ОПИСАНИЕ БИЗНЕСА, СБОР И АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ




ПОНЯТИЯ СТОИМОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ

 

 

Разумное обсуждение методов оценки невозможно без привязки к какому-либо общепризнанному определению стоимости. Определение причины и цели проведения работ по оценке служит основанием для выбора варианта осуществления оценочных процедур.

 

Чтобы разобрать эту процедуру вспомним, что рынок платит только за те активы, которые приносят ему доход от их использования. Для выбора адекватного стандарта стоимости бизнеса таким основным признаком выступает источник формирования дохода.

 

Всего выделяется два источника формирования дохода при использовании предприятия:

 

Доход от деятельности предприятия,

Доход от распродажи активов предприятия.

 

Соответственно этому выделяется два вида стоимости:

 

1. Стоимость действующего предприятия. Это стоимость, отражающая первый источник дохода, предполагает, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль.

2. Стоимость предприятия по активам. Это стоимость, отражающая второй источник дохода, предполагает, что предприятие будет расформировано или ликвидировано, т.е. предприятие оценивается поэлементно.

 

Наиболее часто применяемые виды (стандарты) стоимости, отражающие источники образования дохода, перечислены в таблице 2:

 

Таблица 2

 

Действующее предприятие Поэлементная оценка
Обоснованная рыночная стоимость. Этот вид стоимости отражает оба подхода и соответствует максимуму из стоимостей, полученных посредством использования двух подходов.
Инвестиционная стоимость. Это обоснованная стоимость предприятия для конкретного или предполагаемого владельца. Учитывает прирост прибыли от использования ноу-хау, планов реорганизации и т. п. Ликвидационная стоимость. Это обоснованная стоимость продажи активов предприятия за вычетом общей суммы обязательств и затрат на продажу.

 

В свою очередь в зависимости от целей оценки и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.

 

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой данный объект может, продан на открытом рынке.

 

Этот вид стоимости применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия или его активов.

 

Инвестиционная стоимость предполагает оценку стоимости предприятия для конкретного инвестора или группы инвесторов. Инвестиционная стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям. Как пример может служить типичная ситуация: инвестор, вкладывая деньги в бизнес, стремится получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный капитал. Поэтому расчет инвестиционной стоимости производится исходя из ожидаемых инвестором доходов и конкретной ставки на капитал.

 

Стоимость воспроизводства — это затраты на воспроизводство точной копии предприятия или актива, даже если есть более экономичные аналоги.

 

Стоимость замещения — это затраты на создания предприятия, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного с использованием современных и прогрессивных материалов, конструкций, оборудования. Этот вид стоимости широко используется в страховании.

 

Ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже. Денежная сумма, которая реально может быть выручена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости.

 

Залоговая стоимость — оценка предприятия по рыночной стоимости для целей ипотечного кредитования.

 

Балансовая стоимость — затраты на приобретение объекта собственности. Балансовая собственность бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств определяется в процессе переоценки основных фондов.

 

В основе оценки бизнеса лежит предположение, что сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник получит в результате владения данной собственностью (бизнесом).

 

 

ОПИСАНИЕ БИЗНЕСА, СБОР И АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Блок внешней информации описывает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом.

 

Исходя из принципа «нормальности функционирования бизнеса», в основе которого лежит, оптимальное сочетание объема продаж, получаемой прибыли, и финансовых ресурсов, выдвинутые составляющих есть мера оценки в трех сферах деятельности: инвестиционной, основной и финансовой, которые в значительной мере определяются внешними условиями работы предприятия. К ним относятся:

 

макроэкономические и отраслевые факторы;

уровень инфляции,

темпы экономического развития страны,

условия конкуренции в отрасли и т.д.

 

К внешней информации так же относятся взаимодействия предприятия с производственно — хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления); со структурами финансово — кредитной системы (банками, кредитными организациями).

 

 

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

Особенность оцениваемого предприятия раскрывается на основании полученных максимально полных и точных данных. И только при этом она может отвечать требованию внутренней информации, так как должна характеризовать деятельность предприятия.

 

Если на предприятии разработан бизнес — план, то в разделе, посвященному описанию предприятия, уже есть информация включающая следующие данные:

 

характеристика отрасли,

основные показатели текущего финансового состояния предприятия,

организационно — правовая форма,

размер уставного капитала,

сведения о владельцах с наибольших долей уставного капитала,

принадлежность предприятия концернам, холдингам.

 

Тем не менее, для оценки важны следующие данные входящие в этот информационный блок:

 

Ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства продукции по каждому виду продукции и описание истории предприятия.

Описание маркетинговой стратегии предприятия — определяется во-первых внешними факторами, во-вторых периодом жизненного цикла производимых товаров и в третьих наличием производственных мощностей.

 

Также к внутренней информации относят финансовую информацию, целью которой служит оценка реального состояния дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на дату оценки. Основные источники, из которых возможно получить необходимую для проведения работ по оценке информацию следующие:

 

Бухгалтерский баланс (форма 1);

Отчет о финансовых результатах (форма 2);

Отчет о движении денежных средств (форма 3).

 

Все это служит основанием для ответа на вопрос о действительной величине чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

 

В конечном итоге все зависит опять таки от целей оценки, что влечет за собой и направление анализа финансового состояния фирмы.

 

Кроме того, для более детального анализа подтверждающего или вносящего свои дополнительные плюсы или минусы, важны и другие формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия (оперативная или управленческая отчетность).

 

И все же подводя итог данного раздела, целью работы по сбору информации является:

 

Анализ истории предприятия с целью выявления будущих тенденций;

Сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;

Характерные критерии для данного бизнеса, например несистематический риск, возникающий время от времени;

Анализ финансовой документации;

Общение с руководителями предприятия для выявления более реалистического положения состояния предприятия.

 

Кроме сбора общих данных необходимо собрать еще и специальные данные, к которым можно отнести сведения о предприятии и сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т. д.

 

В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки. С целью частичного облегчения работ можно использовать информацию, размещенную в Интернете.

 

 

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

 

 

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено.

 

Для объективной оценки финансового положения предприятия необходимо от отдельных учетных данных перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов — финансовым коэффициентам.

 

Применение в расчетах финансовых коэффициентов (показателей) дает возможность повысить «качество» оценки и составить объективное заключение о финансовом положении предприятия, поскольку позволяет определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений, а также представляет возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения.

 

Большим преимуществом финансовых коэффициентов является также и то, что они трансформируют искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, исчисленными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.

 

Однако финансовые коэффициенты дают лишь общие ориентиры, служат своего рода сигналами о тех или иных изменениях в финансовом состоянии предприятия. Они дают возможность определить направление для проведения дальнейшего, более глубокого анализа.

 

Работа по оценке бизнеса должна включать в себя анализ основных тенденций финансовых действий предприятия. Для этого используются данные кратких балансов и финансовых отчетов с пояснениями.

 

Результаты финансового анализа непосредственно влияют на прогнозирование доходов и расходов предприятия, на определение ставки приведенной стоимости будущих денежных потоков.

 

Если анализировать методы проведения работ по оценке, то финансовый анализ является одним из ключевых источников информации для формулирования выводов, а именно:

 

1) При проведении оценки доходным методом делается анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах за прошедшие периоды. Анализ проводится с целью определения основных финансовых показателей и выявления тенденций в деятельности предприятия. Сравниваются отдельные финансовые показатели с данными за ряд предшествующих периодов, и выявляется зависимость (тренд). Таким образом, можно увидеть истинное положение предприятия и определить степень финансовых рисков.

2) При проведении оценки рыночным методом оценка бизнеса во многом зависит от того, какие перспективы есть у предприятия в данном сегменте бизнеса. Ретроспективный анализ финансовой отчетности проводится с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе данных о его текущей и прошлой деятельности.

3) При проведении оценки методом сравнительного подхода работа базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия. Одним из основных этапов процесса оценки предприятия сравнительным подходом (методы предприятия-аналога и сделок) также является финансовый анализ.

 

Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Сравнение основных финансовых показателей с соответствующими показателями аналогичных предприятий, функционирующих в той же отрасли, позволяет оценить относительное финансовое положение данной фирмы в сегменте бизнеса.

 

Как было показано в методике по анализу финансово-хозяйственной деятельности: основная цель финансового анализа — получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

 

Выделяют 4 группы основных финансовых показателей:

 

финансовая устойчивость,

ликвидность,

рентабельность,

деловая активность (оборачиваемость)

 

В данной работе будет произведена оценка финансовой отчетности на примере предприятия ОАО «ВВС» за период 01.01.01 — 01.01.02 гг. Исходные балансовые данные представлены в Таблицах № 1 — № 12 в методике по финансовому анализу.

 

Из приведенного примера по предприятию ОАО «ВВС» Таблица № 12 (методики по финансовому анализу) можно сделать следующий вывод, что предприятие работает достаточно независимо от заемных (кредитных) средств из внешних источников. Данный вывод сделан на основании того факта, что у предприятия есть резервы для покрытия заемных обязательств в долгосрочной перспективе. Однако показатели маневренности свидетельствуют о том, что предприятие сильно зависит от воздействия изменений со стороны внешней среды.

 

Оценка коэффициентов ликвидности на предприятии ОАО «ВВС» показывает низкий уровень ликвидности, что с экономической точки зрения означает, что в случае срывов в оплате продукции предприятие может столкнутся с проблемой погашения своей задолженности поставщикам. Сама динамика ликвидности отрицательна, что говорит о падении потенциальной платежеспособности у предприятия.

 

Из рассмотренных коэффициентов рентабельности на данном предприятии можно сделать вывод, что снижение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким уменьшением чистой прибыли в течение года при том, что размеры собственного капитала и совокупного капитала снизились незначительно.

 

Рентабельность продаж, после резкого снижения во втором квартале (более чем в два раза) до 10,6%, к концу года вновь восстановилась до первоначального уровня в 24,8%. Но следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли (выше было отмечено, что эффективность основной производственной деятельности снижалась).

 

Общий вывод по показателям деловой активности (оборачиваемости) на предприятии ОАО «ВВС».

 

Оборачиваемость ухудшается за счет снижения объемов производства и реализации продукции.

 

Показатели вероятности банкротства. Для оценки вероятности банкротства предприятия использовался Z-счет Альтмана. Предприятие имеет значение данного показателя на протяжении всего рассматриваемого периода в размере 1 — 1,27. На основании статистических данных в случае, если данный показатель меньше 1,8, у предприятия существует очень высокая вероятность банкротства.

 

По результатам проведенного экспресс-анализа финансового состояния предприятия можно сделать следующие выводы.

 

1. Предприятие на конец года не имеет возможности оплачивать свои текущие обязательства за счет текущих активов, что является негативным фактором, характеризующим его неустойчивость на рынке.

2. Предприятию необходимо срочно принять меры к взысканию долгов, а также повысить период оборачиваемости оборотных активов, так как замораживание денег в запасах и дебиторской задолженности негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

3. Предприятие имеет неприемлемую структуру капитала в связи с подавляющим преобладанием заемного капитала. Отсутствие достаточной величины собственных средств может привести к угрозе ликвидации при возникновении претензий со стороны контрагентов, тем более что по результатам расчетов у предприятия очень высока вероятность банкротства.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность основной деятельности предприятия снижалась. Кроме того, заметное влияние на чистую прибыль предприятия оказывали финансовые результаты от прочих видов деятельности.

 

Таким образом, финансовый анализ отражает настоящее положение фирмы, ее прошлые достижения, выявляет зависимость показателей финансово-хозяйственной деятельности от различных факторов, позволяет оценить относительное финансовое положение фирмы, раскрывает степень финансовых рисков.

 

При необходимости следует сравнить финансовые результаты предприятия с результатами по отрасли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: