УМК Г.Е.Рудзитис 8 класс
Раздел “Первоначальные химические понятия»
Тема: «Характеристика вещества по его химической формуле»
Цель урока | |
образовательная | Вторичное осмысление понятий: химический элемент, химическая формула, индекс, относительная атомная и относительная молекулярная масса, массовая доля элемента в веществе, простые и сложные вещества, чистые вещества, смеси; формирование умений и навыков по их применению в учебной и практической деятельности. |
развивающая | Создание условий для развития самостоятельности мышления и умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения. Обеспечить развитие речи и познавательного интереса обучающихся к предмету. |
воспитывающая | Формирование мировоззренческого понятия познаваемости окружающего мира, умения бесконфликтно сотрудничать при работе в малых группах и сообщать о своих успехах, повышение творческой активности и эстетики обучающихся. |
Тип урока: нетрадиционный - урок фейерверк (совершенствование знаний, умений и навыков).
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Комплексно – методическое обеспечение урока:
1. Технологическая карта урока.
2. Мульти - медийная презентация.
3. Реактивы: нашатырный спирт, сахар, поваренная соль, пищевая сода, мел, железные опилки, древесный уголь, перманганат калия, уксусная кислота, фенолфталеиновая бумага.
4. Лабораторное оборудование: штатив (4 шт.), металлический тигель (4 шт.), спиртовка (4 шт.), фарфоровые чашки, ступки с пестиками, спички, мерные ложки, стеклянные палочки, магниты.
5. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
|
6. Репродукция картины Леонардо да Винчи «Поздняя вечеря»
7. Оценочные листы, опорные листы «Фейерверк – знакомые незнакомцы», разноцветные полоски бумаги со словарными словами, собранные в «Фонтан-фейерверк», карточки с химическими формулами веществ, разноцветные стикеры.
Межпредметные связи: математика, биология, история, изобразительное искусство.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент (3 минуты) Привлекательная цель | Приветствие. Я приглашаю вас на урок – фейерверк (приложение 1, слайд № 1). ?Каким он должен быть? Фейерверк необычных и красочных заданий позволит вам стать яркими и интересными, как он сам, на школьном вечере, в семейном кругу и вечеринке с друзьями. Объявление темы урока, целеполагание и правил работы в мини-группе. | Приветствуют учителя. Подбирают прилагательные к слову фейерверк. Записывают тему урока в тетрадь. Выборы командира и секретаря. Заполнение списка группы в оценочном листе. (приложение 2) |
Актуализация опорных знаний (5 минут) Свобода выбора | (приложение 1, слайд № 2) Организация повторения основных химических понятий, которые потребуются для дальнейшего выполнения заданий. | Поочерёдно выбирают словарные слова из «фейерверка», выполненного из цветных полосок бумаги и устно дают определения понятиям. При затруднении право ответа переходит к другой мини-группе. Секретарь фиксирует индивидуальные ответы (1 балл) в оценочном листе. |
Пробное применение знаний (6 минут) | (приложение 1, слайд № 3-8) Организация фронтального тестирования и самопроверки. | Выполняют задания теста по 2 вариантам в тетрадях, осуществляют самопроверку и сообщают число правильных ответов секретарю для фиксации в оценочном листе. |
Выполнение упражнений по образцу (10 минут) Удивляй! | (приложение 1, слайд № 9) Характеристика вещества по его химической формуле NaCl согласно плана. ?Какое хорошо знакомое вам вещество имеет данную формулу? Применяю «чёрный ящик» Подсказки: 1. В Древнем Риме это вещество ценилось выше, чем золото. 2. Леонардо да Винчи изобразил это вещество рассыпанным около правой руки Иуды на своей знаменитой картине «Поздняя вечеря» как признак скорой беды, так как с этим веществом связано множество суеверий, одно из них: рассыпать его – к ссоре. Достаю из «чёрного ящика» поваренную соль. Организация совместной работы обучающихся в группе по выполнению задания: дать характеристику веществу по его химической формуле согласно плана. Консультирование при выполнении задания. Организация отчётов групп. Вынимаю из «чёрного ящика» рекламируемые вещества и оцениваю работу группы. Демонстрация занимательного опыта «Изменение окраски бумажного цветка над открытой бутылкой с нашатырным спиртом» Создание условий для разновозрастного общения учащихся в школе. | Слушают учителя. Определяют название вещества. Заполняют опорный лист «Фейерверк знакомых незнакомцев»(приложение 3) Письменно в тетрадях выполняют самостоятельную работу. Один из группы зачитывает характеристику, остальные сравнивают со своим ответом, обсуждают, приходят к единому мнению. Для определения названия вещества выбирают конверт с цифрой, совпадающей с его относительной молекулярной массой. Придумывают рекламу данному веществу с учётом его состава, физических свойств и применения. Группы поочерёдно у доски рекламируют своё вещество. Участники других групп определяют его название и заполняют опорный лист «Фейерверк знакомых незнакомцев». Секретарь вносит оценку учителя в оценочный лист. Наблюдают. Во внеурочное время узнать секрет данного опыта у девятиклассников. |
Выполнение упражнений с переносом знаний в новые условия. (7 минут) Практичность теории | Создание условий для возникновения проблемной ситуации и поиска решений выхода из неё. Демонстрация комнатного растения с признаками недостатка азота в почве. ?Почему у растения такой больной вид? ?Как можно вылечить растение? ?Какое минеральное удобрение эффективнее покупать для устранения азотного голодания у растений? | Предлагают свои версии решения данной проблемы. Решают в тетрадях задачу на нахождение массовой доли азота в аммиачной и калиевой селитре (по вариантам). Взаимопроверка в парах. Оценку друг друга сообщают секретарю. Обсуждают результаты, делают вывод. Заполняют опорный лист «Фейерверк знакомых незнакомцев» |
Выполнение упражнений творческого характера (10 минут) Принцип деятельности | Организация деятельности обучающихся по разработке проекта «Салют знакомым незнакомцам» Демонстрация опыта «Салют знакомым незнакомцам» | Проектная деятельность обучающихся согласно инструкции (приложение 4) Наблюдают и делают вывод о результате работы своей группы над проектом по яркости и длительности действия фейерверка. Самооценка групп с занесением в оценочный лист. |
Подведение итогов (2 минуты) | ? Фейерверк каких школьных предметов сделал наш урок интересным и запоминающимся? Акцентирование внимания обучающихся на возможностях интеграции знаний из курсов химии, математики, биологии, истории, изобразительного искусства. Анализ и оценка работы учащихся. | Пробуют сделать вывод о возможностях связи химии с другими предметами школьного курса. Секретари подсчитывают персональные баллы каждого участника и сдают оценочный лист учителю. |
Домашнее задание (2 минуты) | 1.Изготовить наклейки с формулами веществ, используя опорный лист и разместить их на ёмкостях с данными веществами дома. 2. Подобрать информацию и оформить страницу для сборника «Знакомые незнакомцы». | Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия (на перемене) Обратная связь | Организация обратной связи. «Сюрпризы» за плодотворную работу (цветки из фенолфталеиновой бумаги) для домашнего эксперимента. | Прикрепляют цветные стикеры на контур фейерверка на входной двери при выходе из кабинета. |
|
|