Материал Картинного предметного словаря может быть использован для решения различных задач восстановительного обучения:
1) коррекция нарушений интенсивности протекания процессов нейродинамики;
2) повышение уровня общей активности пациента;
3) восстановление произвольного внимания;
4) восстановление зрительно-предметных образов и предметной отнесённости слова;
5) восстановление конструктивно-пространственного праксиса;
6) восстановление устной и письменной речи:
Ø восстановление пассивного и активного словаря;
Ø восстановление слухо-речевой памяти;
Ø восстановление письма и чтения.
Реализация намеченных задач предусматривает поэтапную организацию работы с предметными изображениями (В.М.Шкловский, Т.Г. Визель; Л.С. Цветкова):
I. Сравнительный анализ зрительного образа реального предмета и его рисованного изображения. На этом этапеПациент учится выделять существенные признаки, определять категориальную принадлежность и функциональное назначение предмета, выполняя следующие задания:
· разложить картинки по заданным признакам (лексическая группа, назначение, внешний вид);
· найти сходство и различия предметов, относящихся к разным группам;
· запомнить и найти картинку среди других изображений предметов, близких по внешнему виду;
· найти сходство и отличительные признаки изображений предметов, относящихся к одной группе.
II. Рисование и копирование предметных изображений. При участии Помощника Пациент выполняет следующие задания:
- обвести контурное и пунктирное изображение предмета;
- срисовать предмет целиком и отдельно составляющие его части;
- повторно срисовать предмет;
|
- найти и обвести заданный предмет среди 3-4 наложенных контурных изображений;
- после просмотра картинки нарисовать предмет по памяти;
- дорисовать отличительные части предмета;
- дорисовать половину предмета до целого;
- дорисовать часть (деталь) предмета до целого;
- устранить пробелы в контурном изображении предмета;
- дорисовать абстрактную фигуру до любого предмета;
- самостоятельно нарисовать предмет по слову-названию.
III. Восстановление устной и письменной речи при различных формах нарушения осуществляется в ходе выполнения ряда заданий:
а) прослушивание слова с опорой на картинку и надпись (Пациент смотрит на рисунок и надпись, слушает слово, которое прочитывает Специалист или Помощник);
б) сопряженное и самостоятельное повторение слов (прослушать слово; Пациент повторяет слово вместе с Помощником, затем ещё раз самостоятельно);
в) показ реалистичных изображений предметов по 1 слову и по серии названий из 2-3 слов в заданной последовательности (непосредственный; отсроченный);
г) узнавание предмета по его словесному описанию (Специалист или Помощник описывают внешний вид, назначение, действия предмета; Пациент выбирает предмет из ряда картинок и показывает);
д) самостоятельное раскладывание Пациентом подписей под предметными картинками;
е) списывание слов с опорой на картинку;
ж) выбор надписи и картинки из предложенного ряда после восприятия слова на слух;
з) письмо слов по памяти (посмотреть на картинку; запомнить слово; закрыть слово, оставив картинку; записать слово по памяти);
и) самостоятельное письмо слов по картинке без предварительного чтения;
|
к) сопряженное, отражённое и самостоятельное чтение слов (прослушать слова; «читать» вместе с Помощником; повторять слова после прочтения Помощником; самостоятельно читать слова);
л) самостоятельное называние слова по картинке без опоры на надпись;
м) подбор слов к заданному (предметов, действий, признаков) с опорой на картинку;
н) классификация слов с опорой на картинки и наименование семантического поля (Пациент подбирает к обобщающим словам картинки с надписями (сначала к 1-2, затем более));
о) подбор слов одного семантического поля по его наименованию без опоры на картинки (Пациент подбирает слова без картинок к обобщающим словам (сначала к 1-2, затем более));
п) разделение слов на группы по другим признакам (внешний вид, функция);
р) подбор обобщающих слов к группе картинок и/или карточек со словами;
с) формирование семантического поля (к обобщающему слову подобрать и нарисовать (срисовать) предметы и записать слова);
т) составление предложений, включающих слово в разный контекст (предмет в разных ситуациях);
у) упражнение в толковании слов с конкретным значением (объяснять значение слов; пользоваться толковым словарём);
ф) описание предметов по плану, в т.ч., сравнительное описание предметов, относящихся к одной родовой группе.
Для I этапа работы: 2 группы картинок (по 16), в которой один и тот же предмет изображён по-разному (ракурс, стиль, разновидность): дом, яблоко, кот, петух, собака, чайник, платье, машина (8 предметов в 4 вариантах).
Расположение изображений предметов (см. ниже) на листе в 2 колонки:
|
название крупным шрифтом | реалистичное цветное изображение |
контурное изображение | пунктирное контурное изображение |
изображение предмета с недостающими деталями | половина предмета для дорисовывания |
часть (деталь) предмета для дорисовывания | контурное изображение целого предмета с пробелами |
фигуры для дорисовывания до предмета | 3-4 наложенных контурных изображения |
Ещё отдельный набор разрезных карточек с такими же реалистичными изображениями предметов и набор разрезных карточек со словами:
Семья:
мама | мужчина | бабушка | мальчик |
папа | женщина | дедушка | девочка |
Овощи:
лук, чеснок, капуста, тыква, морковь, репа, свёкла, редиска, горох, фасоль, огурец, перец, помидор, картофель, баклажан, кабачок.
Фрукты:
киви, лимон, банан, гранат, персик, абрикос, апельсин, мандарин, ананас, хурма, вишня, груша, слива, яблоко, виноград.
Животные:
а) домашние животные: бык, баран, осёл, кролик, коза, овца, свинья, кошка, корова, собака;
б) дикие животные наших лесов: заяц, волк, медведь, лиса, белка, кабан, ёж, лось, олень, рысь;
в) дикие животные жарких стран: зебра, жираф, верблюд, слон, лев, тигр, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, кенгуру.
Дикие птицы:
а) домашние: курица, утка, гусь, селезень, петух, индюк;
б) зимующие: дятел, голубь, воробей, сова, ворона, сорока, синица;
в) перелётные: аист, лебедь, орёл, чайка, журавль, цапля, ласточка;
г) дальних стран: страус эму, павлин, пингвин, попугай, фламинго.
Посуда:
нож, ложка, вилка, половник, сахарница, чайник заварочный, чайник водогрейный, кофейник, молочник, кастрюля, сковорода, банка, стакан, кружка, чашка, блюдце, тарелка, миска, солонка, тёрка, скалка.
Продукты:
хлеб, булка, сыр, мясо, рыба, колбаса, сосиски, молоко (в бутылке), кофе (в кружке), чай (в чашке), мёд (в банке или сотах), яйцо, сахар, конфеты, шоколад, мороженое (в рожке).
Одежда:
а) шуба, пальто, куртка, кофта, рубашка, футболка, сарафан, халат, платье, юбка, брюки, джемпер, свитер;
б) рукава, воротник, бретельки, пояс, карман, капюшон, оборка, застёжка-«молния», пуговица, петля, ремень, пряжка.
Обувь:
калоши, кроссовки, тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки.
Дом. Квартира. Мебель:
а) дом, крыша, окно, крыльцо, труба;
б) комната, пол, потолок, стены, дверь;
в) шкаф, книжная полка, тумбочка, стол, табурет, стул, кресло, диван, кровать;
Транспорт:
а) лодка, корабль, самолёт, вертолет, ракета, легковая машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, велосипед;
б) руль, кабина, шина, колесо, фара, весло, пропеллер, крыло, шасси, якорь, педаль.
Литература:
1. Приказ № 383 от 28.12.98 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».
2. Б.В. Зейгарник «Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики». М., «Эксмо», 2008 г.
3. Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте «Клиническая нейропсихология». М., «Академия», 2003 г.
4. Л.С. Цветкова «Восстановление высших психических функций». М., «Академический проект», 2004 г.
5. Л.С. Цветкова «Мозг и интеллект». М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995 г.
6. Л.С. Цветкова «Афазия и восстановительное обучение». М., «Просвещение», 1988 г.
7. В.М. Шкловский, Т.Г. Визель «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии». М., «Ассоциация дефектологов», 2000 г.
8. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии». М., «АСТ» - «Астрель» - «Транзиткнига», 2005 г.
9. Т.Г. Визель «Как вернуть речь». М., «ЭКСМО - Пресс», 2001 г.
10. М.К. Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии». М., «Просвещение», 1991 г.
11. М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств». М., «ЭКСМО - Пресс», 2001 г.
12. А.К. Артёмов «Развивающее обучение математике в начальных классах». Самара, 1997 г.
13. В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников». М., «Просвещение», 1990 г.
14. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «2000 задач и примеров по математике для начальной школы». М., «Астрель» - «АСТ», 2004 г.
15. О.В. Узорова «Контрольные и олимпиадные работы по математике» (1-2 класс четырехлетней начальной школы). М., «Астрель», 2000 г.
16. А.В. Спивак «Тысяча и одна задача по математике». М., «Просвещение», 2002 г.
17. Н.Б. Истомина, И.Б. Нефёдова «Учимся решать задачи» (тетради по математике). М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998 г.