ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(методические рекомендации)
Г. Опочка,2018 год
Методические рекомендации: «Организация индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса муниципального общеобразовательного учреждения» предназначены для педагогических работников системы общего образования.
Методические рекомендации составлены на основе результативного педагогического опыта сотрудников ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (далее школа-интернат) и иллюстрируют работу образовательного учреждения на практике.
Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат более десяти лет на основании приказа Государственного управления образования Псковской области от 31.11.2009 № 1388 является экспериментальной площадкой Государственного управления образования Псковской области. С 2009-2013 год на базе школы-интерната реализовался проект «Новая модель взаимодействия общего и специального образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья». На совместном заседании Экспертного совета Государственного управления образования Псковской области, ученого совета Псковского областного института повышения квалификации работников образования и педагогического совета Опочецкой специальной (коррекционной) школы-интерната 24.04.2013 деятельность областной экспериментальной площадки была одобрена, опыт работы рекомендован для распространения в образовательных учреждениях Псковской области (пр. ГУ ПО от 24.04.2013 № 549)
|
С 01.09.2016 г. вступили в силу ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598), а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599). Для создания необходимых условий качественного образования детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и организации сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ (умственной отсталостью) и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) на базе школы-интерната 1 сентября 2017 года (пр. ГУО ПО от 31.08.2017 № 987) создан Региональный ресурсный центр по сопровождению образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных учреждениях Опочецкого, Себежского и Пустошкинского районов.
СОСТАВИТЕЛИ
Людмила Николаевна Чушева | директор ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», высшая квалификационная категория |
Ильина Ольга Алексеевна | заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», дефектолог Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
Михайлова Нина Ивановна | заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», социальный педагог Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
Федорова Елена Ивановна | социальный педагог ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», заведующая Региональным ресурсным центром сопровождения, первая квалификационная категория |
Иванова Светлана Геннадьевна | педагог-организатор ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», заведующая учебно-консультационным пунктом Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
Александрова Елена Викторовна | учитель начальных классов ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», логопед Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
Петрова Надежда Алексеевна | учитель русского языка ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», психолог Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
Татаринцева Юлия Александровна | учитель начальных классов ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», психолог Регионального ресурсного центра сопровождения, первая квалификационная категория |
Алексеева Надежда Николаевна | социальный педагог ГБОУ Псковской области «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», логопед Регионального ресурсного центра сопровождения, высшая квалификационная категория |
|
|
Контактная информация: oskshi@yandex.ru, org377@pskovedu.ru, (81138)2-20-31, (81138)2-19-37, (81138)2-16-06
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегическая цель государственной образовательной политики России - обеспечение возможности получения образования всем лицам, независимо от уровня психофизического здоровья, социально-экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года одной из приоритетных задач является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование системы образования требует изменения организационных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех. Инклюзивное образование призвано обеспечить реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в общеобразовательных организациях совместно с обучающимися, не имеющими нарушений развития.
В Псковской области – 114, 3 тыс. детей. Всего обучающихся (получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование) – 67459 человек, из них 5892 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Из статистики видно, что 8,7 % детского населения Псковской области нуждаются в особых условиях обучения. Около половины из них – 3599 детей обучаются в специальных школах и классах, остальные (2293 ребенка) по желанию родителей посещают школы по месту жительства вместе с нормативно развивающимися сверстниками.
Для сопровождения образовательного процесса детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Опочецком, Себежском и Пустошкинском муниципалитетах создан Региональный ресурсный центр. Основная цель работы Центра — комплексное сопровождение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных школах, в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одним из приоритетных направлений работы Центра является консультативная помощь специалистов общеобразовательным организациям в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях обучения в общеобразовательной школе.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью совершенствования методического сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации инклюзивной образовательной практики средствами индивидуализации образовательного процесса каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с его индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Данные рекомендации предназначены для педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений, курирующих образовательный процесс детей с ОВЗ, для учителей общеобразовательных организаций и специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога) общеобразовательных организаций Псковской области, реализующих инклюзивную образовательную практику через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
В предлагаемом материале рассматриваются теоретические аспекты индивидуализации сопровождения образовательного процесса, а также изложена технология поэтапного составления индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В приложении содержится образец индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ, реализуемый в условиях школьного инклюзивного образования.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
· Адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ФЗ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», пункт 28)
· Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Статья. I «Общие положения», пункт 1.1)
· Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) Статья. 1 «Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности»)
· Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. (ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) Статья. 1 «Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности»)
· В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) Статья. 1 «Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности»)
· Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) Статья. 19 «Образование инвалидов»)
· При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. (ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) Статья 19. «Образование инвалидов»)
· Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Статья. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», пункт 27)
· Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», пункт 1)
· Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (ФЗ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Статья. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», пункт 16)
· Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (ФЗ "Об образовании в РФ " N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», пункт 3)
· Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (ФЗ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Статья. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», пункт 6)
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Статья. I «Общие положения», пункт 1.1)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ как условие получения качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].
Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].
Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].
Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.].
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на обучение, воспитание и развитие обучающегося.
Следует отметить, что понятие «индивидуальный образовательный маршрут» не определен законодательством в отличии от понятия «индивидуальный учебный план». Поэтому на сегодняшний день понятие «индивидуальный образовательный маршрут» применяется только в теории педагогики и являются вариантом методических подходов к освоению обучающимся образовательной программы.
Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке. Проблема организации ИОМ в образовательном пространстве получила освещение в работах таких ученых, как С.В. Воробьева, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, А.П. Тряпицыной.
В Псковской области данной проблемой успешно занимались Михайлова Н.К., Соколова Т.А. доценты кафедры управления развития образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО. На материалах работы областной экспериментальной площадки МГОУ «Новоржевская школа» в 2017 году вышел сборник «Организация индивидуального маршрута в школе».
Рассматривая ИОМ в парадигме «Инклюзивное образование – ребенок с ограниченными возможностями здоровья», мы считаем целесообразным опираться на определение, предлагаемое группой исследователей Института проблем интегративного и инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организациипонимают систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс (Алехина, Самсонова, Дмитриева, Семаго, Семаго, 2012).