ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА




Частью 16 ст. 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Согласно части 3 ст. 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательной программе общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения ПМПК.

В заключении ПМПК должен быть определен вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью. Адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273).

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер, они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному учебному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и ихадаптации в жизни современного общества.

Рассматривая индивидуальный образовательный маршрут как эффективную технологию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, мы считаем целесообразным опираться на определение, предлагаемое группой исследователей Института проблем интегративного и инклюзивного образования Московского городского психолого- педагогического университета. С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, Т.П.Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркеля. Под индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогических работников, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей по включению обучающегося с ОВЗ в образовательный процесс.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго определяют в качестве одной из технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания, устанавливает объем недельной нагрузки обучающегося, формы реализации АООП (совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельной организации).

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка с психофизическими нарушениями по образовательным программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей, а также реальными возможностями образовательной организации, в которой осуществляется инклюзивное обучение.

ИОМ разрабатывается на основе локального нормативного акта образовательного учреждения об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываемый командой педагогических работников образовательного учреждения, принимается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося, утверждается директором школы.

В основу ИОМ закладываются требования ФГОС образования обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями), которые включают в себя требования к структуре АООП, условиям реализации АООП, результатам освоения АООП. Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: https://fgosreestr.ru

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ № 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, представленных в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В АООП важно выдержать все гигиенические требования, прописанные Постановлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2015 г.№ 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», введенные в действие с 01.09.2016 г.

При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих организацию обучения лиц с ОВЗ, в образовательной организации, особое внимание следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

В Уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующие сведения:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Корректировку локальных нормативных актов образовательного учреждения необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных нормативных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с организацией обучения лиц с ОВЗ, определяется тем перечнем локальных нормативных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

В то же время образовательная организация вправе создавать новые локальные нормативные акты, отражающие специфику организации обучения лиц с ОВЗ, и соответствующие изменения в действующем законодательстве в конкретном образовательном учреждении. Например,

- Положение об информационном сопровождении организации обучения лиц с ОВЗ.

- Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части организации обучения лиц с ОВЗ.

- Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС О у/о.

- Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

- Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ (умственной отсталостью) должна осуществляться поэтапно и включать следующие компоненты:

- целевой (выявление индивидуальных потребностей ребенка, постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ОУ, в том числе программ коррекционно-развивающих, дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий;

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

В разработке и реализации ИОМ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, в соответствии квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

При необходимости в процессе реализации АООП О у/о возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.

В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП О у/о, должны входить дефектологи, в зависимости от контингента обучающихся (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед.

Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы ОВЗ АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда; б) по специальностям "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия"; в) по педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование") с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения  ФГОС О у/о, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС О у/о. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации АООП О у/о, использования инновационного опыта других образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

Каждый участник разработки и реализации ИОМ выполняет определенные функции:

Учитель – предметник – разрабатывает и корректирует индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, определяет содержание индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывает способы и приемы, посредством которых учащийся будет осваивать содержание образования. Разрабатывает программы формирования базовых учебных действий, духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программу внеурочной деятельности.

Педагог-психолог, учитель – логопед, учитель-дефектолог – представляют комплексное изучение психолого – педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывают и осуществляют программу коррекционной работы с обучающимся.

Социальный педагог совместно с классным руководителем планирует формы работы по реализации ИОМ социализации учащихся.

Заместитель директора по УВР (координатор инклюзивного образования) координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуального образовательного маршрута.

Директор школы несёт ответственность за содержание и выполнение индивидуального образовательного маршрута.

ПМП консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуального образовательного маршрута: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуального образовательного маршрута, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания ИОМ; корректирует содержание ИОМ на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле – мае текущего учебного года.

Родитель (законный представитель) – вносит предложения в ИОМ по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ, согласует ИОМ.

Структура индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена следующими разделами:

Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение ИОМ, срок реализации, адресность (фамилия, имя учащегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости ИОМ может быть согласован с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.

Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место распределение определённых разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

Расписание уроков и внеурочной занятости обучающегося. В данном разделе содержится информация организационного плана, с указанием конкретного времени, места, названий мероприятий.

Содержание ИОМ разделено на четыре основных компонента или блока:

Блок 1. Общие сведения. Данные о ребенке, родителях (законных представителях), заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации специалистов сопровождения: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога по обучению и социализации ребенка в условиях ОУ.

Блок 2. Сведения об усвоении образовательной программы, включающие рабочую программу педагога, требования и конкретные задачи для ребенка по каждому предмету (образовательной области, методы, формы, приемы организации учебной деятельности).

Блок 3. Организация коррекционно-развивающей работы, включающая сведения о направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения, программы дополнительного образования детей, критерии отслеживания эффективности реализации коррекционно-развивающей работы.

Блок 4. Социализация, включающая дополнительное образование детей (кружки, секции, факультативы), а также мероприятия, направленные на социализацию (конкурсы, фестивали, ярмарки, экскурсии и др).

Основные требования к результатам реализации ИОМ. В данном разделе соотносятся цель и задачи ИОМ с его планируемыми результатами, а также результаты реализации ИОМ на уровне динамики показателей психического и психологического развития учащегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности ИОМ. Требования к результатам реализации ИОМ выделяются либо в особый раздел, либо проектируются параллельно с описанием содержания ИОМ в рамках, обозначенных выше компонентов.

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации ИОМ в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ПМП консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами на следующем этапе его обучения.

Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ОВЗ устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ "Об образовании в РФ", СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению.

Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, используемые в обучении детей с у/о, необходимо использовать соответственно федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации АООП О с у/о.

Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно.

Для обучающихся, принятых на обучение в 1-й класс, начиная с 01.09.2016 г., введены в действие в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России № 1599 от 03.02.2015 г. Все основные положения  ФГОС О У/О должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, "образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность". Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" подтверждает это положение. Статья закона относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы, разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям.

В соответствии с требованиями стандарта учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии;

введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация.

Для развития потенциала обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

 

Для обучающихся, принятых на обучение до 01.09.2016 г. организация обучения продолжается на основе приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (II вариант)», Приказа Государственного управления образования Псковской области № 158 от 03.03.2003г. и специальных образовательных программ:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под ред. к.п.н., профессора И.М.Бгажноковой;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под ред. к.п.н., профессора И.М.Бгажноковой.

Базисный учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального, школьного. В федеральную (инвариантную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста (0 - 4 кл.) до юношеского (10 - 11 (12) кл.). В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.

В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания и др., большой объем часов заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения.

В школьном компоненте представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция, психологический практикум и др.

Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными общеобразовательными программами. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены АООП, обучающиеся с нарушением интеллекта не посещают. В это учебное время умственно отсталым школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов, коррекционно-развивающие занятия.

Контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся образовательного учреждения (в том числе с ОВЗ) относятся к компетенции и ответственности образовательного учреждения и осуществляются в соответствии с Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

После завершения обучения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдаются свидетельства об обучении. Порядок выдачи свидетельства прописан в Приказе Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методических рекомендациях «Организация индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в условиях массового класса муниципального общеобразовательного учреждения» изложены нормативно-правовые и организационно-методические основы организации образовательного процесса детей с ОВЗ, разработки индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.

Отмечена необходимость владения педагогом технологией написания и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с разными образовательными возможностями.

Педагоги и специалисты, участвующие в образовательном процессе детей с ОВЗ, должны знать структуру и алгоритм разработки ИОМ, уметь подбирать базовый инструмент для проектирования ИОМ, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных для проектирования ИОМ, используя свой творческий потенциал.

Приведенные материалы могут быть рассмотрены как рекомендательные и примерные, поскольку реальная работа образовательной организации будет зависеть от муниципальной политики и особенностей социальной ситуации в муниципалитете, состава педагогического коллектива и его готовности к учету разнообразия особых образовательных потребностей обучающихся, контингента обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П.Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 145 с.

2. Башмаков М.И. Индивидуальная программа: Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод.

3. Российская академия образования [Электронный ресурс]. – РАО, 2005. URL: https://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

4. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2008. – 112 с.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

6. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 62-66.

7. Михайлова Н.К., Соколова Т.А. Организация индивидуального образовательного маршрута в школе. - Псков: ПОИПКРО, 2017.-108с.

8. Организация специальных образо-вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи­на. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

9. Разработка и реализация индивидуальной образователь­ной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.Методические рекоменда­ции для учителей начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоно­вой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

10. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.

11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 240 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: