Возникновение и становление педагогической профессии




МОДУЛЬ 19-А

Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога

Требования к компетентности по теме

 знать объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии, уметь обосновывать роль профессии педагога в обществе;

 знать и раскрывать содержание понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель»; уметь соотносить эти понятия;

 знать сущность педагогической профессии, характеризовать ее особенности;

 знать и раскрывать социальные и профессиональные функции педагога;

 знать и характеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога, уметь диагностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя качеств, представленных в профессиограмме педагога.

Основные вопросы

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Сущность профессии педагога, ее особенности.

3. Социальные и профессиональные функции учителя.

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Возникновение и становление педагогической профессии

 

«Корни» педагогической профессии уходят в глубокую древность. С момента своего возникновения человек как представитель вида homo sapiens всегда испытывал потребность учить, то есть передавать жизненный опыт подрастающему поколению, и учиться – целенаправленно овладевать этим опытом. Во времена, когда разделения труда еще не было, все члены племени или общины учили детей охотиться, готовить пищу, строить жилище, шить одежду, изготавливать орудия труда и т.п. Позднее, по мере усложнения трудовых процессов, самые уважаемые и умудренные опытом члены рода - старейшины – становились воспитателями, то есть людьми, единственной обязанностью которых была передача опыта и подготовка к жизни подрастающего поколения, забота о его духовном росте и нравственности. Таким образом, именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией.

История (этимология) слова «педагог» (от греч. paidagogos: paida (paidos) – дитя; ago – веду, воспитываю; буквально - детоводитель) уходит в античную Грецию (VI–IV вв. до н. э.). В Древней Греции за детьми аристократов присматривали (гуляли, сопровождали в школу и т.п.) специальные рабы, которых и называли педагогами. Таким образом, прямое значение слова «педагог» – вести, сопровождать ребенка.

В России слова «педагог», «педагогика» появились вместе с философским, педагогическим наследием античной цивилизации и Византии. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались воспитанием и обучением детей.

Этимологически слово «воспитатель» происходит от слова «питать». Воспитывать значит «вскармливать», «питать» ребенка, не приспособленного к жизни. В дальнейшем отошли от этой буквальной трактовки. В настоящее время, когда говорят о воспитании, имеют в виду процесс подготовки ребенка к жизни в широком социальном значении. Понятие «учитель», как предполагают исследователи, появилось позднее, когда люди осознали значимость знания и необходимость организации специальной деятельности детей по приобретению ими знаний и умений, то есть обучения. Учитель тот, кто наставляет, учит чему-либо, обучает.

Педагог мог выполнять свои социальные и профессиональные функции только тогда, когда его личность, образование и культура являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Поэтому в некоторых древних цивилизациях (Древнем Китае, Индии, Египте) учитель был очень почитаемым человеком, а его деятельность считалась почетной.

Становление педагогической деятельности как профессии, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену образованию, имеющему анонимный и коллективный характер, неотделимому от бытовых, трудовых и иных отношений, приходит образование как самостоятельный вид деятельности и отношений. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали от учителя особых знаний и подготовки. В древнем Вавилоне, Египте учителями чаще всего были жрецы, в Древней Греции – наиболее умные, способные вольнонаемные граждане (дидаскалы, педотрибы, педономы). В древнем Риме учителя (риторы, грамматики) становились государственными служащими. Они должны были хорошо знать науки, много путешествовать, изучать языки и культуру разных народов.

В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя (князя). Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:

«Кормильство». В возрасте 5–7 лет княжич передавался кормильцу, которого назначали из числа воевод, знатных бояр. Кормилец не только распоряжался от имени малолетнего княжича делами в порученной ему отдельной волости, но и выполнял обязанности наставника-воспитателя. Он осуществлял умственное, нравственное, военное, физическое воспитание княжича, а также привлекал его к государственным делам.

«Дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» были наставниками племянников.

«Кумовство». Постепенно «дядьки» как воспитатели племянников в своей семье трансформировались в духовно-нравственных наставников детей, находившихся в семье родителей.

Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и читать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах. Профессия педагога становится массовой в XVIII–XIX вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распространение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.

Таким образом, из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий педагогическая профессия относится к числу наиболее древних в истории человечества. Она аккумулирует тысячелетний опыт преемственности поколений и имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Значимость профессии педагога в настоящее время обусловлена также возрастанием роли образования в информационном обществе.

В связи с этим, следует подчеркнуть, что ошибки в выборе педагогической профессии обходятся обществу и самой личности очень дорого: их цена - здоровье, уровень образованности, а порой и жизнь доверенных педагогу детей. Поэтому при выборе этой профессии очень важно задуматься о личностном соответствии ее особенностям и требованиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: