Отечественные и основные зарубежные школы в социальной антропологии




Далее в алфавитном порядке описаны основные школы, научные направления и подходы, которые повлияли на становление научного знания в социальной и культурной антропологии, культурологии, этнографии.

 

Антропологическая школа сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н.Ф. Сумцов, А.И. Кирпичников, А.Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры.

 

Диффузионизм — направление в этнографии, социальной антропологии, археологии, объясняющее развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Развитие идей диффузионизма связано с работами Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, В. Шмидта, В. Коп- перса, У. Риверса, Г. Чайлда и др. Они сводили историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции и прогресса отвергалось. Везде и всюду его представители видели лишь пространственные перемещения культурных явлений. Каналами культурной коммуникации служат торговля, завоевания, колонизация, миграция, добровольное подражание.

 

Культурно-историческая школа — направление в этнографии и антропологии начала XX в., возникшее как альтернатива эволюционизму. Ее представители рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров — культурных кругов. Они считали, что каждое явление культуры возникает однажды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». Вся история культуры сводится к перемещению и напластованию нескольких «культурных кругов», существующих автономно от создателей и носителей культуры. В ходе научного анализа выявлялась область распространения культуры, диффузия (с учетом привходящих черт), независимое развитие (там, где диффузия невозможна или невидима), параллелизм и конвергенция. В США к ее представителям относятся Ф. Боас, К. Уисслер, Крёбер, Р. Лоуи и др., в Европе — Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, Л. Фробениус и др. Ими разработаны теории культурной миграции (культурного диффузионизма) и теория культурных кругов.

 

Культурно-эволюционная школа — направление неоэволюционизма в американской культурной антропологии, сформировалось в 1960-е гг. из последователей и учеников Л. Уайта (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адамс, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, Б. Меггере, М.К. Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. Сервис и др.). Определяющую роль в развитии направления сыграли идеи Л. Уайта. Центральная проблема — выявление основных закономерностей, логики и этапов эволюции культуры. Эволюционный подход использовался для общего (стадиального) изучения культуры, а также для исследования параллелизма и особенностей развития конкретных обществ, сочетания случайных факторов в истории, условий среды обитания и т.д. Представители этой школы внесли весомый вклад в развитие теории культуры, в частности повлияли на исследования в экологической антропологии (Р. Вайда, Р.А. Раппопорт, Д. Андерсон).

 

Расово-антропологическая школа — течение в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX в. (Ж.А. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы «высших» и «низших» рас и классов, признавала решающее воздействие расового фактора на культурное развитие народов. Ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), была тесно связана с социал-дарвинизмом, нередко подменяла научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.

 

Структурализм — направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 1920-х гг. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования — культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле — научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во

 

Франции (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение — так называемый генетический структурализм Л. Гольд- мана).

 

Функциональный подход в антропологии — совокупность теоретических представлений о культуре как системе взаимосвязанных элементов: ни один элемент не может быть понят в изоляции от других либо без изучения его функций. Основные представители: А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон.

 

Эволюционизм — направление в этнографии, антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутренними свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Теория, делающая акцент только на внутренних факторах роста, называется эндогенной. Таков по существу эволюционизм (его теоретический противник диффузионизм называется экзогенной теорией).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: