Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты




В.О. Мосейко, С.А. Коробов, Л.В. Бондаренко,

М.В. Утученкова

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты

Учебно-методическое пособие

 

 

Рецензент:

к. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и экономической

политики Волгоградского государственного университета И.В. Карнаух

 

 

Печатается по решению Ученого совета
института управления и региональной экономики

Мосейко В.О.,

 
С.А. Коробов, Бондаренко Л.В., Утученкова М.В.

Выпускная квалификационная работа: методические и процессуальные аспекты подготовки и защиты: учебно-методическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 68 с.

 

Разработано для оказания методической помощи студентам и преподавателям при проведении научных исследований в рамках выпускных квалификационных работ. В пособии предпринята попытка рассмотреть весь процесс подготовки выпускной квалификационной работы от выбора темы до публичной защиты. Раскрываются цель и задачи, последовательность и содержание этапов данного процесса, права и обязанности студентов и научных руководителей. В приложениях представлены типовые формы документационного обеспечения подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. При подготовке пособия использован опыт организации выполнения выпускных квалификационных работ на кафедре менеджмента Волгоградского государственного университета.

Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом», и их научных руководителей. Также может быть использовано студентами других экономических специальностей.

Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения авторов.

 

 

© Мосейко В.О., Коробов С.А.,

Бондаренко Л.В., Утученкова М.В., 2016

© Издательство Волгоградского

государственного университета, 2016

Оглавление

1. Общая характеристика исследования в рамках выпускной квалификационной работы.. 5

1.1. Выпускная квалификационная работа выпускников ВУЗов. 5

1.2. Требования к профессиональной подготовленности студента-выпускника 7

1.3. Понятие, цель и задачи выпускной квалификационной работы.. 8

1.4. Методическое обеспечение исследования. 9

1.5. Руководство выпускной квалификационной работой. 9

1.6. Последовательность проведения исследования и сроки освоения основных этапов. 11

2. Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.. 13

2.1. Разработка темы, плана и задания на выполнение выпускной квалификационной работы.. 13

2.2. Предварительный анализ литературных источников. 15

3. Содержание выпускной квалификационной работы.. 18

3.1. Общие указания. 18

3.2. Язык и стиль выпускной квалификационной работы.. 22

3.3. Введение. 25

3.4. Теоретическая глава. 28

3.5. Аналитическая глава. 30

3.6. Проектная глава. 33

3.7. Заключение. 37

3.8. Список использованной литературы.. 38

4. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы.. 39

4.1. Подготовка текста доклада и раздаточного материала. 39

4.2. Предзащита выпускной квалификационной работы.. 41

4.3. Нормоконтроль. Переплет выпускной квалификационной работы.. 42

4.4. Отзыв научного руководителя. 42

4.5. Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы.. 43

4.6. Антиплагиат……………………………………………………………….44

4.7. Защита выпускной квалификационной работы…………………………45

5. Дополнительная литература.. 49

5.1. Литература по методике выполнения и оформления выпускной квалификационной работы.. 49

5.2. Литература по методике анализа деятельности организаций и оценке ее социально-экономической эффективности. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Бланк заявления на закрепление темы ВКР. 50

2. Нормоконтроль. 51

3. Пример задания на ВКР – дипломную работу. 53

4. Образец оформления титульного листа ВКР. 54

5. Пример оглавления ВКР – дипломной работы.. 55

6. Образец оформления последнего листа ВКР. 56

7. Образец оформления титульного листа раздаточного материала к докладу по результатам ВКР – дипломной работы.. 57

8. Пример отзыва научного руководителя ВКР – дипломной работы.. 58

9. Пример рецензии на ВКР– дипломную работу. 60

10. Примерный перечень тем ВКР– дипломных работ. 62

11. Образец составления введения к ВКР – дипломной работы на тему: «Обоснование направлений и способов реструктуризации предприятий теплоэнергетического комплекса (на материалах предприятий муниципальной теплоэнергетики г. Волгограда)». 65

1. Общая характеристика исследования
в рамках выпускной квалификационной работы

 

1.1. Выпускная квалификационная работа выпускников ВУЗов

 

В настоящее время в РФ существует уровневая система высшего образования, где завершающим этапом подготовки студента-выпускника является написание выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы бакалавра изложены в данном пособии.

В результате обучения выпускнику присваивается квалификация бакалавра по направлениям: 38.03.02 «Менеджмент. Профиль: Антикризисное управление» или 38.03.03 «Управление персоналом. Профиль: Управление персоналом организации» (период обучения 4 года).

Область профессиональной деятельности выпускника направления «Менеджмент» находится в прямой зависимости с реализацией практических навыков менеджера относительно обеспечения эффективного управления организацией, совершенствования системы управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Соответственно, основными видами профессиональной деятельности станут анализ и осуществление основных функций менеджмента (осуществление коммуникаций, принятий управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.), т.е. управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная виды деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника направления «Менеджмент» и «Управление персоналом» являются организации всех форм собственности экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, должности, относящиеся к среднему штабному или линейному менеджменту. Научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

По окончании обучения к защите представляется выпускная квалификационная работа, представляющей собой законченную разработку, в которой анализируется одна из теоретических либо практических проблем менеджмента. Квалификационная работа должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации. В случае успешного окончания обучения по направлениям «Менеджмент» и «Управление персоналом» бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлениям:

38.04.02 "Менеджмент. Общий и стратегический менеджмент"
Квалификационная степень: Магистр. Форма обучения: очная (6 лет): программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

38.04.03 «Управление персоналом. Управление развитием персоналом организации» Квалификационная степень: Магистр. Форма обучения: очная (6 лет): программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

На основе приведенной информации можно сделать следующие выводы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой аналитическое исследование, в котором систематизируется и структурируется эмпирический материал с использованием уже известных в науке приемов и методов.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна демонстрировать овладение студентом научными знаниями по избранной теме. В ней должен содержаться краткий обзор научной литературы, должны быть освещены основные проблемы, показано знание ведущих точек зрения, основных концепций по данной тематике. В выпускной работе бакалавра рассматриваются и решаются управленческие задачи, возникающие на оперативном и тактическом уровнях управления. Период реализации разработок студента кратко- и среднесрочный.

В ВКР бакалавра может быть продемонстрировано владение студентом элементарными навыками расчетов, применение информационных технологий, стандартных методик исследований, владение практическими исследовательскими навыками. Также ВКР бакалавра может основываться на обобщении или компиляции выполненных студентом курсовых работ.

Защита ВКР бакалавра происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии. Эта работа – лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущей к поступлению в магистратуру и последующей подготовке магистерской диссертации. Исходя из этого, квалификация бакалавра отражает общеобразовательный уровень выпускника высшей школы, свидетельствуя о наличии умений и навыков, присущих начинающему научному исследователю. ВКР бакалавра представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

ВКР бакалавра, хотя и является самостоятельным исследованием, должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

При подготовке ВКР бакалавра обязателен к применению системный подход, при котором оптимизируемый параметр исследуемой системы рассматривается во взаимосвязи с другими ее параметрами. В качестве инструментария анализа объекта исследования и авторских разработок используются методы экономико-математического моделирования.

 

1.2. Требования к профессиональной подготовленности студента-выпускника

В соответствии с полученной квалификацией бакалавр менеджмента:

- может принимать участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);

- знаком с организацией работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

- владеет навыками планирования деятельности организации и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры организаций;

- умеет осуществлять сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений.

Бакалавр по направлению подготовки Управление персоналом должен решать следующие профессиональные задачи:

- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;

- организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;

- мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;

- участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;

- прогнозирование и определение потребности в персонале;

- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами.

 

1.3. Понятие, цель и задачи
выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа (ВКР), являясь элементом итоговой государственной аттестации, выступает в качестве заключительного и обязательного этапа получения высшего профессионального образования. По уровню выполнения и результатам защиты ВКР Государственная аттестационная комиссия определяет возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации по направлениям «Менеджмент» либо «Управление персоналом» – и выдачи диплома государственного образца.

Содержание ВКР и процесс ее защиты позволяет установить: а) уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника; б) способность самостоятельно проводить научные исследования; в) умение изучать и обобщать литературные источники в исследуемой области знаний; г) умение систематизировать и обобщать фактический материал; д) способность самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам исследования, проведенного в рамках ВКР.

ВКР представляет собой законченное самостоятельное исследование студента, выполненное на творческой основе с использованием междисциплинарных знаний, полученных за предшествующие годы обучения. В этой связи к ВКР предъявляются такие требования, как:

– исследование проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе (новая постановка известной проблемы) и обладающей бесспорной актуальностью;

– содержание элементов научного исследования;

– четкость построения и логическая последовательность изложения материала;

– использование экономико-математических методов и моделей;

– наличие убедительной аргументации, подкрепленной иллюстративно-аналитическим материалом (таблицами и рисунками);

– присутствие обоснованных рекомендаций и доказательных выводов;

– использование специализированных пакетов компьютерных программ.

Выполнение ВКР преследует цель демонстрации навыков теоретического и практического анализа проблем управления, разработки и расчета проекта совершенствования управления процессом или явлением, избранным в качестве объекта исследования.

В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи, решаемые студентом в процессе осуществления ВКР:

– обоснование актуальности выбранной темы, ее ценности и значения для управления объектом исследования;

– изучение теоретических положений, закрепленных в научных, законодательных, нормативно-методических, справочных источниках, а также статистических материалов по избранной теме;

– изложение собственной точки зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования;

– сбор необходимого фактического материала для проведения анализа состояния объекта исследования;

– анализ совокупности условий функционирования объекта исследования, а также влияния факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на процесс развития избранного объекта;

– формулирование выводов и разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования объекта исследования на основе проведенного анализа;

– расчет социально-экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий;

– оформление работы в соответствии с существующими нормативно-методическими требованиями.

 

1.4. Методическое обеспечение исследования

Основной целью разработки данного пособия послужило формирование системы единообразных требований к содержанию, оформлению, процессуальным аспектам подготовки и защиты выпускных квалификационных работ студентов, выпускаемых кафедрой менеджмента Волгоградского государственного университета с присвоением квалификации «бакалавр».

Учебно-методическое пособие определяет деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры менеджмента Волгоградского государственного университета при проведении исследований в рамках выпускных квалификационных работ и защиты полученных результатов исследований. Рекомендации, содержащиеся в источниках, приводимых в перечне дополнительной литературы, а также других методических материалах, освещающих вопросы выполнения ВКР, могут быть использованы студентами и преподавателями в части, не противоречащей настоящему пособию.

 

 

1.5. Руководство выпускной квалификационной работой

Для контроля над процессом написания выпускной квалификационной работы, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи, выпускающей кафедрой назначается научный руководитель ВКР.

Руководителями ВКР с учетом взаимного согласования (руководитель – студент) назначаются лица из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры (менеджмента) университета. В особых случаях руководителем ВКР могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других подразделений университета и прочих организаций (предприятий), учреждений.

Руководитель ВКР обязан:

- совместно со студентом составить и выдать задание на выполнение ВКР;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение ВКР;

- проводить консультации в соответствии с установленным планом-графиком;

- по возможности рекомендовать студенту необходимую для проведения исследования литературу;

- контролировать ход выполнения работы, сообщать заведующему кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;

- оказать помощь в подготовке ВКР к защите: разработке текста доклада и раздаточного материала;

- составить отзыв о работе студента-выпускника в процессе исследования, осуществляемого в рамках ВКР, и привести заключение о возможности присвоения студенту по итогам защиты ВКР соответствующей квалификации.

Процесс научного руководства ВКР можно разделить на три условные стадии: 1) выдача общих рекомендаций относительно подготовки ВКР: помощь в формировании методики, информационной базы и календарного плана-графика исследования; 2) выявление недостатков по мере написания работы, связанных с полнотой раскрытия темы, аргументацией, композицией и оформлением текста, корректностью заголовков, стилем изложения; 3) формулирование заключения относительно окончательного варианта ВКР с указанием степени устранения выявленных ранее недостатков и общего уровня работы, оформление письменного отзыва научного руководителя.

В обязанности студента-выпускника входит:

- постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР;

- инициативное консультирование по спорным и вызывающим затруднение вопросам;

- извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;

- самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;

- самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;

- самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;

- соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, нормоконтроля, предоставления готовой ВКР на отзыв, рецензирование, допуск к защите;

- заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;

- материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста и раздаточного материала, переплет, подготовка презентации раздаточного материала в программной среде Power Point).

 

 

1.6. Последовательность проведения исследования
и сроки освоения основных этапов

Процесс выполнения ВКР состоит из последовательности типовых этапов, отраженных в табл. 1 с указанием ориентировочных сроков их освоения.

Сроки освоения перечисленных этапов носят рекомендательный характер, помогая студенту-выпускнику рационально спланировать время, отведенное на подготовку ВКР, и распределить его между предстоящими фазами исследования. Однако на заключительной фазе исследования продолжительность отдельных этапов четко регламентирована. Так, установлено, что студент-выпускник обязан:

– пройти процедуру предзащиты строго в соответствии с утвержденным графиком проведения предзащит;

– не позднее, чем за 8-10 календарных дней до защиты ВКР пройти процедуру нормоконтроля (с положительным результатом);

– не позднее, чем за 7 календарных дней до защиты предоставить научному руководителю переплетенную, с визой нормоконтролера выпускную квалификационную работу для подготовки в трехдневный срок отзыва;

– не позднее, чем за 5 календарных дней до защиты предоставить переплетенную, с визами нормоконтролера и научного руководителя выпускную квалификационную работу для подготовки в трехдневный срок рецензии;

– не позднее, чем за 3 календарных дня до защиты сдать на кафедру собственноручно подписанную, переплетенную, с визами нормоконтролера и научного руководителя выпускную квалификационную работу, с прилагающимися к ней отзывом и рецензией, для получения допуска заведующего к защите.

Подробное содержание этапов, перечисленных в табл. 1, рассматривается в последующих разделах пособия.

 

 

Таблица 1

Последовательность проведения исследования
и сроки освоения основных этапов

№ п/п Содержание этапа Ориентировочный срок освоения
  Выбор темы ВКР. Подача заявления на закрепление темы (см. приложение 1) 01 сент – 01 окт
  Предварительное изучение проблемы. Подбор и ознакомление с основной литературой по теме. 01 окт – 01 нояб
  Составление первоначального плана исследования. Выдача задания на его разработку (см. приложение 2 и 3) 01 – 15 ноября
  Разработка теоретической главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 15 нояб – 01 янв
  Разработка аналитической главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 01 янв – 15 фев
  Разработка проектной главы исследования. Расширение списка использованной литературы. Формирование приложений (при необходимости). 15 фев – 01 апр
  Корректировка основных разделов работы. Окончательное формирование списка использованной литературы. 01 – 15 апреля
  Формирование введения и заключения к ВКР. 15 – 20 апреля
  Окончательное оформление ВКР, включая титульный лист и оглавление (см. приложения 4 и 5), а также последний лист ВКР (см. приложение 6). Предоставление завершенной ВКР научному руководителю для итогового контроля. Подготовка и предоставление научному руководителю проекта доклада и раздаточного материала. 20 апр – 01 мая
  Предзащита ВКР. 10 – 15 мая
  Внесение заключительных правок в ВКР, доклад и раздаточный материал. Предоставление научному руководителю готовой, но не сшитой ВКР, окончательного варианта доклада и раздаточного материала (см. приложение 7). 15 – 20 мая
  Нормоконтроль ВКР. Переплет ВКР. 20 - 22 мая *
  Предоставление переплетенной ВКР научному руководителю для подготовки отзыва (см. приложение 8). 23 – 25 мая *
  Предоставление переплетенной ВКР рецензенту (см. приложение 9). 25 – 27 мая *
  Сдача готовой ВКР на кафедру для получения допуска к защите. 27 мая *
  Защита ВКР. 30 мая – 25 июня

Источник: составлено авторами

 

* Примечание: даты освоения этапов 12-15 (с момента нормоконтроля) указаны по отношению к студентам, защищающимся в первый день заседания ГАК (ориентировочно, 30 мая).

2. Подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы

2.1. Разработка темы, плана и задания на выполнение выпускной квалификационной работы

Выбор темы ВКР может осуществляться двумя путями: а) тема работы выбирается из списка тем ВКР, рекомендованных выпускающей кафедрой (см. приложение 10 пособия); б) имеется хорошо обдуманная идея, которая реализуется в выпускной работе по самостоятельно сформулированной теме. В последнем случае инициативная тема оценивается на предмет соответствия ниже перечисленным критериям и утверждается заведующим выпускающей кафедры.

Для понимания логики формулирования темы ВКР следует обратиться к смысловому содержанию понятия «тема». В словаре В.И. Даля оно определяется как «предложение, положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют»[1]. В большом энциклопедическом словаре отмечается, что «тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – 1) предмет описания, изображения, исследования, разговора и т.д.; 2) круг отображаемых жизненных явлений, скрепленных воедино замыслом автора»[2].

По теме ВКР должно быть видно, что исследование является актуальным, новым, имеет научное и практическое значение. В формулировке темы должна отражаться суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, ее конечные результаты.

При закреплении темы выпускной работы целесообразно использовать сравнительно узкую формулировку, что позволит в установленные сроки раскрыть тему, достаточно глубоко ее исследовав, и в полной мере решить поставленные задачи. В этой связи не допустимо использовать в качестве темы ВКР наименования учебных курсов либо их отдельных крупных разделов («Антикризисное управление…», «Информационные технологии управления», «Стратегический менеджмент…», «Управление качеством…», «Управление персоналом…», «Исследование систем управления…», «Управление проектами...», «Механизмы антикризисного управления…», «Мотивация и стимулирование труда…», «Системный анализ…», «Стратегия предприятия…», «Транспортная логистика…» и др.).

Конкретность формулировки темы ВКР достигается за счет указания временных границ исследования (в среднесрочном периоде…), адресности проводимого исследования (отрасль экономики: предприятия электроэнергетики, химической промышленности…), введения дополнений, характеризующих состояние рассматриваемой проблемы и отвечающих на вопросы: кем, какого, в каком аспекте и т.д.

Удачными примерами наименования тем могут быть следующие: «Разработка способов (модели, методики, системы, комплекса и др.)...», «Обоснование способов (путей, направлений, методов и др.) повышения эффективности (совершенствования, развития) чего-либо...», «Обоснование рекомендаций по рационализации...», «Анализ и совершенствование чего-либо…», «Проектирование мероприятий по повышению…», «Формирование стратегии (системы, модели, структуры и др.)…», «Методы совершенствования…», «Критерии и показатели эффективности чего-либо…», «Определение принципов чего-либо…», «Факторы чего-либо…» и т.д.

Сформулированная тема должна соответствовать направлениям подготовки «Менеджмент» и «Управление персоналом». Соответственно, темы ВКР не должны освещать проблемы финансового, экономического, инвестиционного анализа; планирования и организации производства; бухгалтерского учета хозяйственной деятельности; ценообразования и маркетинга на предприятии. Знания из перечисленных отраслей экономической науки могут служить лишь инструментом исследования, проводимого в рамках ВКР, но не его предметом, а значит, не могут быть отражены в формулировке темы исследования. Таким образом, не допустимо выполнять ВКР на темы, в формулировках которых присутствует указание на такие направления научного знания в сфере экономики, как: «Бюджетирование…», «Финансовый анализ…», «Экономический анализ…», «Управление оборотным капиталом…», «Маркетинг…», «Рекламная деятельность…», «Брендинг…», «Организация производства…», «Управление затратами…», «Планирование производственной программы…», «Налогообложение…» и т.д.

При формулировании инициативной темы, не представленной в указанном перечне, необходимо исходить из требования, что тема ВКР должна лежать в предметной области таких дисциплин, как «Антикризисное управление», «Инновационный менеджмент», «Исследование систем управления», «Информационные технологии управления», «Логистика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление качеством», «Управление персоналом», «Управленческие решения».

В формулировке темы не допускается использование сокращений, применение общепринятой аббревиатуры также нежелательно (за исключением указания на организационно-правовую форму предприятия).

При выборе темы следует учитывать имеющиеся возможности сбора фактического материала о различных аспектах деятельности конкретной организации или учреждения – формирования эмпирической базы исследования.

Выбор темы имеет документальное подтверждение: студентом на имя заведующего кафедрой подается заявление на закрепление темы установленного образца (см. приложение 1). В заявлении делается ссылка на эмпирическую базу исследования – приводится полное наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы, на материалах которого будет осуществлено исследование.

Если одна и та же тема выбрана многими студентами (более двух), то кафедра оставляет ее только за теми из них, которые наиболее аргументировано обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать иную тему ВКР.

После выбора темы наступает этап предварительного изучения проблемы в процессе подбора и ознакомления с основной литературой по теме. Здесь следует ознакомиться с историей вопроса и рассмотреть собранные ранее материалы по данной проблематике, выдвинутые гипотезы и предложения, оценить их методику, правильность, значимость и эффективность. Желательно выяснить позиции научных школ и течений в решении изучаемой проблемы, а также уточнить терминологию в данной области знания. Для уяснения сущности и структуры проблемы рекомендуется изучить около 30-50 литературных источников, обязательно включив в рассмотрение наиболее общие работы, подробно рассматривающие интересующее студента явление во взаимосвязи с другими явлениями экономической природы.

В итоге предварительного изучения проблемы составляется развернутый первоначальный план исследования (пример приведен в приложении 2 настоящего пособия), который в заданные сроки (см. табл. 1, п. 1.6 пособия) подается на рассмотрение научного руководителя. При подготовке плана исследования следует учитывать, что тема в смысловом отношении должна быть шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее параграфов.

Рабочий план в обязательном порядке включает заголовки первого и второго уровня (названия разделов ВКР и параграфов). По усмотрению студента в плане могут присутствовать ключевые понятия, раскрывающие сущность исследований, проводимых в конкретном параграфе работы. В дальнейшем рабочий план уточняется в соответствии с потребностями проводимого исследования, необходимостью достижения поставленной цели и задач. Заголовки, вынесенные в рабочий план, подлежат доработке, прежде чем сформируют оглавление ВКР.

После обсуждения рабочего плана с научным руководителем студент в установленные сроки (см. табл. 1, п. 1.6 пособия) заполняет типовую форму задания на разработку ВКР (см. приложение 3), которое подписывается научным руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой.

2.2. Предварительный анализ литературных источников

Усложнение экономических процессов и явлений закономерно обусловило и значительное увеличение количества научной литературы, представляющей разные точки зрения и объяснения складывающихся ситуаций. Поэтому перед студентом встает задача из всего многообразия монографий и статей выбрать работы тех авторов, которые внесли наибольший вклад в разработку выбранной проблемы.

Изучаемую литературу следует разбить на несколько групп: основная литература по данному вопросу (монографии, статьи в научных журналах, Законы, Постановления правительства, Указы президента страны); дополнительная литература (статьи в периодической печати, аналитические обзоры, художественная литература); специальная литература (словари, справочники, статистические сборники, отраслевые экономические обзоры, схемы, графики); отчетность предприятия. Изучение литературы позволит определить основные понятия, ключевые положения, новые термины по рассматриваемому вопросу, подобрать иллюстративный фактический материал, статистические данные, которые можно будет использовать в дальнейшем анализе, что позволит сформировать аргументационную базу для доказательства действующих тенденций, закономерностей и перспектив развития определенных аспектов функционирования предприятия.

При изучении литературных источников следует определить методологические и теоретические основы данной проблемы, рассмотреть представленные в литературе точки зрения разных ученых по изучаемому вопросу, проанализировать их аргументы, выявить противоречия, критически оценить представленные взгляды на рассматриваемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками пополняется, уточняется, вырабатывается собственный научный аппарат исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам. Внимательная работа с научной литературой не только формирует собственное понимание тех или иных процессов, но и позволяет акцентировать внимание на том аспекте проблемы, рассмотрение которого составит цель исследования.

Опыт показывает, что изучение отобранной литературы по теме ВКР, следует производить в такой последовательности, как:

– просмотр оглавления;

– беглое чтение содержания;

– последовательное чтение-просмотр интересующих разделов;

– выборочное чтение наиболее важной части материала;

– записывание необходимого материала;

– оценка отобранного материала, редактирование его в контексте исследуемой темы.

Отбор необходимой научной информации – это творчество и требует критического осмысливания и оценки. Не следует только заимствовать материал, надо обдумать его, тогда появятся собственные идеи, новое в данном научном направлении.

Достоверность научных фактов, описанных в литературе, во многом определяется изданием. Так официальные издания содержат, как правило, достоверные материалы. Монографии, научные сборники, содержащие материалы конференций, исследовательских работ научных и учебных учреждений, также могут быть отнесены к достоверным.

Научные статьи могут иметь различную степень достоверности. Статьи технического содержания более достоверны, чем гуманитарные, так как в первых приводится математический аппарат и строгие доказательства, а во вторых – много рассуждений, сравнений и словесных доказательств, что может приводить к ошибочным трактовкам и неточностям. Поэтому при изучении статей гуманитарного содержания следует особенно тщательно разобраться в сути ис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: