Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой




Тема 2. История развития психодиагностики

  Психология имеет длинную предысторию и очень короткую историю.
  Г. Эббингауз
     

Содержание темы

2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики.

2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой.

2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики.

2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики.

2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития.

 

Можно предположить, что источники возникновения диагностики связаны с тестированием и теряются в глубокой древности. В частности, А. Анастази и С. Урбина напоминают о существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу [1, с. 48]. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса: учеников подвергали испытаниям для оценки овладения физическими и умственными навыками.

В античном мире диагностами называли людей, которые подсчитывали убитых и раненых на поле сражения. Позже диагностика интенсивно стала применяться в медицине для обозначения процесса распознавания болезней. Благодаря швейцарскому психиатру Герману Роршаху (1882-1922) возник термин «психодиагностика» в книге с одноименным названием.

Существенным шагом в научном понимании сущности диагноза применительно к детскому психическому развитию стало обращение ряда ученых в конце 19-го – начале 20-го века к разработке понятий педологического диагноза и педологического прогноза (С. Холл, А. Гезелл, А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.)

Однако ограничим нашу ретроспективу обращением к теоретическим коллизиям, сопровождающим вычленение четырех наиболее важных источников становления психолого-педагогической диагностики: тестологии, экспериментальной, дифференциальной и прикладной психологии.

 

 

Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики

Экспериментальная психология оказала влияние на развитие диагностики благодаря работам основателя психофизики Г. Фехнера (1860), который обосновал возможность измерения интенсивности ощущений. В Лейпцигской лаборатории В. Вундтом (1879) разрабатывались методы исследования сущности сенсорных и сенсомоторных феноменов.

Вместе с тем В. Вундт считал, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, недоступны экспериментальному изучению. Однако многие его выдающиеся ученики не согласились со своим учителем. Дж. Кеттелл, Э. Крепелин, В. Меде и др. приобрели известность именно благодаря исследованиям в этой области психологии. Ими были впервые сформулированы и утверждены требования к стандартизации экспериментально-психологических методов, а в психологии в противовес «экспериментальной интроспекции» как основного метода изучения психических явлений того времени появилось понятие «тест».

Как известно, в ходе эксперимента исследователь планомерно варьирует условия (манипулирует одной или несколькими переменными) для того, чтобы вызвать и зарегистрировать то или иное психологическое явление. В ходе тестирования, наоборот, для всех испытуемых создаются одинаковые условия с тем, чтобы выявить индивидуальные различия между ними в психической деятельности.

Дж. Кеттелл (1890) первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, не измеряемых высших психических функций. Он считал, что для решения этой задачи необходимо выполнить два важных требования: 1) всем испытуемым дается одинаковая инструкция по выполнению заданий теста, из которой они должны хорошо усвоить, что и как им надо делать; 2) лаборатория для тестирования должна быть хорошо оборудована и в нее не должны допускаться зрители.

Переход от применения экспериментов к использованию тестов не просто обнаружил новые возможности выявления индивидуальных различий между людьми, но и позволил создать условия для постановки индивидуального диагноза и в целом возникновения психодиагностики как научно-практического направления в психологии. До сих пор стандартные правила, касающиеся «одинаковости» инструкции тестируемому, стимульного материала, процедуры его предъявления, фиксации тестовой продукции и т.д., играют важную роль в психодиагностической работе в образовательных учреждениях.

 

 

Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой

Дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми (и группами), также оказала влияние на развитие психолого-педагогической и дифференциальной диагностики. Ее основателем считается немецкий психолог В. Штерн, опубликовавший в 1900 году книгу «О психологии индивидуальных различий» и известный, в частности, тем, что ввел в научный обиход понятие коэффициента интеллекта (IQ). Им проводились сравнительные исследования разных популяций (т.е. групп населения), в ходе которых выявлялись половые, возрастные и другие различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними.

Возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию личностной индивидуальности. Существенным признаком этого перехода является выявление интраиндивидуальных взаимосвязей психических свойств. Именно изучение внутренней структуры отношений между отдельными психологическими особенностями личности составляет основу постановки высшего уровня психологического диагноза – типологического.

Иногда предмет психодиагностики ошибочно сводят к установлению различий в свойствах человека. Но исследование степени проявления свойств у одного человека – это лишь необходимая предпосылка для характеристики индивидуальности отдельной личности, но не собственно предмет психодиагностики. Иногда в таком ключе еще более расширяют предмет психодиагностики, говоря о том, что она должна заниматься и выявлением психологических условий, благоприятных для оптимального развития ребенка. Между тем А. Анастази подчеркивает, что объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении является предметом дифференциальной психологии: «Какова природа этих различий, насколько они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияет подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология…» [2, с. 5-6]. В этом ключе пытаются разделить дифференциальную психологию и психологическую диагностику по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй существенно проникновение в сущность причин и следствий этих различий.

Основным методом дифференциальной психологии стали тесты. Путем математико-статистической обработки их результатов выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. Однако, если предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные различия между людьми, то назначение психологической диагностики – глубокое проникновение в личностную индивидуальность человека. «Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину» [3, с. 33]. Появился особый исследовательский метод – диагностический. Основным его признаком выступила измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная квантификация и качественная квалификация изучаемого явления. Очевидно, что в практической психологии образования педагогическая направленность психодиагностики имеет ключевое значение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: