Физико-химические характеристики токсиканта и биологической среды, влияющие на механизмы токсичности




2. Цель: Изучить материал по физико-химическим характеристикам токсиканта и биологической среды, влияющим на механизмы токсичности.

3. Задачи обучения: Студент должен знать весь объем изучаемой темы, уметь систематизировать материал и представить аргументированное заключение по заданию.

4. Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.

5. Задания по теме:

1. Физико-химические характеристики токсиканта и биологической среды, влияющие на механизмы токсичности.

2. Корреляция структуры ксенобиотика и его токсичности. Топологические индексы.

 

6. Раздаточный материал: информационный материал по теме.

 

7. Литература:

1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

 

3.Вергейчик Т.Х. Токсиколгическая химия. – М.: МЕД-пресс информ, 2009

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) письменный опрос по следующим вопросам:

1. Межфазные переходы тв↔ж, диаграммы рН-растворимость.

2. Межфазные равновесия ж1↔ж2, диаграммы рН-растворимость.

3. Влияние кислотно-основной природы ксенобиотиков и рН биосред на межфазные равновесия ж1↔ж2.

4. Влияние окислительно-восстановительного потенциала Е0 и рН среды на токсичность ксенобиотика. Диаграммы рН-потенциал для биосред и токсикантов.

5. Корреляция структуры ксенобиотика и его токсичности. Топологические индексы.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема 6 – Аналитическая токсикология: способы пробоподготовки биообъктов, предварительные испытания анализируемой пробы и методы изолирования токсикантов из биологического материала.

2. Цель: Изучить основной материал по методологии химико-токсикологического анализа.

3. Задачи обучения: Студент должен знать весь объем изучаемой темы, уметь систематизировать материал и представить аргументированное заключение по заданию.

4. Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.

5. Задания по теме:

1. Особенности химико-токсикологического анализа при проведении химико-токсикологической экспертизы.

2. Предварительные испытания анализируемой пробы.

3. Пробоподготовка.

6. Раздаточный материал: информационный материал по теме.

 

Литература

1. Калетина Н.И. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Плетенева Т.В. Токсикологическая химия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

3. Байзолданов Т. Токсикологическая химия ядовитых веществ, изолируемых методом

экстракции. – Алматы, 2002.

4. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. – Киев: Высшая школа, 1989.

5. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. – М.: Медицина,1975.

8. Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.) письменный опрос по следующим вопросам:

1. Цель судебно-химического анализа.

2. патоморфологическая судебно-медицинская диагностика и идентификация специфических посмертных признаков.

3. Особенности химико-токсикологических исследований.

4. Этапы химико-токсикологического исследования.

5. Предварительные испытания жидкости неизвестного состава.

6. Предварительные испытания порошка неизвестного состава.

7. Предварительные испытания таблеток неизвестных лекарственных средств.

8. Предварительные испытания тканей и жидкостей человека.

9. Лиофилизация. Удаление белков, липидов.

10. Парофазная, жидкофазная и твердофазная экстракции.

11. Общая схема пробоподготовки биоматериала для анализа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Тема 8. Химико-токсикологическая характеристика кислот, щелочей солей щелочных металлов. Применение диализа и перспективы использования мембранной фильтрации для изолирования (выделения) веществ данной группы.

Цель: Ознакомление студентов с химико-токсикологическими характеристиками кислот, щелочей и солей щелочных металлов.

Задачи обучения: научить студентов методам изолирования кислот, щелочей солей щелочных металлов.

Форма проведения: групповое обсуждение с презентацией.

Задания по теме:

1. Составить схему изолирования и химико-токсикологического анализа кислот.

2. Составить схему изолирования и химико-токсикологического анализа щелочей.

Раздаточный материал

1. Методы изолирования кислот, щелочей солей щелочных металлов. Объектами

исследования на наличие этой группы веществ являются содержимое желудка, рвотные массы, остатки пищи, части одежды и др. При исследовании на соли к перечисленным объектам следует отнести также печень. Исследуемый объект смешивают с небольшим количеством дистиллированной воды до об­разования густой кашицы, способной фильтроваться, и смесь через 1—2 ч фильтруют. Для отделения белковых веществ смесь (даже до фильтрования) или фильтрат подвергают диализу. Диализ проводят 2—3 раза по 4—6 ч. Слитые вместе диализаты выпаривают на водяной бане до объема 5—10 мл и исследуют на наличие кислот, щелочей и солей. Перспективен для этих целей электродиализ.

2. Минеральные кислоты. Ориентировочные указания о возможности присутствия минеральных кислот могут быть получены при исследовании объекта или водной вытяжки из него с помощью индикаторов (лакмус, конго, универсальный). В кислой среде наблюдается посинение конго. Изменение окраски индикаторов при контакте с объектом приводит к необходимости проведения иссле­дований на отдельные кислоты. Обнаружение свободных кислот может быть осуществлено лишь в результате их перегонки. Некоторые кислоты перегоняются при очень высокой температуре, поэтому часто применяют их восстановление в более летучие соединения. Так, серную кислоту переводят в сернистую, летучую в виде ангидрида SO2, азотную кислоту — в оксиды азота. При наличии свободной серной кислоты при простой перегонке вследствие постоянного присутствия хлоридов из объекта исследования перегоняется и хлористый водород:

NaCl + H2SO4→НС1 + NaHSO4.

Поэтому исследование на наличие кислот необходимо начинать с серной кислоты.

3. Основания - щелочи - NaOH, КОН и Са(ОН)2; слабое основание -NH4OH. Наиболее часто отравления

вызываются нашатырным спиртом, в редких случаях — каустической содой. Щелочи попадают в организм в основном перорально при авариях на производстве, в трубопроводах; возможно ингаляционное воздействие аммиака. Нашатырный спирт (NH4OH) — 10% водный раствор аммиака (NH,); технический раствор аммиака содержит 28—29% NH3, смешивается с водой, обладает резким запахом, рН 1% водного раствора 11,7. Каустическая сода (гидроксид натрия, NaOH) — твердое белое вещество, температура плавления 320 "С, Т. кип. 1390 °С. Растворимость в воде 42% при 0 °С, рН 1% водного раствора 13,0. Отравления гидроксидом калия отмечаются редко. Негашеная и гашеная известь, несмотря на ее доступность, редко встречается в качестве токсикантов. Для обнаружения щелочей (при щелочной реакции на лакмус) к вытяжке прибавляют несколько капель спиртового раствора фенолфталеина, а затем избыток хлорида бария, сохранение розовой окраски наблюдается в присутствии NaOH, КОН, NH4OH и Са(ОН). Необходимо предварительно убедиться, что лабораторная посуда щелочно-устойчива.

Литература

1. Токсикологическая химия: метаболизм и анализ токсикантов: учебное пособие + СD/ под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2008. – 1016 с. Переплет.

2. Токсикологическая химия: учебник / под ред. Т.В. Плетеневой. – 2-ое изд. – М., 2008. – 512 с. Переплет.

3. Лужников Е.А. Клиническая токсикология. -М.,"Медицина", 1994. –189с.

4. Крамаренко В. Ф. Токсикологическая химия / В. Ф. Крамаренко. - Киев, «Высшая школа», 1989.- 272с.

Контрольные вопросы

1. Химико-токсикологическая характеристика кислот.

2. Химико-токсикологическая характеристика щелочей.

3. Химико-токсикологическая характеристика солей щелочных металлов.

4. Применение диализа для изолирования веществ этой группы.

5. Использование мембранной фильтрации для выделения веществ данной группы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: