Повторение.
-- Отгадайте загадки.
Тридцать три богатыря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё: … (Алфавит)
-- Правильно, ребята:
Каждая буква в алфавите имеет своё место.
-- А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно? (Звук)
-- Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-- На какие две группы делятся звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные)
-- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
(Гласные звуки мы произносим с помощью голоса.)
-- Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-- Что мы встречаем при произношении этих звуков?
(При произношении этих звуков мы встречаем преграды: зубы, губы, язык)
-- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звук.
Сообщение темы и целей урока.
-- Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам Ь и Ъ?
(Ь и Ъ звуки не обозначают)
-- Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.
(Ь и Ъ знаки)
-- Какие цели мы поставим перед собой? (Научиться читать и писать слова с Ь и Ъ знаками.)
-- Мы уже сказали, что Ь и Ъ знаки звуков не обозначают, но для чего же тогда они нужны? Вот сегодня мы это и исследуем.
Работа над новым материалом.
-- Откройте тетради и запишите число: 21 января.
|
-- Посмотрите, как нужно писать Ь знак.
Ь – ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии, закругляю вправо- пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.
(соединение нижнее и верхнее)
Ъ-- ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем «качалочку», коснувшись верхней линеечки опускаемся по прямой наклонной линии вниз, закругляю вправо – пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.
-- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Похожи эти буквы? (Да)
-- А в чём различие?
(У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)
Был мягкий знак высоковат …
Сказали буквы строго:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твёрдый знак.
-- Значит, знаки не только похожи, но и различаются.
А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово.
Пальчиковая гимнастика.
-- Незнайка, прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: (НА ДОСКЕ)
«Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».
-- Почему вам смешно?
-- Каких помощников потерял Незнайка? (разделительные Ь и Ъ знаки)
-- Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.
(Съел, пью, съёмку, колья, объявил.)
-- Спишите письмо Незнайки в тетрадь.
-- Внимательно посмотрите и скажите, что общего в написании разделительных Ь и Ъ знаков? (ВЫВОД:
Разделительный Ь пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я. -- На доске записаны слова. Прочитайте. Спишите слова в тетрадь в столбик.
|
Вставьте разделительные Ь и Ъ знаки так, чтобы изменилось значение слова.
Сел -- съел
Семя –семья
Коля -- колья
Обедал -- объедал
-- Вот видите, как важно слышать разделительные Ь и Ъ знаки в словах.
-- Прочитайте.
С..ёжился, под..езда, вз..ерошенный, у, воробей.
-- Можно ли эту запись назвать предложением?
-- Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.
(Съёжился взъерошенный воробей у подъезда.)
-- Какие надо знать правила записи предложения?
-- Запишите.
-- Как называется всё то, что мы сейчас произносили? (Речь)
-- Какая бывает речь? (Устная и письменная)
-- Какой речью мы пользовались, когда записывали предложение? (Письменной)
-- Возьмите простой карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Физкультминутка.
-- Я называю вам слова. Если вы слышите слово с разделительным Ь знаком – хлопаете в ладоши, если с разделительным твёрдым - топаете.
Листья, съезд, подъём, пьёт, деревья, въехал, друзья, обезьяна.
-- Молодцы! А теперь тихо сели.
Рефлексия.
Задание на цветных листочках.
-- Чтобы приступить к следующему заданию, давайте вспомним правила работы в паре.
-- У вас на столах лежат листочки.
-- Читаем задание.
Разделите слова на 2 группы и запишите их в тетрадь в 2 столбика.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья.
-- Проверим:
Ручьи съезд
Вьюга въезд
Деревья
*** Запишите ещё раз слово вьюга. Разделите на слоги, поставьте ударение.
|
Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.
*** Запишите на следующей строке слово въезд. Разделите на слоги, поставьте ударение. Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.
-- Проверка. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
-- Запишите слова в тетрадь.
Итог урока.
-- Какая была тема нашего урока? (Разделительные Ь и Ъ знаки)
-- Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.
--Какие?
(Твёрдый знак употребляется только в качестве разделительного: пишется после твёрдого согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.)
-- Закончите предложения:
На уроке я узнал ……………………
Сегодня на уроке я научился ……………………..
-- Оцените свою работу на уроке:
Красный -- понял
Зелёный – немного понимаю
Жёлтый – не понял.