2. Цель: Изучить материал по физико-химическим характеристикам токсиканта и биологической среды, влияющим на механизмы токсичности.
3. Задачи обучения: Студент должен знать весь объем изучаемой темы, уметь систематизировать материал и представить аргументированное заключение по заданию.
4. Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.
5. Задания по теме:
1. Физико-химические характеристики токсиканта и биологической среды, влияющие на механизмы токсичности.
2. Корреляция структуры ксенобиотика и его токсичности. Топологические индексы.
6. Раздаточный материал: информационный материал по теме.
7. Литература:
1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
3.Вергейчик Т.Х. Токсиколгическая химия. – М.: МЕД-пресс информ, 2009
8. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) письменный опрос по следующим вопросам:
1. Межфазные переходы тв↔ж, диаграммы рН-растворимость.
2. Межфазные равновесия ж1↔ж2, диаграммы рН-растворимость.
3. Влияние кислотно-основной природы ксенобиотиков и рН биосред на межфазные равновесия ж1↔ж2.
4. Влияние окислительно-восстановительного потенциала Е0 и рН среды на токсичность ксенобиотика. Диаграммы рН-потенциал для биосред и токсикантов.
5. Корреляция структуры ксенобиотика и его токсичности. Топологические индексы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема 6 – Аналитическая токсикология: способы пробоподготовки биообъктов, предварительные испытания анализируемой пробы и методы изолирования токсикантов из биологического материала.
|
2. Цель: Изучить основной материал по методологии химико-токсикологического анализа.
3. Задачи обучения: Студент должен знать весь объем изучаемой темы, уметь систематизировать материал и представить аргументированное заключение по заданию.
4. Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.
5. Задания по теме:
1. Особенности химико-токсикологического анализа при проведении химико-токсикологической экспертизы.
2. Предварительные испытания анализируемой пробы.
3. Пробоподготовка.
6. Раздаточный материал: информационный материал по теме.
Литература
1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом
экстракции. – Алматы, 2002.
4. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. – Киев: Высшая школа, 1989.
5. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. – М.: Медицина,1975.
8. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) письменный опрос по следующим вопросам:
1. Цель судебно-химического анализа.
2. патоморфологическая судебно-медицинская диагностика и идентификация специфических посмертных признаков.
3. Особенности химико-токсикологических исследований.
4. Этапы химико-токсикологического исследования.
5. Предварительные испытания жидкости неизвестного состава.
6. Предварительные испытания порошка неизвестного состава.
7. Предварительные испытания таблеток неизвестных лекарственных средств.
8. Предварительные испытания тканей и жидкостей человека.
|
9. Лиофилизация. Удаление белков, липидов.
10. Парофазная, жидкофазная и твердофазная экстракции.
11. Общая схема пробоподготовки биоматериала для анализа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема 8. Химико-токсикологическая характеристика кислот, щелочей солей щелочных металлов. Применение диализа и перспективы использования мембранной фильтрации для изолирования (выделения) веществ данной группы.
Цель: Ознакомление студентов с химико-токсикологическими характеристиками кислот, щелочей и солей щелочных металлов.
Задачи обучения: научить студентов методам изолирования кислот, щелочей солей щелочных металлов.
Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.
Задания по теме:
1. Составить схему изолирования и химико-токсикологического анализа кислот.
2. Составить схему изолирования и химико-токсикологического анализа щелочей.
Раздаточный материал
1. Методы изолирования кислот, щелочей солей щелочных металлов. Объектами
исследования на наличие этой группы веществ являются содержимое желудка, рвотные массы, остатки пищи, части одежды и др. При исследовании на соли к перечисленным объектам следует отнести также печень. Исследуемый объект смешивают с небольшим количеством дистиллированной воды до образования густой кашицы, способной фильтроваться, и смесь через 1—2 ч фильтруют. Для отделения белковых веществ смесь (даже до фильтрования) или фильтрат подвергают диализу. Диализ проводят 2—3 раза по 4—6 ч. Слитые вместе диализаты выпаривают на водяной бане до объема 5—10 мл и исследуют на наличие кислот, щелочей и солей. Перспективен для этих целей электродиализ.
|
2. Минеральные кислоты. Ориентировочные указания о возможности присутствия минеральных кислот могут быть получены при исследовании объекта или водной вытяжки из него с помощью индикаторов (лакмус, конго, универсальный). В кислой среде наблюдается посинение конго. Изменение окраски индикаторов при контакте с объектом приводит к необходимости проведения исследований на отдельные кислоты. Обнаружение свободных кислот может быть осуществлено лишь в результате их перегонки. Некоторые кислоты перегоняются при очень высокой температуре, поэтому часто применяют их восстановление в более летучие соединения. Так, серную кислоту переводят в сернистую, летучую в виде ангидрида SO2, азотную кислоту — в оксиды азота. При наличии свободной серной кислоты при простой перегонке вследствие постоянного присутствия хлоридов из объекта исследования перегоняется и хлористый водород:
NaCl + H2SO4→НС1 + NaHSO4.
Поэтому исследование на наличие кислот необходимо начинать с серной кислоты.
3. Основания - щелочи - NaOH, КОН и Са(ОН)2; слабое основание -NH4OH. Наиболее часто отравления
вызываются нашатырным спиртом, в редких случаях — каустической содой. Щелочи попадают в организм в основном перорально при авариях на производстве, в трубопроводах; возможно ингаляционное воздействие аммиака. Нашатырный спирт (NH4OH) — 10% водный раствор аммиака (NH,); технический раствор аммиака содержит 28—29% NH3, смешивается с водой, обладает резким запахом, рН 1% водного раствора 11,7. Каустическая сода (гидроксид натрия, NaOH) — твердое белое вещество, температура плавления 320 "С, Т. кип. 1390 °С. Растворимость в воде 42% при 0 °С, рН 1% водного раствора 13,0. Отравления гидроксидом калия отмечаются редко. Негашеная и гашеная известь, несмотря на ее доступность, редко встречается в качестве токсикантов. Для обнаружения щелочей (при щелочной реакции на лакмус) к вытяжке прибавляют несколько капель спиртового раствора фенолфталеина, а затем избыток хлорида бария, сохранение розовой окраски наблюдается в присутствии NaOH, КОН, NH4OH и Са(ОН). Необходимо предварительно убедиться, что лабораторная посуда щелочно-устойчива.
Литература
1. Токсикологическая химия: метаболизм и анализ токсикантов: учебное пособие + СD/ под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2008. – 1016 с. Переплет.
2. Токсикологическая химия: учебник / под ред. Т.В. Плетеневой. – 2-ое изд. – М., 2008. – 512 с. Переплет.
3. Лужников Е.А. Клиническая токсикология. -М.,"Медицина", 1994. –189с.
4. Крамаренко В. Ф. Токсикологическая химия / В. Ф. Крамаренко. - Киев, «Высшая школа», 1989.- 272с.
Контрольные вопросы
1. Химико-токсикологическая характеристика кислот.
2. Химико-токсикологическая характеристика щелочей.
3. Химико-токсикологическая характеристика солей щелочных металлов.
4. Применение диализа для изолирования веществ этой группы.
5. Использование мембранной фильтрации для выделения веществ данной группы.