Понятие корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility — CSR) прочно вошло в бизнес управление в США и Канаде в 50—60-х годах прошлого века. В 1953 году была опубликована книга американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», где данный термин упоминается впервые. По мнению Г. Боуэна, обязанностью бизнесмена является принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества, в котором он находится.
Разумеется, бизнес и ранее оказывал помощь нуждающимся людям. В XIX развитие КСО происходило преимущественно в форме филантропии и носило локальный характер – отдельные благотворительные акции поддержки и мероприятия. Первоначально, это в большей степени касалось социальных гарантий для собственных работников, а также спонсирования полезных общественных и властных начинаний.
Так, в 1884 году в Чикаго по инициативе двух обеспеченных американок Джейн Аддамс и Гейтс Старр открывается первый “Hull House” – дом, оказывающий социальную поддержку иммигрантам и их детям. В заведении была организована вечерняя школа и ряд других специализированных образовательных курсов. Помимо этого, была создана система бесплатного питания. Позже «Hull House» получил в пользование еще несколько помещений и, в итоге, разросся в целую сеть домов социальной поддержки. Многие женщины, «выпускницы» этого заведения, в будущем стали известными деятелями в городе в таких областях, как образование, законотворческая деятельность, борьба за права женщин и др. Несмотря на столь положительные результаты, благотворительность не была широко распространена вплоть до середины ХХ века, оставаясь уделом отдельных энтузиастов.
|
С конца 70-х годов ХХ века ведущие компании США и Великобритании стали приходить к пониманию необходимости выработки комплексного корпоративного подхода к взаимодействию с обществом. Такой подход, с одной стороны, должен был бы быть связан с философией компании, ее маркетинговой стратегией, с другой стороны, удовлетворять потребности общества. Последняя четверть ХХ века ознаменовалась серьезными экономическими проблемами для стран Западного мира, ростом безработицы и общественными беспорядками. Крупный бизнес осознал, что органы власти ни физически, ни финансово не в состоянии справиться с ситуацией. Вместо того чтобы ждать правительственных решений с возможным ужесточением налогового бремени и усиления регулирования в области трудовых отношений, крупный бизнес по собственной инициативе пошел на превентивные меры по внедрению КСО, что ознаменовало первую волну открытой формы КСО.
Это выразилось в создании на национальном уровне Группы Специальных Программ (ГСП), при активном участии которой корпорации создавали возможности для профессионального обучения молодежи силами этих корпораций. ГСП проводила тематические конференции, взаимодействовала с отдельными компаниями и выступала посредником в разрешении конфликтных ситуаций.
Наиболее важным событием 1980-х стал созыв крупнейшей зонтичной ассоциации для инициатив в области КСО – «Бизнес в Сообществе». Эта организация стимулировала создание государственно-частных партнерств, через которые правительство совместно с частными предприятиями занималось решением наиболее острых социальных проблем.
|
1990-е годы ознаменовались двумя последующими волнами КСО – за социально ответственное производство товаров (вторая волна) и ответственное отношение к персоналу (третья волна). В 1996 году было создано Европейское движение предпринимателей за социальную консолидацию (European Business Network for Social Cohesion), учреждённое при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Еврокомиссии.
В 1999 году был провозглашен Глобальный договор – основной международный институт КСО, созданный для объединения бизнес-компаний с агентствами ООН, трудовыми и общественными организациями, включающий в себя 10 основополагающих принципов КСО, распределенных по 4 блокам:
Права человека
1. Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашённых на международном уровне прав человека.
2. Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.
Трудовые отношения
3. Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.
4. Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
5. Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда.
6. Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
Окружающая среда
7. Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности.
8. Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
|
9. Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.
Противодействие коррупции
10. Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Эти принципы планомерно внедрялись в работу европейских коммерческих структур и сегодня большинство крупных компаний имеют специальные подразделения КСО со своими бюджетами и представительством на уровне Совета Директоров. Около 80% крупнейших компаний включают социальную отчетность в ежегодные финансовые отчеты.
В начале 2000-х годов состоялся Лиссабонский европейский саммит, и Европейской комиссией была опубликована «Зеленая книга о КСО». Тогда Европейский Совет публично призвал компании к усилению чувства ответственности. Были созданы институты, целью которых стало развитие и продвижение концепции КСО для достижения таких общественно значимых целей, как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, предотвращение загрязнения окружающей среды, рациональное использование ресурсов. Вопросы КСО начали активно разрабатываться экспертами, работающими в области корпоративного управления, появились специальные учебные курсы и т.д.
В 2005 году состоялось обновление Лиссабонской стратегии. Совет Европы рекомендовал государствам членам ЕС всемерно поощрять развитие КСО компаниями. Также была обновлена стратегия устойчивого развития ЕС, в которой, в том числе, сделан акцент на развитие КСО в средне- и долгосрочной перспективе.
В 2006 году Еврокомиссия приняла документ «Communication-2006», который призывал профсоюзы, потребителей, инвесторов, некоммерческие организации и других, удвоить усилия по «укреплению вертикали КСО», а также продвигать лучшие практики социальной ответственности.
В 2010 году был принят Международный Стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В нем говорится, что «социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
• Содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
• Учитывает ожидания заинтересованных сторон;
• Соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
• Интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях»¹.
Данное руководство распространяется на все виды организаций вне зависимости от их размера, типа деятельности и места расположения. Стандарт ISO 26000 представляет собой скорее руководство к действию, а не требования, как многие другие известные стандарты. Применение ISO 26000 является добровольным и распространяется на предприятия любого размера во всех странах мира.
В 2011 году Еврокомиссия приняла Стратегию по развитию КСО, базирующуюся на новой Стратегии Европейского Союза «Европа-2020». Европейская стратегия КСО 2011 стимулировала правительства государств-членов ЕС к разработке национальных политик в области этичности ведения бизнеса и социальной ответственности. В Стратегии-2011 особо подчеркивался факт принятия европейскими компаниями обязательств, превышающих те, которые установлены законодательством. Подход, заложенный в Стратегии, исходил из того, что КСО должна развиваться под руководством самих компаний, государственное вмешательство в этой сфере призвано играть лишь дополнительную роль. Ведь КСО становится всё более значимым элементом для повышения конкурентоспособности бизнеса, поскольку снижает риски, издержки, обеспечивает доступ к капиталу, способствует политики занятости и т.д.
В рамках новой европейской политики была выдвинута программа действий на 2011–2014 годы: • повышение прозрачности деятельности компаний, применяющих КСО;
• распространение передового опыта, включая создание европейской награды в области КСО;
• мониторинг и повышение уровня доверия к бизнесу;
• разработка протокола, в котором найдут своё отражение как собственная политика компании в этой сфере, так и направления взаимодействия с другими заинтересованными участниками;
• использование тактики мотивации бизнеса посредством инвестиций и участия в государственных закупках;
• дальнейшая интеграция КСО в образование, обучение и проведение исследований.
Таким образом, среди причин, побудивших крупные западные компании внедрять в свою деятельность принципы КСО, можно выделить:
• усилившееся давление со стороны государственных структур в странах Западной Европы, которые выдвигали все более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства и охране окружающей среды.
• давление профсоюзного движения, возрастающие требования работников, прежде всего в сфере охраны труда и в социальной политике.
• возросшая культура потребления, определяющая отношение потребителей к тому или иному бренду не только качеством самого товара, эффективностью рекламы, но и общим имиджем компании, ответственностью ее поведения в целом.