Понятие политической культуры, ее структура и функции




Функции современной науки

Наименование функции Её содержание
   
... Предвидение возможных опасных тенденций развития общества и формулирование рекомендаций по их преодолению

 

Прогнастическая

 

В 2

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Стагнация

В3

1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Примеры налогов Виды налогов
А) подоходный Б) с продаж В) на добавленную стоимость Г) на наследство Д) на имущество 1) прямые 2) косвенные  

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

 

 

 

В4 1. Найдите в приведенном ниже списке правовые отношения, регулируемые нормами гражданского права, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) заключение брачного договора

2) заключение договора о поставке продукции

3) конфискация имущества

4) установление авторства

5) нарушение дисциплины труда

6) совершение покупки в магазине

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:

 

 

В5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трех-четырех лет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
А А Б Б

 

А а Б Б

 

В 6

 

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Культура в самом широком смысле определяется как (1) организации и развития человеческой жизнедеятельности и её (2). Это понятие отражает объект, который включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, (3), всё, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического (4) социальных (5) как своё основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или её основные языки: наука, искусство и (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) отношение

Б) смысл

В) регулирование

Г) нравственность

Д) организация

Е) способ

Ж) исследование

З) результат

Е з ж в а г

 

 

В 7. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) антимонопольное законодательство

2) кредиты, предоставляемые предпринимателям

3) развитие системы экономического образования в средней школе

4) вручение государственных наград за производственные успехи

5) налоговая политика

6) содержание государственного аппарата

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 125.

 

В8

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды административного наказания».

Предупреждение; штраф; исправительные работы; лишение специального права; арест до 15 суток.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «виды административного наказания».

Ответ: испраительные работы

 

 

Часть 3(С)

Для ответов на задания этой части (С1 — С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С4

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. á...ñ

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. á...ñ

Спору нет «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 102—104)

С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?

С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.

С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.

С4 Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.

С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С6 Приведите три примера, иллюстрирующих функции политической культуры.

 

С7 В своде законов Киевской Руси — «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях в обществе и способах их регулирования.

 

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как целостная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9 Социальные отношения

«Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл». (Г. К. Честертон)

 

Основное содержание ответов на задания части 3 (С)

Тип задания № варианта задания Основное содержание ответов
С1   Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. К признакам, отличающим право от других социальных институтов, можно отнести следующие: право носит нормативный характер, то есть предписывает или запрещает те или иные поступки, то или иное поведение; право — это не простая, случайная, произвольная совокупность социальных норм, а именно сложная и упорядоченная их система, отличающаяся своей целостностью и структурированностью; право — система не всяких социальных норм, а только тех, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства в случае их невыполнения.
С2   По мнению автора, роль права в историческом развитии человечества заключается в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо общества. Данная роль обусловлена общеобязательностью системно-нормативной природой и сущностью права.
С3   В качестве примеров государств могут быть приведены фашистские, расистские, тоталитарные и другие…..
С4   Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, которые нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит свое выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы (законодательство) сами по себе, но и их действие, основанные на них правоотношения; право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека, принципы и нормы международного права и др.; действующее законодательство определенной страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека, нормы и принципы демократического международного права.
С5   Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес. Примеры предложений: К отраслям публичного права относятся международное публичное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное и ряд других. Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Предметом публичного права выступают общественные отношения в области государственного управления и др.
  Гуманитарное право — отрасль международного и внутригосударственного права, объединяющая принципы, институты и нормы, призванные обеспечить уважение прав человека, наций и народов. Примеры предложений: Важной сферой гуманитарного права являются вопросы правового урегулирования военных конфликтов. Гуманитарное право защищает права коренных народов, которым грозит потеря самобытности, культуры и традиций в условиях глобализации. Задача гуманитарного права заключается в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них и др.
  Субъекты федерации — государственно-правовые образования на территории РФ Примеры предложений: Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам и др.
С6   В качестве правоотношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть названы: Трудоустройство. Увольнение. Соблюдение трудовой дисциплины. Подписание или расторжение трудового договора. Получение права на отдых. Соблюдение трудового распорядка и др.
    В качестве примеров международной защиты прав человека могут быть приведены: Наличие международной и региональной систем по защите прав человека. Деятельность международных организаций, защищающих права человека (ООН; ОБСЕ; Совет Европы). Деятельность международных судов по защите прав человека (Страсбургский суд; международный трибунал) и др.
    Правовой нигилизм — отрицание социальной ценности права; убежденность в его малой пригодности для регулирования общественных отношений. Это явление может быть раскрыто на следующих примерах: Отрицание моральных ценностей общества, его традиций. Попрание правовых норм. Рост преступности и правонарушений и др.
С7   Дисциплинарная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности, одним из признаков которой является обязательное наличие правонарушения как основания для ее наступления. Дисциплинарная ответственность обусловлена совершением дисциплинарного проступка, который является правонарушением, хотя и характеризуется меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Поэтому нарушение дисциплины относится к правонарушениям
    Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние, как отдельной личности, так и общества в целом. Поэтому возможно, когда отдельные личности, обладая высокой правовой культурой, живут в обществе с низкой правовой культурой. В этой связи значима общественная позиция этих граждан, их деятельность, которая поможет сформировать общественное мнение, общественные институты, нацеленные на складывание высокой правовой культуры всего общества. В целом, два среза правовой культуры — личности и общества — тесно переплетаются друг с другом, являясь взаимно необходимыми условиями и предпосылками
    Специфика полномочий Президента РФ по отношению к различным ветвям государственной власти в стране обусловлена необходимостью поддержания их баланса, равновесия, что способствует укреплению всего государственного аппарата. Поскольку Президент по Конституции РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, он может эффективно обеспечивать их согласованное функционирование. Так, Президент РФ является главой государства. Круг полномочий обусловливает его ведущую роль в сфере исполнительной власти. При этом вмешательство Президента РФ в законотворческий процесс ограничено законотворческой инициативой и правом вето. По Конституции РФ судебная власть должна отличаться независимостью от всех ветвей власти, поэтому Президент обладает в отношении ее минимальными полномочиями
С8   Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие трудового договора 2) Стороны трудового договора и их обязанности: а) работодатель б) работник 3) Содержание трудового договора а) обязательные условия б) дополнительные условия 4) Виды трудового договора а) бессрочный трудовой договор б) срочный трудовой договор 5) Возраст, с которого допускается заключение трудового договора а) внутренние б) внешние 6) Документы, необходимые при заключении трудового договора 7) Оформление приёма на работу и вступление трудового договора в силу Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана
  Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие уголовного процесса 2) Стадии уголовного процесса и их краткая характеристика а) возбуждение уголовного дела б) предварительное расследование в) подготовка уголовного дела к судебному разбирательству г) судебное разбирательство д) производство в суде второй инстанции е) исполнение приговора ж) производство в надзорной инстанции 3) Судебное разбирательство — основная стадия уголовного процесса а) этапы судебного разбирательства б) понятие судебного решения и его виды 4) Участники уголовного процесса и их статус а) суд б) прокурор в) следователь г) потерпевший д) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый е) защитник ж) свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана
  Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие судебной системы РФ 2) Структура судебной системы РФ а) федеральные суды б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ в) мировые судьи субъектов РФ 3) Звенья судебной системы РФ а) высшее звено б) среднее звено в) первое (основное) звено 4) Юрисдикция федеральных судов РФ а) Конституционного суда РФ б) судов общей юрисдикции в) арбитражных судов 5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана
C9   Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно: — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя); — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);
    — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
    — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
    — характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
    · Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
    · Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
    · Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
     
Тезис — то, что требуется доказать   Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения   Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен

 

      Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. · В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
    К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имен его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 

 

Глава 2 МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
2.1. Сущность международного разделения труда. Теория сравнительных издержек производства
Одной из базовых категорий, выражающих сущность и содержание международных экономических отношений, является международное разделение труда (МРТ). Все страны мира так или иначе включены в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сия, которые испытывают огромное воздействие научно-технической революции. Международное разделение труда радикально расширяет и укрепляет сырьевую и рыночную базу научно-технического прогресса, снижает сопряженные с ним затраты и в итоге способствует его ускорению.
Участие в международном разделении труда дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.
Что такое разделение труда?
Разделение труда - это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества.

 

Разделение труда существует в разных формах. В курсе международных экономических отношений изучается международное разделение труда.
Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства.
Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие. Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, в особенности в мировом масштабе.
Международное разделение труда является ступенью общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на специализацию производства отдельных стран.
Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:
1) обеспечивает взаимосвязь этих процессов;
2) формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.
Теория международного разделения труда получила свое обоснование и развитие в работах "классиков буржуазной политэкономии" А. Смита и Д. Рикардо. Анализируя МРТ, А. Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) доказывал необходимость свободы торговли и предпринимательства, поскольку, по его мнению, различные ограничения свободы торговли препятствуют дальнейшему углублению разделения труда между отдельными регионами и целыми странами. Уничтожение этих барьеров и расширение поля международного обмена должно вести к специализации национальных экономик и росту их взаимозависимости, к складыванию общемирового хозяйства. А. Смит выдвинул лозунг свободной торговли, ставший впоследствии таким популярным (laisser-faire).
Идеи А. Смита получили отклик и развитие в вышедших позднее работах английских экономистов Д. Рикардо, Р. Торренса и Джона Стюарта Милля. Главным достижением классиков в научной теории МРТ считается разработка одного из фундаментальных принципов экономической науки - теории сравнительных преимуществ. Эта теория вошлав историю экономической мысли как "классическая" основа экономического учения о международной торговле.
В основу теории сравнительных преимуществ (или сравнительных издержек производства) положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с этим предполагается, что в любой стране при любых природных и климатических условиях, в принципе, существует возможность наладить производство любых товаров.
Например, виноград можно выращивать и в Шотландии. Но его стоимость была бы весьма высока, а полученное из него вино - малоупотребимое. Сопоставление затрат, связанных с производством тех или иных товаров, приводит к заключению, что вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на производстве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары.
Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует.
Когда с издержками ниже международного уровня не может быть произведен ни один товар, то по какому-то одному товару превышение этого среднего уровня будет наименьшим. На производстве именно этого товара, более выгодном в сопоставлении с издержками на другие товары, и следует специализироваться. Даже в этом случае специализация будет давать экономический эффект. Предусматривается и обратная ситуация. В условиях преимущественного положения страны в производстве нескольких товаров, ей следует специализироваться в выпуске лишь одного, по которому это преимущество максимально.
Сформулированный в работах Рикардо-Торренса закон сравнительных издержек лишь постулировал принципы международного разделения труда. Дж. Стюарт Милль в свою очередь доказал два основных положения:
1) естественное стремление к международной производственной специализации ведет к установлению равновесия в выгодах, получаемых от этой специализации;
2) условия полной или частичной специализации определяются неравенством в доходах, получаемых от производства.
В результате идея конкурирующего равновесия дала теоретическое обоснование положения Рикардо-Торренса и раскрыла механизм его действия.
Идеи классиков буржуазной политэкономии были развиты в XX веке экономистами: Э. Хекшером, Б. Олином, П. Самуэльсоном, В. Леонтьевым и др. Они получили свое воплощение при формировании теории современной международной торговли механизма международных экономических отношений.

 

 

Понятие политической культуры, ее структура и функции

Понятие «культура», как известно, произошло от латинского слова «култура», что значит: обработка, возделывание, совершенствование. Первоначально это понятие характеризовало трудовую деятельность человека и ее результаты. Они охватывало

широкий спектр самых разных явлений. К настоящему времени в научной литературе дано более 250 различных определений этого понятия. При этом термин «культура» чаще всего yпотребляется в двух значениях — в широком и узком.

В широком смысле слова понятие «культура» охватывает всё то, что создано человеком в процессе его материальной и духовной деятельности. При таком подходе культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человеком и человечеством в процессе общественной деятельности.

В узком смысле слова под культурой понимается духовная культура, то есть совокупность духовных ценностей, производство, распределение этих ценностей, а также соответствующие им учреждения.

Вместе с материальной и духовной культурами относительно самостоятельный вид культуры представляет политическая культура.

Политическая культура начала формироваться вместе с возникновением политической жизни, политики. С этого момента началось и ее изучение. Значительное внимание проблемам политической культуры, в частности, уделили уже мыслители Древнего мира. Однако, термин «политическая культура» появился значительно позже. В научный оборот он был введен в XVIII века видным немецким философом И. Гердером. Позднее это понятие широко стали использовать многие мыслители, представляющие самые разные направления социально-политической мысли. В настоящее время, как отмечается в научной, учебной, учебно-методической литературе, имеется 3—4 десятка определений этого понятия. Анализ этих определений дан в ряде опубликованных работ. Например, М. X. Фарукшин дает критический анализ определений понятия «политическая культура», которые предложены Г. Алмодоми и С. Вербой, Р. Карром и М. Бернстейном, Ф. М. Бурлацким и Л. Л. Галкиным (см.: Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки,— 1991. — № 4).

В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок. Первыми такое определение политической культуры дали американские социологи Г. Алмоиди, С. Верба. Они «определили политическую культуру как совокупность психологических ориентации людей по отношению к. политическим объектам. По их мнению, политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации» (Там же. — С. 104). Подобные определения дают и некоторые отечественные исследователи. «Особенность политической культуры заключается в том, — пишет, например, К. С. Гаджиев, — что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования» (Политология. Курс лекций: Учебное пособие.— М., 1993. — С. 94).

Указанное определение политической культуры, как справедливо отмечает М. -X. Фарукшин, не является единственным. Английские политологи Р. Карр и М. Бернстейн определили политическую культуру «как» установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов» (Фарукшин М. X. Политическая культура общества// Социально-политические науки. — 1991, — №4. — С. 105).

Вместе с тем высказана и третья точка зрения. В частности, Р. Такер «наряду с элементами сознания в содержание культуры включает и «признанные образцы поведения» (Там же).

С какой из указанных точек зрения следует согласиться? Для ответа па этот вопрос необходимо обратиться к реальной действительности. Эта действительность свидетельствует, что, с одной стороны, представления о политической жизни, политике, политической власти, политических организациях и институтах люди получают в процессе политической деятельности политического поведения. Знания, полученные ими в ходе этой деятельности и проверенные на практике, превращаются в убеждения, в определенные системы политических ценностей. В ходе этой деятельности у людей формируется тот или иной взгляд на политический мир. С другой стороны, реальная действительность свидетельствует, что политической деятельностью как отдельные люди, так и их различные общности занимаются, руководствуясь имеющимися у них представлениями, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями. На основе имеющихся представлений, знаний люди формируют те пли иные образцы поведения.

Таким образом, реальная действительность убедительно свидетельствует, что политическую культуру, как и любой другой вид культуры, нельзя представлять ни как только совокупность элементов создания, ни как только «способ политического поведения». Поэтому надо согласиться с авторами, которые придерживаются третьей точки зрения. «Любая культура, — достаточно аргументированно отмечает М. X. Фарукшин, — есть органическое единство элементов сознания и реального поведения. Политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни, поэтому ее (культуру) нельзя сводить) к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы общественной жизни...» (Там же. — С. 105). Эту точку зрения обосновывают в своих работах также Е. М. Бабосов, Г. А. Белов, Н. М. Кейзеров и другие ученые (см. например: Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура. — М., 1983).

!!!!!!Политическая культура — это, с одной стороны, созданный и накопленный человечеством в процессе общественно-исторической практики, политический опыт, зафиксированный в обычаях, традициях, идеях, представлениях, оценках, установках, а с другой стороны, — качественно определенный уровень деятельности по воспроизводству и производству политической жизни.

Политическая культура включает в себя, прежде всего, политическое сознание, которое,.как и все другие формы сознания, представлено двумя основными уровнями: теоретическим и обыденным. Сюда включаются доминирующие в обществе, в социальных общностях типичные, укоренившиеся представления, идеи, убеждения о разных аспектах политической жизни -общества, о политической власти, политических институтах, учреждениях, организациях и т. д. Вместе с тем неотъемлемыми элементами политической культуры являются также характерные для данного общества, социальной общности политические ценности, ценностные ориентации. Существенным элементом политической культуры являются также типичные для данного общества, социальной общности политические установки.

Структура политической культуры не исчерпывается элементами политического сознания. Вместе с ними она включает в себя и поведенческий аспект, проявляющийся в виде образцов, стереотипов политического поведения. Образцы и стереотипы политического поведения закрепляются и передаются в традициях. Политические представления, ценности, установки и поведение, составляющие в совокупности политическую культуру, являются относительно самостоятельными ее элементами. Однако они не существуют отдельно друг от друга. В реальной действительности, как показывают многие исследователи (см. например: Вятр Е. Социология политических отношений. — М., 1979; Кейзеров Н М. О соотношении гражданской и политической культур // Социально-политические науки. — 1991. — № 7; Политология вчера и сегодня. — М., 1990), они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом. При этом одни и те же установки, ценностные ориентации и т. д. у разных людей, их различных общностей проявляются по-разному.

Своеобразные компоненты политической культуры составляют политические символы и политические ритуалы.

Политические символы — это выражение определенных Идей, понятии с помощью знаков и предметов (флаги, знамена, гербы, гимны и т. д.). Символы являются специфическим средством общения между людьми. Они помогают им определять принадлежность друг друга к определенным социально-политическим общностям.

Символы выражаются по разному: графи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: