Выборочный перечень должностей служащих, занятых в образовании




Учреждения дошкольного образования Учреждения общего среднего образования Учреждения профессионально-технического и средне специального образования Учреждения высшего образования Учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- Заведующий учреждением дошкольного образования - Воспитатель дошкольного образования - Музыкальный руководитель - Руководитель физического воспитания -Учитель-дефектолог - Помощник воспитателя - Директор - Заместитель директора по учебной работе - Заместитель директора по воспитательной работе - Учитель - Воспитатель - Педагог-психолог - Педагог социальный     - Директор учреждения профессионально-технического образо­вания - Руководитель (директор, начальник) учреждения среднего специального образования - Заместитель директора по производственному обучению - Руководитель практики - Педагог-организатор - Старший мастер - Преподаватель - Воспитатель - Мастер производственного обучения - Руководитель физического воспитания - Ректор - Первый проректор - Проректор по учебной работе - Проректор по воспитательной работе - Проректор по научной работе - Руководитель практики - Декан - Заведующий кафедрой - Профессор - Доцент - Старший преподаватель - Преподаватель (ассистент)   - Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи - Заведующий отделением дополнительного образования - Педагог дополнительного образования  

 

В настоящее время в Беларуси функционируют свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся и студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования. Эти данные указывают на востребованность и значимость педагогической профессии в обществе и на ее массовый характер.

В соответствии с классификацией профессий по предмету труда, предложенной российским психологом Е.А. Климовым, профессия педагога относится к группе (типу) профессий «человек–человек». Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с другим человеком или его обслуживание.

К представителям профессий типа «человек–человек» предъявляются следующие требования: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение уладить разногласия между ними, организовать их взаимодействие; умение слушать и учитывать мнение другого человека, способность мысленно ставить себя на его место; развитая речь, умение убеждать людей, способность управлять мимикой и пантомимикой; аккуратность, пунктуальность, собранность и другие. Вместе с тем, как подчеркивают исследователи, профессии данного типа нередко требуют от их представителей проявления, на первый взгляд, противоположных (полярных) качеств (рис. 16) [4].

 

Быть требовательным

Быть внимательным и доброжелательным

 

Строго следовать этическим и правовым нормам

Уметь быстро ориентировать в неординарных ситуациях

 

 

Строго соблюдать технический регламент

Быстро принимать решения в экстремальных ситуациях

 

Собственным примером задавать и поддерживать

нормы поведения и общения

Решительно пресекать их нарушение

 

 

Рис. 16. «Противоположные» качества, необходимые представителям профессий

типа «человек–человек»

 

Невыразительная речь или ее дефекты, замкнутость, необщительность, равнодушное отношение к людям, излишняя медлительность, выраженные физические недостатки и ряд других качеств являются противопоказаниями к выбору профессий типа «человек-человек».

Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Следовательно, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки.

Эта профессия осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь людей. Она требует также высокого уровня социальной активности педагога как способности действовать сознательно, целенаправленно, создавая образовательную среду для учащихся.

В профессии педагога заключено следующее важное для понимания ее сущности противоречие: с одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой — орудиями труда для нее являются функциональные средства организма. Поэтому человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответствующие знания и умения. Несмотря на то, что педагогическая профессия не требует абсолютной профессиональной пригодности (необходимые, но отсутствующие качества личности, могут быть компенсированы другими в процессе самовоспитания), предрасположенность к педагогической профессии является значимой. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков, психологической готовности личности, от ее стремления хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога. Данное требование обусловлено и тем, что педагогическая профессия – это высококвалифицированная трудовая деятельность и требует специальной подготовки.

Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности (рис. 17).

 

Рис. 17. Особенности педагогической профессии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: