Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная ком позиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории. Во вступлении различают зачин (цель — подготовить ауди торию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса). Основная часть содержит аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание (цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей). Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять вся кое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.
Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона. Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье) как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо. Однако больше четырех 99 пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.д
Место важной информации
Большое значение имеет подача наиболее важной, существен ной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г. Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что...; Итак, мы установили, что...
Начало выступления
Организационный момент в аудитории Вопрос подготовки аудитории, строго говоря, — не дело само го оратора. Это дело того, кто организует его выступление. Но сам выступающий заинтересован в том, чтобы обстановка в аудитории была наиболее благоприятной для него, поэтому о некоторых вещах лучше побеспокоиться заранее. Во-первых, в аудитории обязательно должен быть свежий воз дух. Если душно — не начинайте, пока не проветрите, даже если придется для этого оторвать время от вашего выступления. Во-вторых, самый благоприятный фон для публичного выступления — темно-синий занавес, по возможности из тяжелой ткани. Вообще на темном фоне выступать лучше — он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе. Не рекомендуется выступать на фоне цветов, особенно красных, — они отвлекают и возбуждают слушателей. В-третьих, позади вас должен быть минимум мебели, каких- либо других предметов. Если все-таки они позади вас есть, постарайтесь отойти от них как можно дальше. Не должно быть мебели 105 и по бокам; лучше выйдите вперед по направлению к слушателям. Вы должны стоять перед ними в полном одиночестве — тогда все их внимание будет направлено на вас. Ни в коем случае нельзя иметь за своей спиной что-либо движущееся — президиум, каких-либо посторонних людей или слушателей. Следите за освещенностью: свет должен быть направлен вам в лицо; оратор должен находиться в самом освещенном месте зала, так как аудитория хочет видеть мельчайшие подробности. Ни в коем случае не стойте среди слушателей — стойте перед всеми слушателями. Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибу ной, например рядом с трибуной. Слушатели, как правило, любят, когда оратор виден во весь рост. Ф. Снелл указывал: «За то короткое время, пока вы стоите перед ними, люди захотят узнать о вас как можно больше». Д. Кар неги подчеркивал: «При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью». Желательно, чтобы слушатели, сидя перед вами, не могли ви деть входную дверь — опаздывающих, заглядывающих и т.д. Перед началом выступления лучше не показываться публике. Если вам предложат заранее сесть в президиум — тактично откажитесь: как остроумно отмечал Д. Карнеги: «Лучше появиться в виде нового экспоната, чем старого». Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят — пусть обо всем заботится организатор. Оратор до объявления его выступления должен вести себя как посторонний; для него все должно быть подготовлено: «и лишь когда все готово — вы вступаете, и дело завертелось. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете» (Е.Ф. Тарасов). Взяв микрофон, не выпускайте его из рук. Если кто-либо из администрации попытается взять микрофон — деликатно не давайте, пусть он изложит вам суть дела, а вы решите, давать ему микрофон или нет. При этом никогда не объявляйте ничего за администрацию или организатора, даже если они вас об этом просят — в таком случае закончите свою мысль, а затем передай те им микрофон. Начиная выступление, ни в коем случае не демонстрируйте какого-либо недовольства — численностью собравшихся, подготовкой помещения, опаздывающими слушателями и т.д. Никогда не делайте замечаний аудитории в целом! Никогда не начинайте с ходу — дайте аудитории хотя бы секунд тридцать, чтобы она вас рассмотрела, привыкла, немного постойте. Поправьте стул, трибуну, разложите записи, закройте 106 или откройте форточку, поправьте или проверьте микрофон, подождите, пока стихнет шум, кивните кому-нибудь из аудитории (даже если вы никого и не знаете). Пойдите навстречу интересам слушателей — если просят, вы разите готовность работать без перерыва, закончить пораньше, отпустить пораньше кого-либо, кто спешит и т.д. Это всегда на страивает аудиторию в пользу оратора. И еще один важный вопрос: как быть, если в помещении на роду немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть ауди тории пуста? С такой проблемой ораторы сталкиваются очень часто, особенно в незнакомых и малознакомых аудиториях, при разнородном составе слушателей. Д. Карнеги рекомендует перед началом выступления собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу». Полностью соглашаясь с его оценкой, мы, однако, должны признать, что это требование мало выполнимо и, более того, с нашей точки зрения, нецелесообразно. Во-первых, это насилие над аудиторией, которое с самого начала настраивает ее против оратора. Во-вторых, слушатели, особенно если они принадлежат к одному коллективу, могут иметь в зале свои излюбленные места и воспримут попытку лишить их этих мест с большим неудовольствием, если не с враждебностью. В-третьих, это займет время. Но как же быть? Ведь пустые кресла в самом деле действуют на аудиторию негативно! Выход есть. Если передние ряды в аудитории пусты, оратору необходимо подойти к основной массе слушателей и начать выступление перед ними. Если при этом окажется, что несколько человек остаются со всем в стороне, именно им можно предложить сменить свое место; при этом они вынуждены будут перейти назад, а не вперед. Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям, усиливает его коммуникативную позицию, располагает аудиторию в его пользу