала в свой черёд.
Она, как сказка, шла с ним рядом,
чтобы его следы заместь,
Смотрела в даль недетским взглядом,
неотвратимая как месть.
Так шёл он в майке, в серой кепке.
Его приметы: смуглый, крепкий.
Из вас не знает кто-нибудь, куда он мог
направить путь?
(музыка смолкает)
Катя. Когда фашисты покидали пустой,
сожжённый город Б.,
Уже за мглистой снежной далью
расплата слышалась в пальбе.
И мальчик раньше всех, как надо,
вернулся в город
свой родной
Вернулся он домой с гранатой.
Он ей доверился одной.
Он всматривался, твердо зная в лицо
мишень свою:SS.
Где же машина та штабная,
что мчится всем наперерез?
Всегда сверкающая лаком, кривым
отмеченная знаком,
С гудком певучим, с полным баком,
франтиха фронта
«мерседес»?
Она прошла крутым виражем,
кренясь и шинами визжа,
Машина та, с начальством
вражьим,
опухшим, словно с кутежа.
И мальчик подбежал и с ходу;
гранату в стёкла им
швырнул.
И, вырвавшийся на свободу
огонь из стёкол полыхнул.
|
А где же мальчик в серой кепке?
его приметы: смуглый, крепкий.
Не знает кто – нибудь из вас,
погиб ли он, где он сейчас?
Таня. Не знаю, был ли мальчик взорван.
Молчит о том кровавый снег.
Ребят на белом свете прорва –
не перечтешь, вспомнишь всех…
Но сказка о ребёнке смелом
шла по тылам и по фронтам.
Написанная наспех мелом, вдруг
возникала тут и там.
Пятнадцать лет ему, иль десять,
иль может, меньше десяти.
Его фашистам не повесить, не опознать
и не найти.
То к партизанам он пристанет,
то, ночью рельсы развинтив,
С пургой в два голоса затянет
её пронзительный мотив.
Он возмужает понемногу, что делать дальше –
разберёт.
А сказка с ним шагает в ногу
и возмужает в свой черёд.
Она идёт всё время рядом, поёт
и в землю бьёт прикладом,
И смотрит в даль недетским взглядом,
и гонит мстителя вперёд.
(Звучит мелодия песни М.Фрадкина «Берёзы». На фоне музыки)
Настя А. Для меня война – не чей-то сказ,
Не воспоминания старух:
Страхов навидался детский глаз,
Напитался ужасами слух.
Ощутила я дыханье зла,
Я войне всё детство отдала,
Я братишкам заменяла мать,
А братишек в доме было семь,
Семерым попробуй постирать,
Рубашонки заплатать им всем,
Накормить, заштопать им носки…
Дни, они куда как коротки!
В полночь я валилась на кровать,
Думая, что больше мне не встать!
И вставала…надо же пойти в
В поле, в наш сиротский огород…
Десяти годов иль тридцати
Стоил он – один военный год.
Настя С. Как война испытывала нас,
Грохоча за нашими дверьми,
Шуток мы не знали и проказ.
Воинами были – не детьми!..
Малолеткой я вступила в строй.
|
Тяжкий заступ – чем не автомат?
Ковырялась я в земле сухой,
Воевала с нею, как солдат.
Как солдат, сменяла я посты,
Носом от усталости клюя,
И за прялкою до темноты
Пряла, точно бабушка моя
Музыка смолкает.
Маша. В те годы на сборах пионеры часто декламировали стихи любимого поэта советской детворы Самуила Яковлевича. Маршака.
Читает на фоне мелодии песни «Тёмная ночь».
Ты каждый день, ложась
в постель
Смотри во тьму окна
И помни, что метёт метель
И что идёт война.
И они, дети грозовых лет, помнили это. Всегда, пока мела метель. А она бала жестокой и суровой.
Музыка смолкает.
Настя Х. На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога через легендарную Ладогу, сейчас стоит памятник – «Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Звучит фрагмент из Ленинградской симфонии Д.Шостаковича.
Настя А. Девчонка руки протянула
И головой
На край стола…
Сначала думали – уснула,
А оказалось –
Умерла…
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах слёзы,
Как росинки,
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.
Аня. Нас шатает…
Почти весь день
Мы на корточках -по болоту…
Даже двинуть рукою лень.
Тело сводит и жжет
Ломота.
Только вечером, перед сном,
В детском доме
Больным ребятам
Клюкву выдали.
Спецпайком.
По семнадцати штук на брата.
Настя С. Фанера надрывается в окне,
От страха дом привычно закачался.
…Ребёнок улыбается во сне.
А мать ему поет
О тишине,
Чтоб он её
Потом не испугался…
Музыка смолкает.
Таня. И помни, что метёт метель
И что идёт война.
Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Уезжая на фронт, Аркадий Петрович Гайдар писал детям военных лет: «Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда, в хороший час, после радостной, мирной работы вы будете с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране одержать победу над хищным и подлым врагом».
И пионеры делали всё, чтобы помочь фронту, стране.
Маша. В 1942 году известный писатель Алексей Николаевич Толстой писал в газете «Правда»: «Много школьников города Горького работают на полях. Учащиеся 102-й школы, вернувшись в город, к началу занятий на митинге постановили отдать все деньги, заработанные на уборке урожая, на постройку танку «Пионер» и обратились с предложением вносить на это дело по два руля. Тотчас в 102-ю школу полетели письма с приложением двухрублёвых бумажек, со стихами и пылкими обращениями к тем бойцам, которые сядут за танк «Пионер» и отомстят за всех замученных детей. В некоторых школах дети собирались в бригады и после занятий шли кто на рыбокоптильный завод, кто собирал утильсырьё, кто в леса по грибы. Заработанные деньги вносили на постройку танка.
Денег было собрано на целый танковый взвод. Дети вынесли постановление, чтобы танковый взвод «Пионер» был передан самым героическим экипажам…»
Звучит мелодия песни В.Соловьёва – Седого «Соловьи».На её фоне следующее стихотворение.
Юля. В палате выключили радио
И кто-то гладил мне вихор…
В зиминском госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
Стояли мальчики и девочки перед героями войны.
Они, родные,
некрасивые,
С большими впадинами глаз
И сами жалкие,
несильные,
Смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами,
Худы,
заморены,
бледны,
В своих пальтишках драных
были мы
Для них героями войны.
Кира. О взгляды долгие, подробные!
О сострадание сестёр!
Но вот:
«Вставай, страна огромная!»-
Запел, запел наш детский хор.
Запел бурят на подоконнике,
Запел сапёр из Костромы,
Солдаты пели, словно школьники,
И как солдаты, пели мы.
все пели праведно и доблестно –
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло…
Вот это всё и было-
армия.
Всё это Родину спасло.
Слышны заключительные аккорды песни «Соловьи».
Катя. Никогда люди не смотрели, кажется с такой жадной нежностью на детей, как в годы войны, глядели и не могли наглядеться. может быть, потому, что всем хотелось заглянуть в будущее и ни у кого не было уверенности, что он дотянет хотя бы до завтрашнего дня.
Звучит мелодия песни М.Камаринского «О пионерах-героях».
Богдан. Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут – забыл его спросить.
Лет десяти – двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гводит – не выглянуть из башен,-
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай –ка за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал…Они вон там,в саду.
- Да где же? Где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.-
Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище!-
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душили гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!-
И руку как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
Но только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут – забыл его спросить.
Аня. В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта
Звучит мелодия песни В.Баснера «На безымянной высоте»
Ярослав. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».
Настя Х. Пусть память гордую о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Звучит музыка.
Катя. Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина,
Где когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
(Под музыку участники концерта покидают сцену)
(В композиции использованы отрывки из произведений А. Твардовского, К.Симонова, П.Антокольского, И.Эринбурга, Ю.Друниной, Ю.Воронова, Т.Замакуловой, Е.Евтушенко, В.Орлова, И, Рядченко)