Задание на цветных листочках.




Повторение.

-- Отгадайте загадки.

Тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

 

Буквы – значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё: … (Алфавит)

 

-- Правильно, ребята:

Каждая буква в алфавите имеет своё место.

 

-- А что обозначает каждая буква?

Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно? (Звук)

 

-- Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-- На какие две группы делятся звуки?

(Звуки делятся на гласные и согласные)

 

-- Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

-- С помощью чего мы произносим гласные звуки?

(Гласные звуки мы произносим с помощью голоса.)

-- Какие звуки мы называем согласными?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

 

-- Что мы встречаем при произношении этих звуков?

(При произношении этих звуков мы встречаем преграды: зубы, губы, язык)

-- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звук.

Сообщение темы и целей урока.

-- Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам Ь и Ъ?

(Ь и Ъ звуки не обозначают)

 

-- Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.

(Ь и Ъ знаки)

-- Какие цели мы поставим перед собой? (Научиться читать и писать слова с Ь и Ъ знаками.)

 

-- Мы уже сказали, что Ь и Ъ знаки звуков не обозначают, но для чего же тогда они нужны? Вот сегодня мы это и исследуем.

Работа над новым материалом.

-- Откройте тетради и запишите число: 21 января.

-- Посмотрите, как нужно писать Ь знак.

Ь – ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии, закругляю вправо- пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.

(соединение нижнее и верхнее)

 

Ъ-- ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем «качалочку», коснувшись верхней линеечки опускаемся по прямой наклонной линии вниз, закругляю вправо – пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.

 

-- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Похожи эти буквы? (Да)

-- А в чём различие?

(У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)

 

Был мягкий знак высоковат …

Сказали буквы строго:

Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твёрдый знак.

 

-- Значит, знаки не только похожи, но и различаются.

А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово.

Пальчиковая гимнастика.

 

-- Незнайка, прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: (НА ДОСКЕ)

«Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».

-- Почему вам смешно?

-- Каких помощников потерял Незнайка? (разделительные Ь и Ъ знаки)

-- Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.

(Съел, пью, съёмку, колья, объявил.)

-- Спишите письмо Незнайки в тетрадь.

-- Внимательно посмотрите и скажите, что общего в написании разделительных Ь и Ъ знаков? (ВЫВОД:

Разделительный Ь пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я. -- На доске записаны слова. Прочитайте. Спишите слова в тетрадь в столбик.

Вставьте разделительные Ь и Ъ знаки так, чтобы изменилось значение слова.

Сел -- съел

Семя –семья

Коля -- колья

Обедал -- объедал

 

-- Вот видите, как важно слышать разделительные Ь и Ъ знаки в словах.

 

 

-- Прочитайте.

 

С..ёжился, под..езда, вз..ерошенный, у, воробей.

-- Можно ли эту запись назвать предложением?

-- Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

(Съёжился взъерошенный воробей у подъезда.)

-- Какие надо знать правила записи предложения?

-- Запишите.

-- Как называется всё то, что мы сейчас произносили? (Речь)

-- Какая бывает речь? (Устная и письменная)

-- Какой речью мы пользовались, когда записывали предложение? (Письменной)

-- Возьмите простой карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Физкультминутка.

-- Я называю вам слова. Если вы слышите слово с разделительным Ь знаком – хлопаете в ладоши, если с разделительным твёрдым - топаете.

Листья, съезд, подъём, пьёт, деревья, въехал, друзья, обезьяна.

-- Молодцы! А теперь тихо сели.

 

Рефлексия.

Задание на цветных листочках.

-- Чтобы приступить к следующему заданию, давайте вспомним правила работы в паре.

 

-- У вас на столах лежат листочки.

-- Читаем задание.

Разделите слова на 2 группы и запишите их в тетрадь в 2 столбика.

 

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья.

 

-- Проверим:

 

Ручьи съезд

Вьюга въезд

Деревья

 

*** Запишите ещё раз слово вьюга. Разделите на слоги, поставьте ударение.

Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.

 

*** Запишите на следующей строке слово въезд. Разделите на слоги, поставьте ударение. Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.

 

-- Проверка. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

-- Запишите слова в тетрадь.

Итог урока.

-- Какая была тема нашего урока? (Разделительные Ь и Ъ знаки)

-- Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.

--Какие?

(Твёрдый знак употребляется только в качестве разделительного: пишется после твёрдого согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.)

-- Закончите предложения:

На уроке я узнал ……………………

Сегодня на уроке я научился ……………………..

-- Оцените свою работу на уроке:

Красный -- понял

Зелёный – немного понимаю

Жёлтый – не понял.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: