Прикладная психология как источник психодиагностики




Одним из важнейших источников психолого-педагогической и дифференциальной диагностики была прикладная психология, возникновение которой также связано с именем В. Штерна [см.: 3, с. 36]. Называя себя автором этого понятия, Штерн различал психологическую оценку и психологическое воздействие (психотехнику). Очевидно, что под психологической оценкой он понимал, если обратиться к современной терминологии, психодиагностику.

В то же время Штерн сформулировал принцип единства диагностики и развития личности. В дальнейшем этот принцип был подхвачен Л.С. Выготским в качестве необходимой методологической основы практики диагностирования детей.

Из критики Л.С. Выготским сложившегося к его времени статического подхода к измерениям в психике следует, что психодиагностика занималась поиском неизменных свойств личности, посредством которых можно было бы характеризовать индивидуальность на протяжении всей жизни. Однако уже тогда в педагогических теориях обучения и воспитания ставился, прежде всего, вопрос об изменении свойств личности. Ясно, что возвращение к новой абсолютизации статического подхода в современной психолого-педагогической и дифференциальной диагностике было бы неоправданным шагом. Поэтому неслучайно в настоящее время идет интенсивный поиск новых путей, открывающих возможность синтеза «техники оценивания» и «техники изменения» человека. «Здесь должно существовать диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по своей сущности» [4, с. 83]. Отсюда следует, что в конкретной практической деятельности речь не может идти отдельно о диагностике, а отдельно о развитии или коррекции.

 

 

Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики

Самое сильное влияние на психолого-педагогическую и дифференциальную диагностику оказала тестология, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые в определенной мере сохранили свое значение до настоящего времени. Так сложилось в истории психологии, что задолго до формулирования теорий интеллекта под влиянием практического запроса стали изобретаться измерительные средства – тесты. Создание тестов повлекло за собой разработку соответствующих технологий, что собственно и обусловило возникновение тестологии.

Основателями тестовой диагностики единодушно признаются английский биолог Френсис Гальтон и американский психолог Джеймс Кеттелл.

Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения (например, различения длины, высоты звука и т.п.) могут служить средством оценки интеллекта. Многие из его тестов, например, линейка и свисток Гальтона, серия разновесов для измерения кинестетического различения и др., применяются до сих пор. Он разработал методы шкалирования, впервые применил анкетирование и технику свободных ассоциаций, вел систематические массовые обследования для накопления информации, необходимой для применения статистических методов.

Дж. Кеттелл (1860-1944) впервые применил термин «интеллектуальный тест» в значении, близком его современному пониманию, создав в США 50 лабораторных тестов. С момента возникновения этого понятия оно обозначало стандартизованную процедуру измерения индивидуальных особенностей человека.

Одним из основателей тестологии считается также французский психолог Анри Бине, который в начале ХХ века провел ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. Он ввел в тестологию понятие умственного возраста в отличие от паспортного. После усовершенствования его теста в Стенфордском университете США с помощью использования коэффициента IQ, предложенного В. Штерном, возникла методика измерения интеллекта, получившая название шкалы Стенфорд-Бине.

Благодаря и перечисленным и другим ученым тестология получила всеобщее признание. Как прикладное направление в науке, она включает в себя основы конструирования тестов, определения норм и доказательства качества проводимых с их помощью измерений. Постановка диагноза во многих случаях как раз и зиждется на применении разнообразных тестов. Вот почему тестология и разработанная ею теория измерений входят составной частью в теорию психолого-педагогической диагностики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: