Некоторые показатели, характеризующие бизнес-процессы организации




Бизнес-процессы Показатели
Маркетинг ° прибыльность рыночного сегмента; ° величина выручки (в абсолютном и относительном выражении), которая может быть получена в результате внедрения нового продукта; ° рыночная цена на реализуемый товар или услугу; ° доля рынка, завоеванная организацией; ° частота заказов от постоянных покупателей и пр.
Снабжение ° ритмичность поставок комплектующих; ° удельный вес дефектов и возвратов; ° удельный вес стоимости комплектующих в себестоимости готовой продукции и пр.
Производство ° себестоимость производства продукции или услуги; ° длительность производственного цикла; ° производительность труда; ° энергоемкость производства; ° процент брака и пр.
Послепродажное Обслуживание ° количество жалоб; ° количество покупателей, которые сделали повторный заказ в течение трех последующих месяцев после первого заказа; ° средний уровень удовлетворенности потребителей и пр.

Источник: составлено авторами

3.6. Проектная глава

В проектной главе студентом разрабатываются собственные предложения по повышению эффективности экономической и управленческой деятельности посредством устранения проблем, выявленных в аналитической главе, на основании методик, сформированных в теоретической главе.

Предложения разрабатываются в форме проекта – комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение проблем, обнаруженных в деятельности организации (предприятия) или учреждения, избранного для исследования.

Разработка проекта обязательно сопровождается расчетом его социально-экономической эффективности. Качество социально-экономического обоснования проектных предложений учитывается в критериях аттестации защищаемой выпускной работы и оказывает существенное влияние на итоговую оценку ВКР.

 

Результаты теоретической главы:
Как должно быть
Результаты аналитической главы:
Как есть  
Несоответствия и противоречия Проблемы хозяйствующего субъекта
Результаты проектной главы:  
Как исправить  
Во сколько это обойдется
Какие положительные последствия это будет иметь
Какова социально-экономическая эффективность проектных мероприятий
Что нужно предпринять
Рис. 2. Взаимосвязь результатов глав выпускной квалификационной работы Источник: составлено авторами

Проектирование выступает логическим итогом исследований, осуществленных в предыдущих разделах выпускной работы. На рис. 2 представлена взаимосвязь результатов, получаемых при подготовке каждой их трех глав ВКР. По итогам теоретической главы формируется «идеальная модель» объекта исследования. По итогам аналитической главы определяется, каково состояние исследуемого объекта на практике (на примере конкретной организации (предприятия) или учреждения). Сопоставление «идеальной модели» объекта с его фактическим состоянием позволяет определить несоответствия и противоречия, которыми и обусловлены проблемы хозяйствующего субъекта. В этой связи в проектной главе предлагается комплекс мероприятий, реализация которого позволит приблизить состояние исследуемого объекта к «идеальной модели», а также производится прогнозная оценка эффективности предложенных мероприятий, которая служит обоснованием целесообразности их внедрения.

Очевидно, что содержание проектируемых мероприятий должно соответствовать теме ВКР и решать поставленные цели и задачи исследования. С учетом данного требования изменению подвергается определенная совокупность параметров организации (предприятия) или учреждения, перечисленных в п. 3.5 настоящего пособия.

Проектирование осуществляется в три последовательных этапа:

1. Словесное формулирование мероприятий по совершенствованию отдельных аспектов функционирования объекта с учетом специфики темы ВКР. Основным требованием при этом выступает решение наиболее острых проблем, выявленных в ходе анализа деятельности конкретной организации (предприятия) или учреждения по второй главе.

2. Обоснование предлагаемых студентом мероприятий, которое должно заключаться в определении величины сопутствующих им затрат и соотнесении этой величины с имеющимися у организации (предприятия) или учреждения ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми). В случае, если имеющихся ресурсов недостаточно, студент должен рассмотреть несколько вариантов их привлечения и выбрать тот из них, который является наиболее выгодным в соответствии с установленными критериями. Основным требованием на данном шаге является объективная количественная оценка затрат и ресурсов.

3. Социально-экономическая оценка эффективности проектных мероприятий. Самый общий подход к определению эффективности любой деятельности состоит в соотнесении эффекта, получаемого от ее реализации, с величиной затрат, требуемых для осуществления этой деятельности, что отражается следующей формулой:

эффект доход – затраты

эффективность = ------------ = ------------------------.

затраты затраты

В зависимости от содержания и направленности предлагаемых мероприятий используются различные методики оценки их эффективности, с которыми можно ознакомиться в специализированной литературе, перечисленной, в том числе в разделе 6 настоящего пособия. Основное требование на третьем этапе проектирования заключается в существовании искомой эффективности разработанных мероприятий.

Существует пять основных способов оценки социально-экономической эффективности проектных мероприятий, характеристика которых представлена в табл. 4.

 

«В результате анализа деятельности гостиницы «Интурист» (2-я глава) выявлена такая проблема, как низкий уровень качества услуг, фактическое отсутствие системы качества в том виде, в каком она должна быть представлена на предприятии гостиничного бизнеса (в соответствии с исследованиями, проведенными в 1-й главе); с помощью анкетирования потребителей определены факторы, снижающие удовлетворенность от пребывания в гостинице.

Таблица 4

Способы оценки социально-экономической эффективности
проектных мероприятий

Наименование Способа Условия применения
Способ прямого счета Используется, когда результаты внедрения проекта могут быть выражены в стоимостной форме: оценивается разница между поступлением и оттоком денежных средств по проекту. В случае необходимости применяется дисконтирование денежных потоков.
Косвенная оценка Используется, когда имеется возможность определить влияние факторов, изменяющихся по итогам реализации проектных решений, на определенный результат (экономико-социальные показатели деятельности хозяйствующего субъекта): – производительность труда; – длительность производственного цикла; – уровень удовлетворенности потребителей; – долю рынка, занимаемую исследуемым субъектом и т.д.
Учет возможных потерь (альтернативных издержек) Используется, когда возможен расчет потенциальных потерь, сопутствующих отказу от реализации проекта. Достоверность расчетов повышается в случае применения категории альтернативных издержек, учитывающих помимо прямых убытков величину упущенной выгоды (недополученной прибыли).
Экономико-математическое Моделирование Используется, когда существует математическая зависимость между исследуемыми переменными, на основании которой определяются значения показателей, соответствующих установленному уровню эффективности или другого критерия.
Нормативный способ Используется, когда известны нормативные величины исследуемых показателей. Расчетные данные, характеризующие результат внедрения проекта, сопоставляются с системой нормативов, на основании чего принимается решение об уровне эффективности проектных мероприятий.

Источник: составлено авторами

Пример краткого содержания проектной главы ВКР на тему «Формирование системы качества гостиничных услуг с учетом региональных особенностей (на примере ОАО «ВАО Волгоград-Интурист»)»:

Сообразно с этим, в проектной главе (3-я глава) разработаны мероприятия по устранению перечисленных проблем. Сформулированы предложения, позволяющие внедрить на предприятии полноценную систему качества гостиничных услуг (1-й параграф). Из числа всех предложенных направлений для оценки социально-экономической эффективности выделен комплекс мероприятий по повышению удовлетворенности потребителя уровнем обслуживания в гостинице (2-й параграф).

Рассмотрено два сценария реализации данного комплекса: более затратный и менее затратный (величины затрат по обоим сценариям структурированы на элементы и выражены в стоимостной оценке). По обоим сценариям рассчитаны точки безубыточности и сопоставлены с планируемым объемом производства гостиничных услуг (равным увеличившейся загрузке номеров, что, по прогнозным оценкам, произойдет в результате внедрения системы качества). Принят тот сценарий реализации комплекса мероприятий по повышению удовлетворенности потребителя уровнем обслуживания в гостинице, точка безубыточности которого находится ниже планируемой загрузки номеров. Таким образом осуществлено экономическое обоснование целесообразности внедрения проектных мероприятий.

Далее определена величина чистой прибыли по принятому сценарию и ее относительный прирост по отношению к исходной величине, что позволило положительно оценить социально-экономическую эффективность разработанного проекта.

3.7. Заключение

Смысл подготовки заключения состоит в представлении обобщенной итоговой оценки исследования, проведенного в рамках ВКР, новых данных указанный раздел не содержит. Текст заключения ложится в основу подготовки доклада, представляемого на защите ВКР, в связи с чем работа над заключением выступает очень ответственным этапом в процессе выполнения ВКР.

Как правило, в заключении выделяют три логических элемента: вводную часть, констатирующую часть и часть, определяющую перспективы последующих исследований.

Вводная часть выполняет связующую функцию, демонстрируя наличие связи между целью (задачами) исследования и его результатами. Как правило, содержит утверждение о том, что полученные результаты свидетельствуют о решении поставленных цели и задач. Вводная часть содержит не более одного-двух абзацев.

Констатирующая часть заключения наиболее объемная, поскольку систематизирует результаты работы. По сути констатирующая часть представляет собой совокупность выводов по главам, несколько расширенных, демонстрирующих решение сформулированных во введении задач исследования. Соответственно, в заключении должны найти отражение итоги всей работы, в том числе теоретического анализа.

Отличительная особенность подготовки заключения (по сравнению с выводами по главам и параграфам) состоит в том, что в заключении содержится только так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. В связи с чем при написании заключения следует излагать те результаты и идеи, которые были получены автором ВКР самостоятельно после написания каждого структурного элемента работы (в порядке получения этих результатов). При детализации необходимо ориентироваться на то, чтобы после прочтения заключения у человека, не знакомого с основным текстом работы, тем не менее сложилось полное впечатление о круге проблемных вопросов, над которыми велась работа в рамках ВКР и о тех конкретных результатах, которые при этом были получены. Заключение не должно выхолащивать и обеднять произведенную работу.

Формулировки, использующиеся в процессе изложения результатов проведенного исследования, подобны следующим: в работе систематизировано, нами установлено, обосновано, исследовано, выявлено, сформулировано, предложено, дополнено, разработано, сформировано…

В качестве заключительного абзаца (третий логический элемент заключения) рекомендуется изложить авторское видение перспективы дальнейших исследований в избранной области; роль полученных результатов для развития объекта исследования; сформулировать новые задачи, которые возникают в связи с осуществлением данного исследования (ВКР).

3.8. Список использованной литературы

Используется для документального подтверждения и обоснования изложенного в ВКР материала, а также для упрощения поиска источников заимствованных сведений и цитат.

В список использованной литературы включают только те источники, которые были непосредственно использованы при написании ВКР и на которые есть библиографические ссылки в основном тексте работы (потребности ссылаться на литературу во введении и заключении не возникает).

При определении количества источников следует пользоваться общим правилом написания научных работ: список формируется из расчета один источник на одну страницу основного текста (основной текст – совокупность всех глав работы). Таким образом, ориентировочное количество источников в списке использованной литературы для ВКР колеблется от 65 до 80.

Ввиду высокой скорости устаревания материала экономического содержания необходимо формировать список преимущественно из публикаций последний трех-пяти лет издания.

Существуют определенные пропорции, которые рекомендуется соблюдать при составлении списки использованной литературы. Так, доля произведений, извлеченных из Интернет-ресурсов, не может превышать 10-15% от общего количества источников; еще 5-10% составляют нормативно-правовые и правоприменительные акты, которые, преимущественно, извлекаются из компьютеризированных систем. Соответственно, оставшиеся 75-85% материалов должны быть представлены на бумажном носителе, а именно: 50% – не продолжающиеся издания (книги: монографии, сборники, пособия), 25-35% – сериальные издания, в том числе периодические.

 

4. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

4.1. Подготовка текста доклада и раздаточного материала

Данный этап наступает после фактического завершения работы над текстовой частью ВКР. Текст доклада представляет собой дословное выступление студента-выпускника на защите ВКР. Раздаточный материал выполняет вспомогательную функцию, иллюстрируя положения доклада, выносимые на защиту. Установлено, что правильно подготовленный раздаточный материал позволяет сократить время, необходимое для доклада, на 20-30%.

Смысл подготовки доклада – в сжатом виде представить вниманию аттестационной комиссии основные результаты исследования, полученные лично студентом-выпускником в процессе выполнения ВКР. Соответственно, доклад должен иметь следующую структуру:

– обращение к членам ГАК, представление темы защищаемой ВКР;

Пример вводных фраз:

«Уважаемый Председатель! Уважаемые члены аттестационной комиссии! Позвольте представить вашему вниманию результаты нашего дипломного исследования на тему: «…»».

– обоснование актуальности выбранной темы и проведенного исследования (1 абзац);

– указание на цель и задачи, объект и предмет выполненного исследования (фраза, отсылающая к конкретному листу раздаточного материала, на котором в виде схемы приведено содержание отмеченных характеристик представленной к защите ВКР – в точном соответствии с введением к ВКР);

– собственно представление результатов ВКР. При написании этой, ключевой, части доклада в качестве основы используется заключение к ВКР. Раскрытые в нем выводы и предложения студента переносятся в доклад в обобщенном варианте, но с сохранением последовательности изложения.

Ввиду специфики выпускных квалификационных работ (см. раздел 1 настоящего пособия) итоги теоретического обоснования исследуемой проблемы (результаты, полученные лично студентом в процессе подготовки первой главы ВКР) приводятся в наиболее краткой форме, занимая около 0,5 страницы.

Основное внимание докладчику следует сосредоточить на итогах анализа состояния объекта исследования (результатах, полученных лично студентом в процессе подготовки второй главы ВКР), которые должны обосновать существование определенных проблем в функционировании избранного объекта (около 1 страницы). Также докладчику необходимо заострить внимание на итогах авторских разработок по совершенствованию функционирования объекта и устранению выявленных проблем (результатах, полученных лично студентом в процессе подготовки третьей главы ВКР) – еще около 1 страницы.

Наиболее значимые результаты исследования необходимо проиллюстрировать в раздаточном материале. В этом случае по тексту доклада обязательно делаются ссылки, связывающие отдельное положение доклада с конкретным элементом раздаточного материала.

Примеры связующих выражений:

«В раздаточном материале данное положение проиллюстрировано на рисунке 1; … что нашло отражение на рисунке 2 второго листа раздаточного материала; … графическая иллюстрация приведена на листах 3 и 4 раздаточного материала; … что наглядно видно из рисунка 9 лист 5 раздаточного материала; … можно ознакомиться в таблице 1 пятого листа раздаточного материала; … результаты расчетов приведены в таблице 3 листа 6 раздаточного материала».

– заключительная часть: перспективы последующих исследований в данной области (1 абзац);

– выражение благодарности слушателям («На этом доклад окончен. Спасибо за внимание»).

Время, предоставляемое студенту для доклада, ограничено 5-7 мин, в этой связи текст доклада следует размещать на 3-4 страницах при условии соблюдения тех же параметров форматирования абзаца и шрифта, что и в основном тексте ВКР.

Студент-выпускник должен свободно ориентироваться в тексте доклада, с тем чтобы на защите избежать воспроизведения доклада методом сплошного чтения. На защите студенту следует излагать положения доклада большей частью по памяти, лишь в случае необходимости обращаясь к напечатанному тексту. Для упрощения процесса поиска нужного места в докладе рекомендуется выравнивать текст только по левой границе, оставляя справа «рваный» край.

Информация, выносимая в раздаточный материал, может быть представлена в табличной форме либо в виде рисунков (схем, графиков, диаграмм). В таблицах и на рисунках может отражаться как цифровой, так и текстовый материал. Включение же в раздаточный материал собственно фрагментов текста не допустимо.

Таблицы и рисунки располагаются на листах раздаточного материала в порядке ссылок на них в тексте доклада. При этом используются те же правила оформления рисунков и таблиц, что и в основном тексте ВКР. Допускается размещение на одном листе раздаточного материала нескольких таблиц и / или рисунков при условии сохранения иллюстративности представления данных. Применяется сквозная одноуровневая нумерация (1, 2, 3, …, n): отдельно по таблицам, отдельно по рисункам.

Раздаточный материал в обязательном порядке начинается с титульного листа, оформленного в соответствии с образцом (см. приложение 6 настоящего пособия), и имеет сквозную нумерацию страниц, включая титульный лист. Число, обозначающее порядковый номер страницы, располагается в середине верхнего поля страницы. На титульном листе раздаточного материала порядковый номер не проставляется. Общий объем раздаточного материала ограничивается 6-8 страницами.

К защите студент-выпускник подготавливает 6-8 экземпляров раздаточного материала, скрепляя листы с помощью пластикового скоросшивателя. Кроме того с помощью программного продукта Power Point создается презентация, включающая слайд-копии таблиц и рисунков из раздаточного материала в заданной последовательности. Использование мультимедийного проектора по ходу доклада повышает наглядность представления защищаемых положений и позволяет докладчику вести повествование в более непринужденной форме.

Текст доклада и раздаточный материал подлежат обязательному согласованию с научным руководителем ВКР в соответствии с графиком, приведенным в п. 1.6 данного учебно-методического пособия.

4.2. Предзащита выпускной квалификационной работы

Проведение предварительной защиты ВКР преследует двоякую цель: с одной стороны, студент получает возможность представить подготовленный материал перед квалифицированной аудиторией, выработать навык ответов на вопросы и обоснования собственной позиции; с другой стороны, члены комиссии делают вывод о качестве структуры и содержания ВКР: степени раскрытия темы и решения задач исследования, правильности формирования введения и заключения работы, полноте и достаточности источников в списке использованной литературы, – а также о самостоятельном проведении исследования студентом-выпускником.

Предварительная защита осуществляется в присутствии экспертной комиссии и в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе комиссий по предварительным защитам, конкретных датах проведения предзащит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

На рассмотрение экспертной комиссии представляются один отпечатанный, но не переплетенный экземпляр ВКР и один экземпляр раздаточного материала. Таким образом подтверждается, что исследование, осуществленное в рамках ВКР, окончено, однако сохраняется возможность внесения заключительных правок. Эксперты вправе задавать студенту любые вопросы по содержанию работы.

Студент как автор представленной к предзащите работы должен критически отнестись к высказанным замечаниям. За ним остается право принять или отвергнуть их. В случае затруднений студент имеет право обсудить итоги проведенной предзащиты с научным руководителем.

Окончательный вариант ВКР, со всеми изменениями и дополнениями, а также переработанный раздаточный материал и текст доклада должны быть представлены научному руководителю для заключительного контроля.

Если по итогам предварительной защиты комиссия приходит к выводу о низком качестве ВКР, несоответствии ее содержания предъявляемым требованиям либо о слабом владении студентом представленным материалом, что может свидетельствовать о не самостоятельном написании работы, студенту сообщается о необходимости существенной доработки исследования, после чего назначается повторная предзащита. В особо тяжелых случаях на заседании кафедры может быть принято решение о снятии представленной ВКР с защиты в текущем учебном году.

Предварительная защита является обязательным этапом процесса подготовки ВКР к защите. В условиях отсутствия предзащиты решение о дальнейшей работе студента над ВКР принимается на заседании кафедры с обязательным присутствием научного руководителя и студента-автора ВКР.

4.3. Нормоконтроль. Переплет выпускной квалификационной работы

Задача нормоконтроля состоит в установлении соответствия оформления ВКР требованиям, изложенным в настоящем пособии. Лица, осуществляющие нормоконтроль, назначаются из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры.

Для прохождения нормоконтроля студентом-выпускником предоставляется не сшитый, но готовый к переплету экземпляр ВКР, в окончательной редакции, со всеми исправлениями, внесенными по итогам предзащиты.

В процессе проверки нормоконтролер вносит свои замечания, фиксируя их (подробнее – в приложении 2). Проверенная ВКР возвращается студенту на доработку. При повторном прохождении нормоконтроля студент, помимо исправленного варианта работы, обязан предоставить листы ВКР с предыдущими замечаниями нормоконтролера.

ВКР, прошедшая процедуру нормоконтроля с положительным результатом, подлежит обязательному твердому («книжному») переплету. Цвет обложки может быть выбран по усмотрению студента-выпускника. Следует учитывать, что продолжительность переплета ВКР в зависимости от организации и ее загруженности заказами занимает от нескольких часов до двух дней.

4.4. Отзыв научного руководителя

В своем отзыве научный руководитель дает оценку как содержанию выпускной квалификационной работы, так и умениям студента организовывать свой труд, и делает вывод об общем уровне подготовке выпускника. Связано это с тем, что если студент активно взаимодействовал с научным руководителем, то все недостатки в работе, с точки зрения руководителя, оказываются устраненными и в отзыв включается только характеристика личности студента как молодого исследователя. Если же взаимодействие студента с научным руководителем не было налажено, требования руководителя не выполнялись, то в этом случае в отзыве раскрываются причины сложившейся ситуации, показывается ее влияние на качество отдельных частей работы.

Единственным автором ВКР является выпускник. В этой связи ответственность за устранение недостатков работы, выявленных научным руководителем, лежит на студенте. В случае необходимости научный руководитель в своем отзыве отмечает степень устранения недостатков, присущих содержанию и оформлению работы.

Отзыв научного руководителя составляется в произвольной форме. Однако можно выявить и некоторые общие положения, включаемые в отзыв, так, научный руководитель:

– оценивает актуальность избранной темы и практическую применимость полученных результатов;

– отмечает степень самостоятельности студента, проявленной в процессе раскрытия темы ВКР, наличие собственной точки зрения и творческого подхода к решению поставленных задач;

– оценивает умение студента-выпускника пользоваться методами научного исследования;

– оценивает умение анализировать, обобщать, делать выводы;

– указывает на уровень аргументации и обоснованности выдвигаемых положений, навык использования иллюстративно-аналитического материала;

– характеризует дисциплинированность и ответственность автора ВКР, качество планирования и организации рабочего времени;

– указывает степень устранения выявленных в процессе научного руководства недостатков работы, как содержательного, так и формального характера;

– в заключение отзыва делает общий вывод об уровне подготовки автора, рекомендуемой оценке выпускной квалификационной работы и возможности присвоения студенту квалификации менеджер по специальности «Менеджмент организации».

Общий объем отзыва научного руководителя составляет до двух страниц при стандартном форматировании текста. Отзыв составляется в одном экземпляре и подписывается с точным указанием ученой степени и ученого звания руководителя, места его работы и должности. Пример отзыва научного руководителя приведен в приложении 8 учебно-методического пособия.

4.5. Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы

Рецензент назначается из специалистов той области знания, по тематике которой выполнена ВКР. В качестве рецензентов могут привлекаться сотрудники руководящего звена предприятий анализируемой отрасли, государственные и муниципальные служащие в должности от начальника отдела учреждения соответствующего профиля, а также профессора и доценты ВолГУ и сторонних вузов.

Рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений, рассматриваемой ВКР. В этой связи рецензия должна содержать аргументированный критический разбор достоинств и недостатков оцениваемой ВКР. Другими словами, внешнее рецензирование имеет своей целью представить заключение, характеризующее качество выпускной квалификационной работы.

Рецензия составляется в произвольной форме, однако рекомендуется придерживаться типовой структуры, анализируя: актуальность темы, полноту и качество разработки темы, полноту и качество использованных литературных источников, соответствие содержания работы целевой установке, степень обоснованности выводов и предложений, достоверность полученных результатов, их практическую значимость и применимость. В случае наличия в работе серьезных недостатков, рецензент перечисляет их в краткой форме, например, отступления от логики исследования, диспропорциональность в изложении отдельных вопросов, перегруженность второстепенным материалом, недостаточность эмпирической базы исследования, отсутствие экономического обоснования предлагаемых мероприятий и пр.

В заключительной части рецензии указывается соответствие ВКР предъявляемым требованиям, рекомендуемая оценка и возможность присвоения квалификации бакалавра по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом».

Общий объем рецензии может достигать двух страниц при стандартном форматировании текста. Рецензия составляется в одном экземпляре, подписывается с точным указанием места работы и должности рецензента, а также, при наличии, – ученой степени и ученого звания. Рецензия заверяется печатью организации либо учреждения по месту основной работы рецензента. Пример составления рецензии представлен в приложении 9 настоящего пособия.

 

 

4.6. Антиплагиат

Основное назначение системы «Антиплагиат» - определение степени самостоятельности автора при подготовке текста. Необходимость такой проверки чаще всего возникает при анализе работ студентов, аспирантов, соискателей. Другой, не менее важной областью использования системы является анализ научных работ: статей, диссертаций, монографий.

В качестве основного инструмента анализа документа в системе «Антиплагиат» предлагается полный отчет о проверке на заимствования, содержащий ранжированный список обнаруженных источников заимствований и полный текст проверяемого документа, в котором особым образом выделены заимствованные фрагменты текста. Полный отчет содержит функциональность, позволяющую исследовать и квалифицировать каждый заимствованный фрагмент текста.

Область поиска системы «Антиплагиат» включает несколько частей: проиндексированные страницы сети интернет, коллекция полных текстов диссертаций и авторефератов Российской государственной библиотеки, коллекция текстов юридических и нормативных документов Lexpro, коллекция полных текстов статей научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Кроме того, каждое учебное заведение или компания, использующее систему «Антиплагиат», имеет возможность наполнения и включения в область проверки собственной коллекции.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать не менее 65 % авторского текста, что подтверждается предоставлением Print screen антиплагиата с подписью научного руководителя.

4.7. Защита выпускной квалификационной работы

Перед защитой студент должен иметь полный комплект следующих документов:

1) ВКР, в твердом переплете, со всеми необходимыми подписями: научного руководителя, заведующего кафедрой, а также студента-выпускника (1 экз.);

2) титульный лист (1 экз.);

3) отзыв научного руководителя (1 экз.);

4) рецензия (1 экз.);

5) доклад (1 экз.);

6) раздаточный материал (6-8 экз.);

7) презентация раздаточного материала, выполненная в среде Power Point (1 экз.);

8) Print screen антиплагиата с подписью научного руководителя (1 экз.)

9) СD-RW диск со следующими файлами:

- ВКР (с титульным листом);

- рецензия и отзыв научного руководителя, отсканированные в формате tif;

- print screen антиплагиата в формате tif.

Документы (1-4) и (8-9) должны быть предоставлены студентом на выпускающую кафедру не позднее, чем за три календарных дня до предполагаемой защиты для получения допуска заведующего кафедрой к защите, что подтверждается его визой на титульном листе ВКР.

Документы (5-7) студент должен иметь при себе в день защиты, причем раздаточный материал предоставляется студентом каждому из членов ГАК (Государственной аттестационной комиссии) непосредственно перед началом защиты его ВКР.

В случае если, исходя из содержания выпускной работы или ввиду нарушения процедурных моментов и отсутствия необходимых документов, заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной работы в ГАК, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора ВКР.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК в строгом соответствии с утвержденным графиком. Сведения о составе ГАК, конкретных датах проведения защит и распределении студентов по дням заседания комиссий вывешиваются на информационном стенде выпускающей кафедры к 15 апреля.

Открытый характер заседания ГАК означает, что на нем могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать выпускную работу все желающие.

Существует стандартная процедура защиты ВКР: 1) объявляется фамилия студента-выпускника и тема его выпускной работы; 2) заслушивается доклад студента (5-7 мин); 3) задаются вопросы докладчику; 4) заслушиваются ответы студента на вопросы; 4) зачитывается отзыв и рецензия на ВКР; 5) заслушиваются ответы студента на замечания, присутствующие в рецензии (при наличии последних).

Цель ГАК – выявить уровень подготовки студента к профессиональной деятельности и принять решение о возможности присвоения выпускнику квалификации и выдачи государственного диплома.

Студент должен владеть навыками выступления с докладами, аргументировано отвечать на вопросы, четко излагать свои мысли. Необходимо осознавать, что предстоит не простое воспроизведение фрагментов работы, а именно ее защита.

Вопросы, задаваемые выпускнику на защите, могут относиться к теме ВКР или специальным курсам, изучаемым в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующей специальности.

Предпочтительной является форма ответов на вопросы по мере их поступления. Однако при необходимости студент может записать формулировки всех вопросов и подготовить ответы на них за время оглашения отзыва и рецензии (2-3 мин.). В процессе ответов на вопросы студент имеет право пользоваться раздаточным материалом и ВКР.

Ответы на вопросы должны быть краткими и состоять, как правило, из трех-четырех предложений. Отвечать на вопросы следует уверенно и четко, в тоне должна быть слышна благожелательность к задавшему вопрос, чтобы вся аудитория почувствовала искреннее желание студента-выпускника полнее раскрыть содержание работы и ее основные результаты.

После окончания публичной защиты всех студентов, защищающихся в один день, проводится закрытое заседание ГАК. Оценка ВКР определяется открытым голосованием, простым большинством голосов. При равном числе голосов решающим является голос председателя ГАК. ВКР оценивается по 4-балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Результаты защиты объявляются студентам в тот же день. Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются деканатом после оформления всех требуемых документов.

После защиты ВКР со всеми материалами сдается в архив вуза.

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения и предоставлена возможность повторной защиты ВКР (в соответствии с новым заданием или после переработки) в следующем периоде работы ГАК, но не более чем на 1 год.

В заключение подробнее остановимся на критериях аттестации ВКР. Общая оценка работы производится с учетом выступления студента в процессе доклада и ответов на вопросы и замечания, теоретической подготовки, качества выполнения и оформления выпускной работы. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень ее научной проработки, самостоятельность и глубину изучения проблемы, обоснованность выводов и предложений, практическую значимость результ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: