Казанский собор (Санкт-Петербург)




Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов. Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. 6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы». В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии. В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.

Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но спустя полгода изменил решение. В итоге ни один представленный проект так и не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезлнаполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах. Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля»и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно[1]. В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального.

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие[2] церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие[3].

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен[4].

В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Главная святыня храма — Чудотворная икона, она была обретена в Казани в 1579 году. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. Его восьмилетняя дочь Матрёна увидела во сне Божью Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками. Скорее всего, эта икона была закопана в земле ещё при татарах или кем-то из русских пленников, или кряшенами или проезжающими христианами, или обратившимися в православие мусульманами или язычниками из народов Поволжья или коми.[ источник не указан 81 день ] У иконы начали совершаться чудеса. На месте, где она была обнаружена, позднее выстроили монастырь.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

икона Спасителя в иконостасе;

иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;

Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;

икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией[5].

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 годао Священном союзе.

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года — от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре.

4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада.

4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте.

11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, за литургией и молебном присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ.

14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы.

25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма)[9]. В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

1 сентября 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1500 экземпляров и весом 155,5 грамма.[10]

 

 

ДОМ ГОЛЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ (д. 20)

(Голландская реформатская церковь)

В 1724 г. голландцы купили дом на углу Невского и Мойки. Шесть лет спустя в нем была освящена кирха на 250 человек. Потом здание расширили, поставили в нем орган. Новое здание построено в 1830 г. по проекту П. Жако. Круглая в плане церковь, находилась на втором этаже, вмещала 370 человек. Службы по-голландски проводились летом, когда начиналась навигация и в город прибывали голландские моряки и купцы. В остальное время служба велась на немецком языке. Церковь считалась посольской. Она была закрыта в 1920-е гг. В 1936 г. в здании открыли библиотеку им. А. А. Блока.

Архитекторы, годы постройки:

1830-1833

Дом Дюпре (в центре), 1748-1749 гг.

Дом №20 - одно из первых каменных зданий на Невском проспекте, возможно - самое первое. В 1715 году на углу набережной Мойки и Невского проспекта был построен одноэтажный дом для генерала-майора Дюпре. Эта постройка определила красные линии Невского проспекта и набережной реки Мойки. В 1716-1717 годах здесь жил генерал-архитектор Ж. Б. Леблон. Вместе с ним здесь обитали его супруга, малолетний сын, племянница и прислуга. Дом Дюпре был одним из самых нарядных в Петербурге, щедро украшенным фигурными наличниками и филёнками.

Этот дом в 1718 году стал собственностью голландца Пьера Пузи. Он жил здесь, сдавал большую часть здания пасторам лютерано-реформатского молитвенного зала [4, с. 624].

Голландская реформатская община приобрела дом №20 в 1719 году. В бывшем доме Дюпре кроме молитвенного зала работала религиозная школа. У императрицы Анны Иоанновны община получила разрешение на строительство в глубине участка каменного храма. После его возведения угловой дом достался притчу Голландской церкви.

Часть участка на углу Невского проспекта и Большой Конюшенной улицы в 1747 году взял в долгосрочную аренду П. Палот. Им здесь был построен полутораэтажный дом в 10 осей по проспекту. В 1778 году дом Палота был выкуплен церковным советом, когда здание уже принадлежало портному Х. Мейеру. В 1800-х годах это здание было увеличено до трёх этажей. Рядом с ним на месте сада в 1797-1799 годах был построен новый трёхэтажный корпус. В 1825-1826 году был построен ещё один флигель в глубине двора (архитектор И. К. Лаутер).

Дом Голландской церкви со стороны Невского проспекта,
1740-е гг.

В феврале 1826 года в доме Голландской церкви открылся художественный магазин А. М. Прево [5, с. 77]. Он стал первой в России постоянно действующей выставкой-продажей. Ни одного общедоступного художественного музея тогда в стране не существовало. Собрания картин находились в частных собраниях, а в Эрмитаж можно было попасть только по специальному приглашению. Выставка же в доме Голландской церкви оказалась открытой для всех желающих. Любой мог войти сюда и при возможности приобрести понравившуюся вещь.

Андрею Прево принадлежит идея создания гравированного изображения Невского проспекта от Адмиралтейства до Аничкова моста. Это было реализовано художником В. С. Садовниковым и гравёрами П. и И. Ивановыми. Здесь, в издательстве Прево, и была издана "Панорама Невского проспекта".

В 1830 году было решено построить новую церковь вместо старой и тесной, заново застроить участок. Один из предлагаемых проектов создал Р. ди Ригель (Р. ди Ричели), в котором Голландская церковь была оставлена на углу Невского проспекта и Мойки. Вместо него в 1831 году был принят проект архитектора П. П. Жако с церковным зданием в центре участка. Этот проект был реализован в течение следующих двух лет. Фронтон здания Голландской реформатской церкви украшает горельеф с изображением ангелов, которые держат раскрытую библию.

Круглый зал Голландской церкви оформляли лепщик Балин и художник Васильев. Он был оборудован органом, созданным в Дерпте Й. Талем в 1808 году. Сейчас этот орган находится в Академической Капелле. Во дворе западного корпуса были устроены открытые галереи. Чугунные решётки балконов и ворота изготовили на заводе К. Грейсона.

Зал Голландской церкви, 2012 г.

Церковь освящена в 1834 году. На этой церемонии присутствовали принц Оранский с сыном (будущие короли Нидерландов Вильгельм II и Вильгельм III). С 1842 года Голландская церковь была посольской. При ней работали магазины, училище, Голландский клуб, правление Нидерландского банка. В церковной школе учились историк М. И. Пыляев, писатель Н. А. Лейкин. В 1830-х годах в доме Голландской церкви жил голландский посол барон Л. Б. де Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом.

Реконструкция корпуса по Большой Конюшенной улице была завершена к 1837 году, о чём свидетельствует датировка на воротах.

Помещения дома №20 по Невскому проспекту в 1833-1857 и 1863-1870-х годах продолжал арендовать А. М. Прево. Он продолжил работу своего магазина. С 1833 года в доме Голландской церкви работал книжный магазин Ф. Беллизара. Здесь же обосновалось правление Общества поощрения художников, которое а 1837 году организовало первую в России беспроигрышную художественную лотерею. В доме №20 регулярно проводились выставки, художественные конкурсы. В 1839-1841 годах здесь издавался журнал "Отечественные записки" А. А. Краевского. В отделе критики журнала работал В. Г. Белинский. В доме Голландской церкви он познакомился с молодым Н. А. Некрасовым. Позже в этом здании размещался книжный магазин А. И. Излера.

В 1871 году первую премию на выставке Общества поощрения художеств получила картина И. Е. Репина " Бурлаки на Волге ". Она вызвала большой ажиотаж среди столичной публики. Несколько дней толпа заполняла выставочный зал с утра до позднего вечера.

Дом Голландской церкви, 2005 г.

В 1900-х годах в доме №20 по Невскому проспекту работали Петербургский учётный и ссудный банк, Сибирский торговый банк (позже переехавший в дом № 44 ), правление Нидерландского банка, офис торгового (банкирского) дома "Лампе и К". Одновременно с банками здесь работала контора и выставка-продажа популярнейших в Петербурге финляндских израсцовых печей из города Або (Турку).

Реклама на фасаде здания в начале Хх века оповещала прохожих о том, что здесь работают книжный магазин "Мелье и К", газета "Санкт-Петербургские немецкие ведомости", обойный магазин А. М. Камюзе, магазин-склад мебели петербургских столяров и другие заведения. На углу Большой Конюшенной улицы размещались базар марок, бюро объявлений, "Большой Парижский магазин", позже уступивший своё место магазину альбомной фабрики С. С. Бехли. Рядом находилось представительство голландской фирмы "Янсен, Йоост и К", торговавшей в том числе табачными изделиями.

После революции количество прихожан Голландской церкви быстро сокращалось. В 1926 году её староста был вынужден объявить о прекращении богослужений. Голландская церковь была закрыта в 1927 году, здание национализировали, а знаменитый орган передали Певческой капелле. Помещения бывшего храма передали Ленинградскому кукольному театру, в 1928 году - Театру актёрского мастерства (ТАМ). В нём начинали свою карьеру В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев. В начале 1930-х ТАМ вошёл в состав Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. В 1933 году здесь открылся Новый театр, впоследствии - театр имени Ленсовета.

В 1935-1936 годах здание реконструировалось по проекту Б. Л. Васильева. В обновлённых помещениях была открыта библиотека им. А. А. Блока. Церковные интерьеры были отреставрированы в 1969-1971 годах.

Долгое время в здании Голландской церкви работал " Дом военной книги", основанный ещё в 1920 году. Он прекратил принимать посетителей в 2012 году. Первый этаж занимают заведение быстрого питания "Subway" и арт-пространство Biblioteka, сочетающее в себе функции ресторана и современного культурного центра.

 

 

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (д. 42—44)

Церковь была построена по инициативе и отчасти на личные средства крупного коммерсанта, главы армянской общины Ованеса Лазаряна (И. Л. Лазарева) — одного из прогрессивных деятелей армянского освободительного движения в ХVIII в., направленного на свержение турецкого ига. В 1770 г. по прошению И. Л. Лазарева Екатерина II издала указ, позволявший «торгующим и военнослужащим армянам» построить храмы в Петербурге и Москве. Через три недели Императрица отвела место на Невском, против Гостиного двора, на участке бывшей Малой придворной конюшни. Проект здания церкви разработал архитектор Ю. Фельтен. Работы велись с 1771 по 1776 гг. и обошлись в 33 тыс. рублей. Строительство храма осуществлялось на пожертвования прихожан, но в большей степени — на деньги самого И. Л. Лазарева. Эта небольшая однокупольная церковь — памятник архитектуры периода раннего классицизма. В убранстве фасадов использована скульптура. Главный фасад подчеркнут портиком, образованным парой сдвоенных колонн. В 1780 г. армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В мае 1930 г. церковь была закрыта. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 г. Патриарх-католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.

Армянская церковь, 2008 г.

В середине XVIII века эту территорию на Невском проспекте занимали императорские конюшни с деревянными домами при ней. 22 мая 1772 года по личной просьбе ювелира двора её императорского величества, известного деятеля армянского освободительного движения И. Л. Лазарева (О. Лазоряна), и на его же деньги, Екатерина II разрешила построить здесь Армянскую церковь во имя святой Великомученицы Екатерины. Часть пожертвованных денег была им получена от продажи алмаза "Орлов".

Храм построен в 1771-1775 годах по проекту Ю. М. Фельтена. Рядом с ним были возведены два церковных дома. Храм был освящён в 1780 году. На барельефе треугольного фронтона изображён сюжет крещения армянского царя Тиридата святым Георгием. Из церковной утвари с XVIII века сохранились две мраморные купели для крещения.

В 1931 году Армянская церковь была закрыта, здание разделено на два этажа. После Великой Отечественной войны здесь разместилась декорационная мастерская.

Здание храма возвращено армянской общине в 1993 году. После проведённой реставрации 12 июля 2000 года в день апостолов Петра и Павла состоялось освящение храма. На торжественной церемонии присутствовали Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, главы лютеранской и католической церквей. Освящение нового алтаря произвёл Патриарх Католикос армянской церкви Гарегин II. В дар армянской церкви были переданы образ Спасителя, сосуд для мирра в виде голубя и другие ценности. Эрмитаж передал храму Скеврский реликварий с частицами мощей почитаемых армянской церковью святых: Варфоломеся, Фаддея, Георгия Победоносца и Григория.

 

КОСТЕЛ СВ. ЕКАТЕРИНЫ(д. 32—34)

Кварталы по Невскому проспекту между современным каналом Грибоедова и Садовой улицей начали застраиваться в начале 1740-х гг. К этому времени относится постройка двух жилых домов при костеле Св. Екатерины. Автор первоначального проекта П. Трезини предложил сооружение костела в глубине участка. Дома были построены по его проекту, но проект здания костела исполнил Ж. Б. Валлен - Деламот в 1783 г. в стиле раннего классицизма. Строительством руководил А. Ринальди. Освящение костела состоялось в 1783 г. Портал в виде арки опирается на свободно стоящие колонны. Фасад украшают скульптуры четырех евангелистов, выполненные из мрамора. На латыни высечена надпись «Дом мой – дом молитвы». В 1798 г. здесь был похоронен польский король Станислав Август Понятовский. Справа от входа лестница ведет в крипту французского генерала Ж. Морро. После заговора 1804 г. он был выслан из Франции. После смерти Кутузова он возглавлял союзническую армию. 27 августа 1813 г. был убит под Дрезденом. Костел посещали Мицкевич, Бальзак, Лист, А. Дюма, Теофиль Готье. Здесь венчался сын генерала Витгенштейна, на свадьбе присутствовали Пушкин и его друзья. 10 января 1837 г. проходило венчание Жоржа Дантеса с Екатериной Гончаровой. Здесь отпевали архитектора Монферрана. Службы возобновились с 1991 г. и проводятся в настоящее время.

Проект католической церкви на Большой першпективе П. А. Трезини

Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку. Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект).

Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора.

Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: " Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии ".

Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини, составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.

Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот.

Проект костёла святой Екатерины,
Ж. Б. Валлен-Деламот, 1761 г.

Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.

Строительство храма велось с 9 июня 1763 года. 16 июля была проведена официальная церемония его закладки, во время которой чертёж фасада был одобрен Екатериной II. Подписанный императрицей проект не сохранился (или не найден). При этом очевидно, что проект 1761 года вовсе не тот, которым пользовались строители. Валлен-Деламот смог его кардинально переработать. На церемонии закладки первый камень от имени царицы заложил церемонимейстер двора граф Франц Санти, от церкви - приор отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском памятной медали.

Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.

Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.

В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди. После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.

Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:

"Храм этот во время царствования Екатерины II Иоанн Андрей Аркетти ариепископ халцедонский, посол специальных поручений в государстве Россия апостольского престола дня 7 октября 1783 года, в 9 году папской службы Пия IV к 21 году царствования Екатерины II в присутствии всего города торжественно освятил. Кроме того, в праздник римской кафедры в святой год божий, 1784, префект петербургского католического костёла передал торжественно первому архиепископу могилевскому Станиславу Сестренцевичу паллию. Эту памятную доску положили: Михаил Ростоцкий. Синдики: Ян Баптиста Ливио, Антонио Ринальди, Франц Лакруа, Франц Мольнер, Георгий Людвиг Олри, Андрей Пирлинг" [Цит. по: 4, с. 87].

История

Костёл святой Екатерины, 2005 год

Костёл святой Екатерины стал самым старшим и самым большим католическим храмом в России. Его фасад сохраняет "фирменный знак" Антонио Ринальди - две скрещенные ветви. На высоком парапете установлены фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также фигуры ангелов с крестом.

Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.

Заметным украшением интерьера костёла святой Екатерины являются восемь фигур апостолов. Они установлены в 1783 году, исполнены из жжёного гипса. Их автор неизвестен, вероятно фигуры делали несколько мастеров. В алтарной части находятся статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения - святой Андрей, над входом в ризницу - святой Иуда Фаддей. Напротив святого Андрея в трансепте - святой Варфоломей, напротив Фаддея - вероятно святой Иаков Младший. Ещё одной парой изображённых в костёле апостолов являются, вероятнее всего, святые Иаков Зеведеев и Матфей.

В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.

Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.

В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма "Дазер и Пирлинг" и 1 сентября 1803 года подарила церкви.

В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.

Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:

"Деревянный амвон расписан под мрамор, украшен резьбой, спереди находится изображение Спасителя, окружённое ангелочками, по бокам четыре евангелиста; его поддерживают два ангела на массивном резном столбе ручной работы. На амвоне висит деревянное распятие. Над амвоном возвышается балдахин, украшенный резьбой, бахромой и кистями из дерева, вокруг головки ангелов; на вершине балдахина два ангелочка поддерживают крест. Под балдахином фигура Святого Духа, покрытая серебром" [Цит. по: 4, с. 109].

До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.

Интерьер храма, сер. XIX в.

При ремонте в 1829-1830-х годах колонны внутри храма обработали искусственным мрамором. Тогда же обновили главный престол, переосвящение которого состоялось 2 октября 1830 года при участии архиепископа Могилевского. Вероятно, в то же время за престолом вдоль стены установили деревянные белые скамьи с позолотой. Справа от престола располагался малый, посвящённый Иисусу, украшеный образом "Добрый пастырь". Слева - ещё один малый престол с образом Иоанна Крестителя. Автор указанных картин не известен, они находились в костёле до 1890-х годов.

Боковые престолы изначально не были мраморными. С восточной стороны висел образ "Благовещение Девы Марии", с западной - "Распятие". Над западным престолом располагалось изображение "Божией Матери Страдающей" с мощами (чьи это были мощи неизвестно). В 1842 году итальянский каменщик Фердинанд Галеотти пожертвовал для монтажа в боковом престоле мраморного алтаря 1 000 рублей. Перед этим он за свой счёт заказал его в Италии и привёз в Петерб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: