На педагогическую практику




Программа педагогической практики

Цель и задачи педагогической практики

Педагогическая практика студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта является важнейшей составной частью профессиональной подготовки и проводится с целью формирования у студентов целостного представления об образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, развития профессиональных компетенций для практической работы, определения уровня профессиональной подготовленности при планировании, организации, проведении и анализе различных типов уроков по дисциплинам в области «Искусство». Педагогическая практика проводится в художественных школах города.

Целью педагогической практики является закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в училище, а также овладение практическими навыками работы с обучающимися.

Задачи практики:

1. Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету «Изобразительное искусство») знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

2. Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);

3. Становление у студентов педагогических умений:

- гностических, связанных с диагностикой качества знаний и умений обучаемых, уровня их воспитанности, изучением половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявлением особенностей развития группы обучающихся, с осуществлением анализа уроков и внеклассных мероприятий у других практикантов, самоанализа педагогической деятельности;

- проективных, обеспечивающих планирование учебной работы (тематическое и поурочное), воспитательной работы с обучающимися класса, разработку конспектов уроков и внеклассных мероприятий, отбор соответствующих особенностям обучающихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

- организаторских, направленных на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью обучающихся, развитие их инициативы и самостоятельности;

- коммуникативных, связанных с вербальным и невербальным общением студента-практиканта с обучающимися и коллегами (своими товарищами, учителями, методистами);

4. Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;

5. Развитие у студентов педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

ЗАДАНИЕ

на педагогическую практику

 

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении

1.1. Принять участие во встрече с администрацией школы.

1.2. Познакомиться с документами по организации образовательного процесса (устав, лицензия, учебный план, рабочие программы, расписание, классные журналы и т. п.).

1.3. Посетить заседание педагогического совета (по возможности).

2. Психолого-педагогические особенности учебного коллектива и

обучающихся.

2.1. Изучить психолого-педагогические особенности прикрепленного класса как учебного коллектива.

2.2. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся прикрепленного класса.

3. Учебно-воспитательная и методическая работа учителя ИЗО.

3.1. Посетить заседание методического объединения (семинара) учителей ИЗО (по возможности).

3.2. Ознакомиться с особенностями преподавания ИЗО в 1 - 4 классах.

3.3. Изучить передовой педагогический опыт учителей ИЗО данного образовательного учреждения.

4. Работа в кабинете ИЗО.

4.1. Познакомиться с устройством и оборудованием кабинета ИЗО, техническими средствами обучения.

4.2. Разработать и изготовить средство обучения (наглядное пособие, дидактические материалы, компьютерную программу и т.п.) - по согласованию с учителем.

5. Подготовка и проведение уроков ИЗО.

5.1. Посетить не менее 5 занятий по ИЗО в прикрепленном классе.

5.2. Разработать тематическое планирование для прикрепленного класса на четверть по одному из предметов.

5.3. С помощью учителя разработать и провести 5 пробных уроков

5.4. Самостоятельно разработать и провести 5 зачетных уроков (на оценку)

5.5. Посетить не менее 3 занятий по ИЗО своих однокурсников

5.5. Провести самоанализ проведенных уроков.

6. Внеклассная работа.

6.1. С помощью педагога-наставника разработать и провести пробное внеклассное мероприятие.

6.2. Самостоятельно разработать и провести зачетное внеклассное мероприятие (на оценку).

6.3. Провести профориентационную беседу о ЯХУ (презентация).

6.4. Провести самоанализ проведенных внеклассных мероприятий.

7. Индивидуальная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

Разработать план работы и провести индивидуальные занятия с одаренными и неуспевающими учащимися — по согласованию с учителем.

8. Исследовательская работа - по согласованию с руководителем.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Студенты направляются на педагогическую практику в базовые образовательные учреждения, с которыми имеется соответствующий договор. В каждой группе, направляемой на практику, назначается старший из числа студентов и руководитель от училища.

Перед началом педагогической практики проводится установочная конференция студентов (15 января 2018 года в 10 00 ауд. 2 ЯХУ), во время которой происходит ознакомление с целями и задачами, содержанием практики, оценочным инструментарием, формой отчетности, а также определение базы педагогической практики и педагогов-наставников.

Перед началом работы в образовательном учреждении студент и руководитель от училища согласуют с администрацией порядок прохождения практики, ответственность сторон. При этом студенты «прикрепляются» к конкретным классам, оговаривают с руководителем - учителем ИЗО порядок прохождения практики в соответствии с заданием.

Во время прохождения практики студенты подчиняются режиму работы, требованиям администрации, правилам охраны труда образовательного учреждения и несут ответственность за выполняемую работу наравне со штатными сотрудниками.

В ходе практики студенты консультируются по организационным, методическим, учебным вопросам с руководителем практики в дни консультаций.

Организация педагогической практики на базе образовательного учреждения (детской школы искусств). Прохождение практики необходимо начать с изучения организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание деятельности: экскурсия по школе, выступление директора школы или руководителя практики от школы, ознакомление с историей школы, особенностями организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, расписанием учебных занятий, представление педагогов-наставников. Инструктаж по охране труда при проведении занятий. Ознакомление с основными документами по организации образовательного процесса (устав образовательного учреждения, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, учебный план образовательного учреждения, расписание учебных занятий, классный журнал и др.)

При этом необходимо обратить внимание как на общие принципы организации образовательного процесса, так и на особенности данного учреждения (основные направления научно-методической работы, педагогические инновации, передовой педагогический опыт учителей).

Результаты работы на данном этапе отражаются в характеристике общеобразовательного учреждения (приложение 2).

Следующий этап педагогической практики связан с работой непосредственно в прикрепленном классе. Студент по согласованию с учителями посещает не менее 5 занятий в данном классе по ИЗО. Перед началом посещений студент знакомится со списком учащихся, расписанием уроков в классе (прилагается к отчету). В ходе посещений необходимо выявить особенности данного класса как учебного коллектива, а также изучить психолого-педагогические особенности отдельных учащихся для того, чтобы учесть их при подготовке и проведении уроков.

Содержание деятельности: посещение учебных занятий с целью наблюдения за методами и приемами работы педагогов. Технология постановки целей урока. Образовательный, развивающий и воспитательный аспект цели урока. Приемы формирования мотивации, положительного самоопределения обучающихся к деятельности. Коммуникативная компетенция педагога. Основные структурные элементы урока. Активизация деятельности обучающихся на уроке. Организация индивидуальной работы на уроке. Критерии оценивания продуктов творческой деятельности обучающихся. Требования к методическому и дидактическому оснащению урока. Использование современных образовательных технологий. Использование методических приемов формирования рефлексивной культуры обучающихся. Возможности использования технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий обучения. Изучение психолого-педагогических особенностей прикрепленного класса как учебного коллектива и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Подведение итогов первого «ознакомительного» этапа практики. Рекомендации педагогов-наставников. Ознакомление студентов с графиком проведения пробных и зачетных уроков и консультаций педагогов-наставников.

Одновременно следует обратить внимание на своеобразие профессиональной деятельности учителя ИЗО, разнообразие должностных функций (подготовка и проведение уроков, проверка творческих работ, внеклассная работа, взаимодействие с администрацией, коллегами, родителями учащихся, разрешение конфликтных ситуаций). По мере необходимости следует обсуждать результаты наблюдений в беседах с учителем. Если есть возможность, желательно посетить заседание школьного методического объединения.

Подготовку к самостоятельному проведению уроков ИЗО следует начинать со знакомства с устройством кабинета ИЗО, средствами обучения. По согласованию с учителем разрабатываются необходимые для использования в учебном процессе средства обучения (таблицы). Описание и фото средства включается в отчет (приложение 4).

Параллельно с этим под руководством учителя и руководителя от училища разрабатывается примерное тематическое планирование уроков ИЗО для прикрепленного класса на четверть по одному из предметов (приложение 5). Для этого следует тщательно изучить программы и учебные пособия, по которым ведется преподавание ИЗО, учесть особенности профиля обучения, реализацию внутри- и межпредметных связей.

Содержание следующего этапа: разработка и проведение 5 пробных занятий. Анализ, взаимоанализ и самоанализ проведенных занятий, выявляющие степень готовности студентов к работе с обучающимися. Рекомендации педагогов-наставников. Консультации педагогов-наставников.

С помощью руководителей студент разрабатывает конспекты 5 пробных уроков, которые проводит в прикрепленном классе. После самоанализа проведенных уроков, обсуждения их с руководителями, студент самостоятельно разрабатывает и проводит 5 зачетных уроков, за которые учителем выставляется оценка. Аналогичным образом осуществляется подготовка и проведение внеклассного мероприятия, а также профориентационной беседы.

Тематическое планирование, развернутые конспекты 5 зачетных уроков, самоанализ одного из зачетных уроков, развернутый конспект зачетного внеклассного мероприятия включаются в отчет (приложения 6-8).

По согласованию с учителем проводится индивидуальная работа с одаренными и неуспевающими детьми. Для этого необходимо составить план, наметить основное содержание работы, которые могут корректироваться в зависимости от достигнутых результатов.

По итогам работы с детьми (на уроках, во внеклассной работе, индивидуально) составляется психолого-педагогическая характеристика одного из учащихся (приложение 3), которая входит в отчет.

По окончании практики студент готовит по приведенному ниже плану отчет о прохождении практики, который оформляется в печатном виде на листах белой бумаги с одной стороны в соответствии с требованиями к студенческими текстовыми документами. Отчет подписывается студентом, а также руководителем от учебного заведения и сдается руководителю практики от училища в установленный срок (не позднее 8 февраля). К отчету обязательно прикладывается письменный отзыв о прохождении педагогической практики с оценкой, который заверяется подписью директора и печатью образовательного учреждения (приложение 9).

По окончании педагогической практики в училище проводится заключительная конференция, где подводятся итоги практики: выступление студентов с самооценкой результатов практики, выставка методических работ практикантов, презентации, видеоуроки и др., выступление руководителя практики, представителей администрации образовательного учреждения и училища.

ПЛАН ОТЧЕТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: