Профессионально обусловленные требования к личности педагога




 

Лаконичная и емкая характеристика педагога может быть представлена следующими качествами (по В. А. Сластенину):

 высокая гражданская ответственность и социальная активность;

 гуманистическая направленность, любовь к детям;

 духовная культура, интеллигентность;

 инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

 физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

 потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены в его профессиограмме. (Профессиограмма – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.) Профессиограмма педагога – идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т. д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Данная модель может быть представлена документом, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма учителя описывает требования к его профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность ‒ личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний, умений, навыков, опыта (А.С. Роботова и др.). Важнейшими составляющими профессиональной компетентности являются технологическая грамотность, профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности. Под профессионально-педагогической компетентностью понимают единство теоретической, практической готовности (знания, умения, опыт их применения) педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности и направленности его личности, включающей систему ценностей и отношений (рис. 19, рис. 20).

 

 

Рис. 19. Профессионально-педагогическая компетентность

 

Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проектировочные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.

Важнейшей составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя является направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (рис. 20).

 

Рис.20. Направленность личности педагога

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи подчеркивают, что компетентность – это всегда выраженная способность проявлять компетенцию. Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально–психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности.

Назовем основные (базовые) педагогические способности.

 Гностические способности – способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т. п.

 Академические способности – способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

 Дидактические способности – способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

 Коммуникативные способности – способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

 Речевые способности – способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

 Перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия – способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

 Суггестивные способности – способности эмоционально-волевого влияния на личность; способности к внушению.

 Конструктивные способности – способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т. д.).

 Организаторские способности – способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

 Творческие способности – способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

 Педагогическая интуиция – способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

 Способности к саморегуляции – дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрированно, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?

2. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», «учитель». Установите взаимосвязь между ними.

3. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек – человек». В чем заключается ее своеобразие?

4. Раскройте социальные и профессиональные функции педагога.

5. Охарактеризуйте профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Изобразите схематически структуру профессиональной компетентности педагога.

6. Оцените наличие и уровень сформированности у себя основных компонентов профессионально–педагогической компетентности. С учетом самооценки составьте программу самообразования и приступите к ее реализации.

7. Назовите основные педагогические способности. Кратко их охарактеризуйте.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Леонтьева Т.В. [и др.]. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 208 с.

2. Выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10. 2011 № 105 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.academy.edu.by/files/Post_105.pdf (дата обращения: 04.09.2018).

3. Маркова А.К. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

4. Митина Л.М.Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

5. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И. И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 с.

6. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 30-57.

7. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы / Под ред. П.Д. Кухарчика, И.И. Цыркуна; П.Д. Кухарчик, И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: БГПУ, 2007. – 208 с.

8. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 231–261.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – Гл. 1, 2.

10. Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 32-52.

Глоссарий

Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной (педагогической) деятельности.

Учитель лицо, «передающее» другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней.

Педагогическая профессия – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических умений, приобретенных в результате профессионального образования; целью и содержанием этого вида трудовой деятельности является создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

 Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Профессиограмма педагога идеальная модель педагога (учителя, классного руководителя и т.д.), в которой представлены: основные качества личности педагога; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога.

Профессионально–педагогическая компетентность единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности (знания, умения, опыт их применения), а также направленности его личности, включающей систему ценностей и отношений.

Профессионально–педагогическая направленность личности учителя – ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности, проявляющееся в интересе к профессии, в профессионально-педагогических склонностях и намерениях, в педагогическом призвании и других компонентах.

Педагогическое призвание склонность к педагогической деятельности, основанная на осознании способности к ней.

Педагогические способности – определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: