А Л У Д Х А А Л Х Д Д А У М А А Л Д Л Л Х Х Л М А Д Х Х Л У А Л У Д Х А А Л Х Д Д А У Х Х Л М А Д Х Х Л У А Л




Преодоление нарушений интенсивности протекания нейродинамических и речемыслительных процессов, повышение уровня общей активности пациента и организация произвольного внимания в различных видах деятельности

( сборник рабочих материалов )

Составитель: Кузнецова Анна Васильевна, логопед.

Для аннотации

Данный сборник рабочих материалов предназначен для преодоления нарушений неспецифических компонентов высших психических функций (ВПФ), возникающих в результате сосудистых заболеваний, локальных поражений или возрастных изменений структур головного мозга. Предлагаемое пособие является результатом отбора, систематизации и апробации материала как из многочисленных литературных источников, так и составленного автором.

Пособие может быть использовано на занятиях со специалистом (логопедом, нейропсихологом) в условиях медицинского учреждения и/или для выполнения «домашних заданий» с Помощником. Использование данного комплекта рабочих материалов способствует не только компенсации дефекта, но и его предупреждению.

Для специалистов в области нейрореабилитации, пациентов любого возраста и пожилых людей.

 

Пояснительная записка (Предисловие)

Нервная система человека обеспечивает его активное и гармоничное взаимодействие с окружающей средой. Нарушение работы головного мозга в результате инсульта (синонимы: инфаркт мозга, ОНМК - острое нарушение мозгового кровообращения), тяжёлой черепно-мозговой травмы, операции по удалению опухоли головного мозга или на сосудах, обеспечивающих его кровоснабжение, приводит к тяжёлым последствиям в виде двигательных, речевых, интеллектуальных и поведенческих расстройств, дезорганизующих не только нормальное течение жизни самого Пациента, но и его близких.

Чтобы как можно быстрее устранить или значительно уменьшить последствия локального поражения головного мозга, необходимо:

o раннее начало реабилитационных мероприятий, позволяющее не только эффективнее устранять выявленные дефекты, но и предупреждать появление вторичных нарушений;

o активное участие в реализации реабилитационной программы всех членов семьи;

o содружественная работа специалистов разного профиля.

Поэтому уже на этапе лечения следует начинать реабилитационную работу. Одним из видов реабилитации неврологических и нейрохирургических больных является нейропсихологическая реабилитация, целью которой является восстановление таких в ысших п сихических ф ункций (ВПФ) как:

- праксис (высоко автоматизированные целенаправленные предметные действия);

- гнозис (узнавание предметов, звуков, лиц, цветов и их оттенков, букв и цифр, времени по часам);

- внимание (способность сосредоточить сознание на определённом объекте);

- память (активное запоминание, сохранение и воспроизведение информации);

- мышление (осуществление анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации и систематизации информации);

- устная и письменная речь (процесс приёма и передачи информации средствами языка);

- количественные представления и счётные операции;

- рисование и конструирование;

- ориентировка в пространстве.

 

В большинстве случаев у пациентов специфические нарушения ВПФ сопровождаются целым рядом неспецифических проявлений. Отмечаются:

· изменение уровня общей активности пациента;

· трудности самостоятельного включения пациента в какую-либо деятельность;

· патологическое замедление или ускорение темпа протекания деятельности;

· нарушение произвольного внимания (трудности концентрации и распределения внимания, сужение его объёма, устойчивости);

· инертное повторение первоначально выполненных действий и/или их элементов;

· отсутствие гибкости при необходимости смены способа действия;

· замещение продуктивных действий непроизвольными, случайными;

· нарушения длительности и устойчивости использования адекватных способов выполнения заданий;

· снижение способности к саморегуляции деятельности;

· нарушение избирательности, обусловленное недостатком контроля за протеканием и результатами деятельности;

· эмоционально-личностные нарушения.

 

Устранение речевых и неречевых нарушений осуществляется комплексно и включает следующие медико-психолого-педагогические мероприятия:


- медикаментозное лечение;

- лечебную физкультуру;

- массаж;

- физиотерапию;

- психотерапию, в т.ч. семейную;

- мероприятия по социально-бытовой и трудовой реабилитации;

- восстановительное обучение.


 

Специалистами обнаружено, что решающее значение в восстановлении речи и неречевых высших психических функций принадлежит направленному восстановительному обучению. Если спонтанная компенсация дефекта и возможна, то она возникает лишь на ранних этапах после начала заболевания, и эта возможность, за редким исключением, исчерпывается в течение первых 6 месяцев. Позже при прекращении или отсутствии специальных логопедических занятий наступает отрицательная динамика или она полностью отсутствует (Цветкова Л.С.).

 

Основной целью восстановительного обучения является преодоление речевых нарушений и лежащих в их основе или сопутствующих неречевых расстройств.

Восстановительное обучение осуществляет специалист (логопед, нейропсихолог). Специалист проводит обследование, составляет программу восстановительного обучения и помогает качественно реализовать её в ходе специальных занятий. Педагогическое сопровождение Пациента при выполнении «домашних заданий» осуществляют его близкие под руководством специалиста. Помощник, как и логопед, целенаправленно управляет деятельностью Пациента для достижения наилучших результатов в процессе восстановительного обучения. Сочетание медикаментозной терапии, назначенной врачом, с выполнением специальных упражнений (функциональной тренировкой) позволяет:

 

v снять диашиз, т.е. растормозить (функционально активизировать) сохранные, но бездеятельные зоны головного мозга;

v увеличить время, в течение которого пациент может работать продуктивно и целенаправленно;

v увеличить скорость выполнения заданий;

v устранить трудности переключения в процессе выполнения различных действий и операций;

v преодолеть такие проявления усталости, как истощаемость, импульсивность, раздражительность, негативизм и т.д.;

v увеличить объём произвольного внимания;

v преодолеть нарушения концентрации, устойчивости, распределения внимания;

v восстанавливать навыки регуляции и контроля деятельности;

v устранить специфические нарушения ВПФ путём перестройки способа их осуществления.

 

Для реализации поставленных задач требуется разнообразный материал, на поиски которого специалист (логопед, нейропсихолог) обычно затрачивает значительные усилия. Попытку подобрать и систематизировать такой практический материал делает составитель пособия. Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Специалист осуществляет выбор упражнений (их количество, последовательность и особенности выполнения) в зависимости от формы, сложности и степени выраженности имеющихся у Пациента нарушений и обучает Помощника технике их проведения в домашних условиях.

 

Эффективность использования предложенных материалов во многом определяется неуклонным соблюдением таких принципов восстановительного обучения, как:

 

Ø опора на сохранные возможности Пациента;

Ø учёт его индивидуальных особенностей (характер, возраст, пол, эмоциональное состояние, тип реагирования и реабилитационный потенциал);

Ø постепенное усложнение заданий;

Ø предупреждение возможных затруднений и поиск способов их преодоления;

Ø непрерывность и регулярность занятий;

Ø сознательное отношение Пациента к своей деятельности.

Нарушение фоновых (энергетических и нейродинамических) составляющих психической деятельности, способствующих формированию когнитивных ограничений, может быть вызвано не только заболеваниями, приводящими к разрушительным процессам в структурах мозга, но и диффузными мозговыми изменениями при физиологическомстарении.

Функциональная тренировка является одной из важных составляющих практической геронтологии. Зарубежные авторы отмечают высокую эффективность проведения когнитивных тренингов («массажа мозга») для пожилых и старых людей в целях профилактики неблагополучного старения, которая имеет высокую социальную, медицинскую и экономическую значимость в связи с увеличением в мире числа пожилых людей относительно общей численности населения (Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте).

 

Функциональная тренировка включает различные виды речевой и неречевой деятельности:

· конструирование (кубики Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех», пазлы, головоломки);

· копирование и рисование узоров и плоских и объёмных фигур;

· выполнение графо-моторных упражнений;

· лепка, срисовывание и рисование предметов;

· дорисовывание незаконченных изображений;

 

· сравнение предметных и сюжетных изображений и нахождение отличий;

· выполнение корректурных проб;

· работа с таблицами Шульте;

· «Лабиринты»;

 

· работа с календарём;

· дискретное повторение (прямой порядковый счёт, дни недели, месяцы, стихи);

· решение и чтение вслух неравенств, примеров;

· устный счёт (через 1, 2, десятками, обратный, встречный);

· устный отсчёт от 100, 300, 500 по 3, по 7, по 9;

· решение арифметических и словесно-логических задач;

 

· выкладывание предметных логических цепочек;

· раскладывание предметных картинок по категориям;

· выделение «4-го лишнего»;

· подбор простых картинных аналогий;

· оценка искаженных изображений, слов, фраз;

 

· письмо под диктовку цифр и букв в разбивку;

· подбор имён (мужских, женских) и других слов на заданный звук;

· заполнение пропусков букв в словах;

· выкладывание слов из букв разрезной азбуки;

· называние слова по буквам (устно и письменно);

· письмо под диктовку слов, фраз, текстов;

· разгадывание ребусов, кроссвордов и т.д.

 

· ситуативный, эмоционально значимый диалог на заданную тему;

· прослушивание текстов и ответы на вопросы 1-2 словами;

· объяснение смысла пословиц, поговорок, коротких рассказов;

· раскладывание серий сюжетных картин и составление по ним рассказов;

 

· воспроизведение цифровых рядов в прямом и обратном порядке с постепенным наращиванием их длины;

· игра в «Парочки» и другие лото;

· показ предметов по названию и по серии названий;

· запоминание групп предметных картинок или слов;

· заучивание наизусть коротких стихов, текстов, скороговорок, цитат, афоризмов, анекдотов.

 

Содержание сборника составляют рабочие материалы для выполнения части перечисленных упражнений. Большинство из них имеет многоцелевое назначение. Они могут применяться как для устранения неспецифических, так и специфических проявлений расстройств ВПФ. Выполнение упражнений осуществляется в рамках общепринятых в отечественной практике программ и методик нейропсихологической реабилитации, подробно описанных в специальной литературе (В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Л.С. Цветкова, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова)). К некоторым разделам сборника даны методические пояснения, указания к работе.

Разница в объёме и способе выполнения упражнений во многом определяется наличием или отсутствием речевых нарушений. Например, чтобы провести полное сравнение двух (или более) объектов, необходимо выполнить следующие операции (А.К. Артёмов):

Ø выделение признаков предмета;

Ø выделение общих признаков двух или более предметов;

Ø расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные в данной ситуации:

- одного предмета;

- двух или более предметов;

Ø выделение признаков, являющихся основанием сравнения (доминирующих);

Ø нахождение сходных и различных признаков объектов, т.е. осуществление неполного сравнения;

Ø формулировка вывода из проведённого сравнения – осуществление полного сравнения.

 

Пациенту с выраженными нарушениями речи недоступно выполнение задания в полном объёме, поэтому он ограничивается только фиксацией (показом) сходства или различия, т.е. осуществляет сравнение на уровне непосредственного восприятия данных объектов, а обоснование выполняемых действий в речевом плане частично или полностью осуществляет специалист (Помощник). Подобные ограничения возникают и при выполнении других заданий, в т.ч. и при работе с таблицами Шульте.

 

На начальном этапе рекомендуется использовать таблицы Шульте, выполненные крупным шрифтом. Пациенту предлагается показывать по порядку числа от одного до двадцати пяти, называя их вслух. В том случае, если у пациента отсутствует речь или имеются выраженные произносительные трудности, числа называет специалист (Помощник). На каждом бланке необходимо отмечать дату и общее время выполнения задания (минуты и секунды). Периодичность смены таблиц определяет специалист.

 

Для проведения Корректурной пробы предлагаются таблицы, содержащие сходные по оптическим признакам буквы (фигуры). На каждом бланке необходимо отмечать дату, время начала и окончания работы и общее время выполнения задания. Пациенту предлагается:

а) отыскать и зачеркнуть на листе одну (две, три) заданные буквы (фигуры);

б) выделить фрагмент ряда – определённое сочетание букв (или фигур) из 2-3 элементов, например:

 

А Л У Д Х А А Л Х Д Д А У М А А Л Д Л Л Х Х Л М А Д Х Х Л У А Л У Д Х А А Л Х Д Д А У Х Х Л М А Д Х Х Л У А Л

 

После выполнения задания пациент делает перерыв в работе не менее чем на час, а затем проводит самостоятельную проверку, обводя кружочком обнаруженные ошибки. После этого работу проверяет Помощник и отмечает общее количество ошибок. Таблица и заданная пара букв (фигур) каждый раз меняются.

При оценке выполнения Корректурной пробы необходимо учитывать:

1) время выполнения задания (уменьшение времени свидетельствует об увеличении темпа деятельности);

2) количество и распределение ошибок на листе:

Ø уменьшение ошибок к концу выполнения задания свидетельствует о хорошей работоспособности, врабатываемости и высокой концентрации внимания;

Ø равномерное распределение ошибок говорит о снижении устойчивости внимания и трудностях его произвольной концентрации;

Ø увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствует об истощаемости;

Ø пропуск букв (фигур) на левой (у правши) половине листа свидетельствует об игнорировании пациентом левой половины пространства;

Ø волнообразное появление и исчезновение ошибок говорит о колебаниях внимания;

3) характер ошибок (могут быть зачёркнуты другие буквы (фигуры) или пропущены заданные) указывает на нарушение внимания, памяти или зрительного восприятия.

 

Ежедневная работа с Корректурной пробой в течение шести месяцев позволяет большинству пациентов сократить время выполнения задания до 4-5 минут при полном отсутствии ошибок. Пациентам с грубой степенью выраженности нарушения рекомендуется начинать работу с вычёркивания фигур или одной буквы, а «лёгким» больным можно вычёркивать одновременно три буквы или использовать разные способы выделения букв (например, одну вычёркивать, другую подчёркивать, а над третьей ставить точку). При отсутствии положительной динамики в течение 2 месяцев следует обсудить со специалистом необходимость дальнейшего выполнения задания.

Занесение результатов работы в специальные таблицы позволит наглядно увидеть увеличение скорости выполнения задания и снижение количества ошибок. Это поможет сформировать и поддерживать веру пациента в успешность восстановительного обучения.

 

Таблицы Шульте

Дата                  
Время                  

 

 

Корректурные пробы

Дата                  
Время                  
Количество ошибок                  

 

Помогая Пациенту выполнять графо-моторные упражнения, добивайтесь:

v удержания строки;

v сохранения размера и структуры рисунка;

v постепенного увеличения скорости выполнения задания;

v автоматизации действия и снятия постоянного произвольного контроля;

v отсутствия специфических ошибок (навязчивое повторение, пропуски, перестановки, добавления, замены элементов серии).

«Лабиринты»: (рисунки)

На начальном этапе Помощник обучает Пациента поиску «дороги» в лабиринтах с использованием карандаша или пальца.


  1. Хозяйка – рынок.
  2. Отец и дети – аттракцион в парке.
  3. Мать и дети – школа.
  4. Кладоискатель – тайник.
  5. Иван Иванович – работа.
  6. Самолёт «Париж – Москва».
  7. Модница – магазин «Одежда».
  8. Водитель везёт семью на вокзал.
  9. Жених – невеста.
  10. Студент – библиотека.
  11. Кинолог с собакой – преступник.
  12. Корабль – порт.
  13. Мужчина (автолюбитель) – автомагазин.
  14. Модница – «Салон красоты».
  15. Геологи – месторождение алмазов.
  16. Спасатели – ребёнок под завалами.

«Переплетённые линии»: (по 3-4 пары рисунков)

 


  1. Хозяева с собаками на прогулке.
  2. Рыцари – Дамы в замках.
  3. Журналисты сообщают по телефону своим редакторам горячие новости.
  4. В какую розетку какой электроприбор включен (утюг, пылесос, лампа)?
  5. «Составить слово» (см. Слово по буквам).
  6. Помоги каждому автолюбителю пройти в свой гараж.
  7. Следы фигуристов на льду.
  8. Охотники с собаками – дичь (утка, заяц, куропатка).

«Сюжетные картинки для поиска отличий»: (рисунки)

 


  1. Фотография семьи.
  2. Сцена из спектакля.
  3. Продуктовый магазин.
  4. Свадьба.
  5. Комната.
  6. Пикник.
  7. Летнее кафе.
  8. Урок в школе.
  9. Пляж.
  10. Демонстрация модной одежды.
  11. Карнавал.
  12. Чемпионы на пьедестале.

«Четвёртый лишний»: (рисунки)

 


Слива – груша – лук – лимон;

тыква – мандарин – огурец – морковь;

гранат – вишня – помидор – яблоко;

репа – картофель – редиска – хурма;

перец – банан – горох – капуста;

василёк – ромашка – берёза – мак;

халат – майка – сарафан – плащ;

пальто – свитер – шапка – кофта;

сапоги – ботинки – брюки – валенки;

куртка – пижама – костюм – рубашка;

футболка – юбка – туфли – платье;

корова – курица – коза – осёл;

гусь – селезень – кролик – индюк;

кабан – енот – свинья – белка;

заяц – ворона – лиса – волк;

воробей – аист – лось – журавль;

медведь – бык – лось – олень;

дятел – утка – цапля – лебедь;

павлин – страус – петух – попугай;

пчела – стрекоза – ласточка – комар;

нож – колбаса – ложка – скалка;

тарелка – миска – мороженое (в рожке) – чашка;

яйцо – кастрюля – конфеты – мясо;

чайник – хлеб – тёрка – вилка;

грузовик – лодка – автобус – поезд;

самолёт – велосипед – ракета – вертолёт;

троллейбус – шкаф – корабль – трамвай;

тумбочка – стол – раковина – кресло;

балалайка – молоток – гитара – скрипка;

ножницы – лопата – труба – топор;

весы – часы – холодильник – термометр;

фен – дрель – кофемолка – настольная лампа;

самолёт – вертолёт – вентилятор – ракета.


 

Папка «Диалоги»

Материал папки может быть использован для устранения:

Ø неспецифических нарушений ВПФ;

Ø голосовых расстройств;

Ø нарушений устной речи при дизартриях;

Ø нарушений устной и письменной речи при афазиях.

 

 

Запоминание и последующее повторение постепенно удлиняющихся цифровых рядов в прямом и обратном порядке:

 

7 – 3 – 9 8 – 2 – 6 4 – 9 – 3

5 – 2 – 8 3 – 7 – 1 6 – 9 – 2

9 – 5 – 7 2 – 9 – 5 1 – 4 – 8

 

8 – 4 – 2 – 1 9 – 5 – 3 – 2 7 – 4 – 6 – 3 6 – 9 – 1 – 7 4 – 2 – 9 – 5 5 – 8 – 7 – 3 1 – 3 – 6 – 2 4 – 8 – 3 – 9 2 – 7 – 1 – 5

 

9 – 5 – 7 – 1 – 3 8 – 4 – 3 – 7 – 1

3 – 5 – 2 – 9 – 6 1 – 7 – 4 – 2 – 9

 

3 – 6 – 8 – 5 – 4 – 7 9 – 6 – 4 – 3 – 7 – 5

2 – 9 – 1 – 7 – 5 – 8 7 – 3 – 9 – 4 – 1 – 6

 

2 – 8 – 1 – 5 – 4 – 9 – 3 0 – 7 – 6 – 8 – 4 – 2 – 9

5 – 9 – 0 – 3 – 7 – 4 – 6 1 – 6 – 4 – 0 – 2 – 7 – 5

 

4 – 8 – 3 – 6 – 2 – 9 – 5 – 1

8 – 2 – 0 – 5 – 1 – 7 – 3 – 9

 

3 – 7 – 1 – 8 – 2 – 6 – 9 – 4

6 – 9 – 2 – 7 – 5 – 8 – 0 – 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: