1.Монумент Гаттамелаты в Падуе.
Памятник Гаттамелате – девятиметровый монумент, установленный рядом с базиликой святого Антония Падуанского. Возведен в 1453 году выдающимся скульптором Донателло и считается одной из лучших его работ. Кроме того, данный монумент явялется первой бронзовой статуей, отлитой в Европе со времен античности. Изваяние изображает кондотьера (военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного в народе Гаттамелатой (в переводе "Медовая кошка") за вкрадчивость манер и хитрый характер.
Памятник Гаттамелате создает ощущение благородного достоинства и силы, поступь коня под всадником размеренная и спокойная. Огромный размер монумента одновременно внушает величие и позволяет ему выступать самостоятельным архитектурным элементом, не теряясь на фоне громадной базилики. Для создания дополнительной опоры Донателло использовал древний античный прием: копыто коня опирается на сферу.
2.Обелиск. Его применение в планировочной структуре Рима и других городов.
обелиски Рима являются его уникальной характеристикой. здесь находятся 13 древних монолитных обелисков из гранита. Семь из них являются древними египетскими обелисками, они привезены в Рим в разные годы Имперского периода. Первый обелиск доставлен по приказу Августа в 10 году до н.э., а последний приказал привезти в Рим император Констанций II в 357 году н.э. Остальные обелиски являются копиями и изготовлены в Египте римлянами.
После завоевания Египта в 31 году до н.э. в Риме появилась возможность украшать город обелисками. Их применение было различным, некоторые, невысокие, были установлены вдоль центральной улицы на Марсовом Поле (Campo Marzio), среди них и те, которые ныне находятся во Флоренции и Урбино. Высокие обелиски украшали центры древних цирков: Большого цирка (Circo Massimo), цирка Максенция (Circo di Massenzio) Ватиканского цирка (Vaticano) и Варианского (Variano). Два обелиска украшали вход в Мавзолей Августа, а один служил гномоном огромных солнечных часов.
|
Египетские обелиски перевозили на кораблях и разгружали в порту Остии, где некоторые из них дробились на секции и описывались в каталоге для последующего монтажа. Обелиски преисполняли жителей Древнего Рима чувством гордости. После многочисленных нашествий варваров многие обелиски были разрушены, а некоторые попросту исчезли и покрылись прахом забвения. Кроме архитектурного украшения города, обелиски выполняли конкретные функции геометрической планировки площадей и располагались в их абсолютном центре. С точки зрения символики обелиски Рима выражали идею взлета христианства и его стремления приблизиться к Богу.
египетский обелиск
Обелиск в Латерано
Обелиск Кампенсе на площади Монтечиторио
. Обелиск Минерва на площади Минерва
Обелиск на площади Квиринал.
Обелиск Фламиния на площади Пополо.
Обелиски представляют собой монолитные гранитные блоки с четырьмя гранями, которые сужаются к верху. На самом верху увенчаны пирамидальной позолоченной стрелой (острием, позже - крестом или шаром). Название происходит из греческого Obelìscos (шпиль, копье, пика
Обелиски вырезали в каменоломнях Асуана в Египте и сплавляли по Нилу на специальных баржах. Некоторые обелиски колоссальны по размеру, самый большой из сохранившихся ныне в городе Риме имеет высоту 32 метра. Египтяне устанавливали обелиски для прославления бога солнца Ра. Обелиски символизировали солнечные лучи, которые нисходили на землю, чтобы осветить ее и обогреть всех. Кроме того, обелиски устанавливались перед храмами и гробницами, а надписи на них прославляли фараонов. Первые обелиски были возведены в египетском городе Иуну, что переводится, как “город столбов”, или обелисков. Греки называли этот город Илиополь или Гелиополь, что означает ”город солнца”. Именно отсюда, на специально построенных кораблях, и привезли римляне один из самых древних обелисков.
|