Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2019 года




Действия работодателя после проведения

Специальной оценки условий труда.

 

Небольшая памятка для работодателей, специалистов по кадрам – что необходимо сделать после предоставления всех материалов от организации, которая проводила специальную оценку условий труда (далее по тексту – СОУТ). А также рассмотрим, какова ответственность для работодателя, которые до сих пор не провели СОУТ.

Действия работодателя после того, как организация провела СОУТ и предоставила отчет для работодателя.

Шаг первый. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" после завершения проведения специальной оценки условий труда ее результаты оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. После утверждения отчета, работодатель обязан уведомить об утверждении отчета о проведении СОУТ в течение 3 рабочих дней организацию, проводившую специальную оценку, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью обязан (п. 5.1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

Шаг второй. Ознакомить работников с отчетом о специальной оценке под роспись в течение 30 дней с момента ее завершения (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

Шаг третий. Дополнить трудовые договоры условиям труда на рабочем месте (ст. 57 ТК РФ). Назначить или отменить гарантии или компенсации в зависимости от установленного класса условий труда.

Гарантии и компенсации, предоставляемые по результатам работы СОУТ:

Класс по СОУТ Виды гарантий Ссылка на букву закона
Класс 1- оптимальный Гарантий и компенсаций нет  
Класс 2 - допустимый Гарантий и компенсаций нет  
Класс 3 – вредные условия труда: -подкласс 3.1.   -подкласс 3.2.     -надбавка за работу во вредных условия труда (далее по тексту –ВУТ) – минимальный размер 4%   -надбавка за работу во ВУТ – 4% и дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней   Ст.147 ТК РФ   Ст. 117 и 147 ТКРФ
Класс 3 подкласс 3.3.,3.4 – вредные условия труда Класс 4 – тяжелые условия труда надбавка за работу во ВУТ – 4% и дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней Ст. 92,117, 147 ТК РФ

Примечание: если соглашением на уровне РФ предусмотрено иные размеры доплаты за работу во вредных или опасных условий труда, иные количества дней дополнительного оплачиваемого отпуска, работодатель обязан руководствоваться соглашениями.

Шаг четвертый. Разместить результаты специальной оценки на своем сайте в Интернете в течение 30 дней (при его наличии), п. 6 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Внимание, так как не указано 30 рабочих дней, имеется ввиду, 30 календарных дней.

Шаг пятый. Уведомить ФСС РФ о результатах специальной оценки (приказ ФСС РФ от 26 февраля 2015 г. № 59). Сведения о проведении специальной оценки заносятся в таблицу 10 формы - 4 ФСС. Первый раз эти сведения отражаются при подаче отчетности по форме - 4 ФСС по состоянию на 1 января следующего года. Кроме того, у работодателя появляется обязанность платить доптарифы по должностям (профессиям), которые дают право на льготную пенсию в соответствии с установленными размерами.

Шаг шестой. Подать в территориальное отделение Государственной инспекцией труда (далее по тексту – ГИТ) декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

Шаг седьмой. Провести мероприятия по улучшению условий труда согласно раздела VI отчета о СОУТ.

Теперь переходим к самому интересному, какова административная ответственность за непроведение СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года работодатели (как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, в штате которого есть работники, работающих по трудовым договорам), которые не провели СОУТ (время было у всех предостаточно – 4 года), попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2018. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания?

Отвечаем на актуальные вопросы...

Что будет после 01.01.2019

По информации от «Роструда» оштрафованы будут не все опоздавшие со спецоценкой! Данные в ФГИС СОУТ заносятся с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты. Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана.

Начальник Управления

по надзору за соблюдением

трудового законодательства

Роструда
Егор Иванов

В автоматическом режиме предприятия начнут штрафовать с 2020 года. Критерий - наличие рабочих мест, существующих больше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда нет информации. С 2019 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

Директор Департамента

условий и охраны

труда Минтруда

Валерий Корж

Делаем вывод, не смотря на то, что представители Минтруда уверяют о том, что будут даны послабления в привлечении работодателей к административной ответственности, не стоит расслабляться, потому что могут получить так называемые письма-счастья о предоставлении документов по проведению СОУТ.

Кроме ГИТ и Прокуратуры, есть еще один из органов, который контролирует проведение СОУТ – это Фонд социального страхования.

Каковы последствия не проведения СОУТ для работодателей со стороны Фонда социального страхования?

У некоторых организаций, которые не провели СОУТ, специалисты ФСС России могут не принять отчеты 4-ФСС. Дело в том, что в этих отчетах должны быть указаны сведения о спецоценке условий труда. Для этого предназначена таблица 5 расчета 4-ФСС. В случае отсутствия СОУТ многие работодатели не заполняют эту таблицу, и в ФСС считают это неправильным. Инспекторы рекомендуют при отсутствии СОУТ указывать в графах 4–6 расчета «0», а также сразу приложить к расчету 4-ФСС соответствующие пояснения. В этом случае расчет примут, но вот скидку к страховому тарифу не предоставят. Ведь в соответствии с нормами статьи 22 Федерального закона № 125-ФЗ Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" показатели СОУТ применяются в формуле для расчета скидки.

Так что, во избежание штрафа в 80 000 рублей, отказа в приеме расчета 4-ФСС и предоставлении скидки к тарифу по страхованию травматизма на производстве, работодателям рекомендуется как можно быстрее пройти СОУТ. Ведь если на момент общения с инспекторами ГИТ спецоценка будет проведена, негативных последствий удастся избежать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: