ДОКУМЕНТ по теме «ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ».




МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ (конец VIв).

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никак нельзя склонить к рабству. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково, охраняют их в случае надобности. Если гость потерпел ущерб, принимавший его, начинает войну, считая долгом чести отомстить за чужеземца.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где находится на положении свободных и друзей.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках. Ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много разнообразных способов.

Опытны они также и в переправе через реки. Мужественно выдерживают пребывание в воде, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом держат во рту специальные камыши, а сами, лёжа навзничь на дне реки, дышат с помощью их. И это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Не имея над собой главы, и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве».

 

ВОПРОСЫ:

РАЗБЕЙТЕ ТЕКСТ НА СМЫСЛОВЫЕ ЗОНЫ, ОЗАГЛАВЬТЕ КАЖДУЮ ИЗ НИХ.

КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К СЛАВЯНАМ, КАКИЕ ЧЕРТЫХАРАКТЕРА ВЫДЕЛЯЕТ?

КАКИЕВЫВОДЫМОЖНО СДЕЛАТЬ О ПОЛОЖЕНИИ СЛАВЯНСКОЙ ЖЕНЩИНЫВ ОБЩЕСТВЕ, ОПИРАЯСЬ НА ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ?

КАКИМ ПРЕДСТАЁТ ПЕРЕД НАМИ СЛАВЯНСКИЙ ВОИН В АВТОРСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ?

КАК СЛАВЯНЕ ОТНОСИЛИСЬ К РАБСТВУ? ПОЧЕМУ ОНИ МИНОВАЛИ ПЕРИОД РАБОВЛАДЕНИЯ?

БИЛЕТ № 9.

ПРАВЛЕНИЕ ИГОРЯ СТАРОГО.

ДОКУМЕНТ по теме «РУССКАЯ ПРАВДА».

 

4. «Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или сыну, или брату чадо, или сыну брата. Если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен. Если будет княж муж или тиун княжа, если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него.

5. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их, и отменили убиение за голову, но кунами выкупать, а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили.

ОБ УБИЙСТВЕ.

6. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен, паки же людин, то 40 гривен.

7. Если палец отрубит, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду. А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну.

О КНЯЖИ МУЖЕ.

Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен.

А за тиуна, за огнищанина и за конюшии, то 80 гривен.

А в сельском тиуне княже, или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен, тако же и за боярского.

О ТАТЬБЕ ЖЕ.

38. Если крадёт скот на поле, или овец, или ко, или свиней, то 60 кун.

39. Если крадёт гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.

А СЕ УРОКИ СКОТУ.

41. Если за кобылу 7 кун, а за вола гривна, а за корову 40 кун, а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата, за жеребёнка 6 ногат.

О ХОЛОПСТВЕ.

106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холо, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен.

113. Если холоп, бегая будет, добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его.

115. Если холоп крадёт кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал, а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать».

 

ВОПРОСЫ:

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ ДОКУМЕНТ? КОГДА ОН ПОЯВИЛСЯ?

КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЁННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МОГЛИБЫТЬ В РУССКОЙ ПРАВДЕ ВРЕМЁН ЯРОСЛАВА МУДРОГО, А КАКИЕ ВОЗНИКЛИ В ПРАВДЕ ЯРОСЛАВИЧЕЙ?

ЧЕМ ВЫОБЪЯСНИТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО В ЗАКОНЕ ПРЕДУСМОТРЕНО БОЛЕЕ СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ВЫРВАННЫЙ УС ИЛИ КЛОК БОРОДЫ, КОТОРЫЕ ЕЩЁ ВЫРАСТУТ, ЧЕМ УВЕЧЬЕ - ОТРУБЛЕННЫЙ ПАЛЕЦ?

В ЧЁМ ИЗ ТЕКСТА ДОКУМЕНТА МОЖНО УСМОТРЕТЬ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ВРЕМЁН РУССКОЙ ПРАВДЫ?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: