Перечень вопросов к экзамену по Медиации




1. Введение в медиацию.

2. Факторы и индикаторы успеха медиации.

3. Основные принципы проведения медиации.

4. Участники медиации.

5. Права и обязанности медиатора.

6. Права и обязанности сторон.

7. Группы функций медиатора.

8. Правовое регулирование медиации: международные правовые акты.

9. Законодательство, регулирующее сферу медиации в Беларуси.

10. Стадии медиационной сессии.

11. Базовые положения технологии фасилитативной медиации.

12. «Запасной мост коммуникации» (Х.Бесемер).

13. Этапы фасилитативной медиации.

14. Механизмы фасилитативной медиации.

15. Стадии медиативной беседы (Х.Бесемер).

16. Модели BADGER и ALPHA.

17. Формула фасилитативной медиации.

18. Структура медиативной сессии в фасилитативной модели.

19. Направления коммуникации в фасилитативной модели медиации.

20. Суть и постулат технологии трансформативной медиации.

21. Основные идеи трансформативной медиации.

22. Модель «конфликт как спираль».

23. Нисходящая и восходящая динамика конфликта.

24. Эскалация конфликта.

25. Трансформативный потенциал медиации.

26. Ресурсы для трансформации конфликта.

27. Работа трансформативного медиатора: отличия трансформативной и классической медиации.

28. Три аспекта работы трансформативного медиатора.

29. Инструкция для реализации трансформативного подхода в медиации.

30. Основные идеи нарративной (коммуникативной) медиации.

31. Этапы нарративной (коммуникативной) медиации.

32. Понятие конфликта в нарративной (коммуникативной) медиации.

33. Отличия нарративной медиации от классической.

34. Роль медиатора в нарративной технике.

35. Фазы проведения медиации в нарративной технике.

36. Сущность технологии провокативной медиации.

37. Схема провокативной медиации.

38. Провокативный стиль медиатора.

39. Теория 4 квадратов Кена Уильбера.

40. Две фазы этапа скрытой медиации в провокативной модели.

41. Провокативные техники работы медиатора.

42. Алгоритм действий провокативного медиатора.

43. Сущность ненасильственного общения.

44. Компоненты ненасильственного общения.

45. Наблюдение без оценивания.

46. Идентификация чувств.

47. Чувства против бесчувствия.

48. Потребности, лежащие в основе наших чувств.

49. Стадии развития эмоциональной ответственности человека.

50. Способы выражения просьб.

51. Жизнеотчуждающее общение.

52. Сила эмпатии.

53. Полное выражение гнева и применение силы для защиты.

54. Стили общения в рамках теории ненасильственного общения.

55. Теория коммуникативного квадрата.

56. Четыре стороны сообщения.

57. Модель «Четыре уха».

58. Согласованная и несогласованная коммуникация: два уровня коммуникации.

59. Способы определения согласованности-несогласованности сообщения.

60. Особенности понятного высказывания Шульца фон Туна.

61. Умение слушать и сила межличностных отношений.

62. Уровни «слушания».

63. Репрезентативные системы.

64. Репрезентативные каналы.

65. Ключи доступа.

66. Физиологические ключи доступа.

67. Ориентация репрезентативных систем.

68. Субмодальность.

69. Поведенческие индикаторы.

70. Роль репрезентативных каналов для оптимизации научения и коммуникации.

 

 

 

1. Введение в медиацию.

Медиация - это способ урегулирования споров при содействии независимого лица (медиатора) на основе добровольного согласия сторон спора в целях достижения ими взаимоприемлемого и жизнеспособного решения.

Критерии, определяющие выбор медиации как средства урегулирования конфликта:

- затраты (деньги, время, энергия, стресс);

- удовлетворение результатом и способом его достижения; влияние на взаимоотношения;

- устойчивость результатов и готовность соблюдать достигнутые договоренности.

Медиация является одним из возможных вариантов урегулирования, если:

- участники конфликта нуждаются в помощи друг друга для того, чтобы его разрешить;

- они придают большое значение сохранению взаимоотношений между ними;

- конфликт имеет эмоциональную окраску;

- участники конфликта готовы общаться и вести переговоры под наблюдением медиатора;

- стороны не в состоянии и не желают разрешить конфликт самостоятельно без посторонней помощи;

- стороны готовы принять во внимание взаимные интересы при разрешении конфликта;

- стороны заинтересованы в соблюдении достигнутых в итоге договоренностей.

Использовать медиацию не рекомендуется, если:

- единственной целью участников конфликта является взаимное разрушение;

- стороны не желают или не в состоянии вести переговоры:

1. Если стороне необходимо создать «судебный прецедент».

2. Психическое заболевание одной из сторон.

3. Если прямо запрещено законом (уголовные, административные дела).

Следует также отметить, что во всех видах медиации присутствуют две составляющие: эмоциональная и предметная (содержательная).

Суть медиации: участники конфликта совещаются друг с другом и самостоятельно определяют исход конфликта с учетом индивидуальных и взаимных интересов.

2. Факторы и индикаторы успеха медиации.

Факторы, влияющие на успешность медиации

- Квалификация и опыт медиатора.

- Мотивация медиатора на помощь сторонам в разрешении конфликта.

- Соблюдение методологии медиации.

- Обстановка в процессе медиации.

- Время (продолжительность).

- Доверие сторон к медиации, как эффективному инструменту.

- Соблюдение сторонами требований процедуры медиации.

- Искренне желание сторон решить проблему.

- Психическое здоровье участников процесса.

- Возможность проведения процедуры медиации.

Факторы, определяющие успешность инициирования медиации:

- мотивы инициатора;

- стимулы участников, а также их советников и консультантов, сторонников и лиц, оказывающих им поддержку, если таковые имеются; индикаторы успеха;

- принятие осмысленного решения об участии в медиации ее непосредственными участниками.

Индикаторами успеха медиации являются:

- желание сторон участвовать в переговорах;

- наличие пространства для переговоров;

- относительно невысокий уровень эскалации конфликта (не выше седьмого), см. лестницу эскалации конфликта.

Самым важным индикатором успеха медиации является желание сторон участвовать в переговорах, позволяющее добиться: - высокой вероятности успеха (70-90 %);

- высокого уровня удовлетворения;

- небольших сроков достижения разрешения конфликта, когда время общения между сторонами сведено к минимуму.

Мотивы, предопределяющие успех медиации, полностью соответствуют процессуальным, материальным и психологическим интересам, включая:

стремление контролировать исход конфликта (автономность);

быстрое нахождение решения (безопасность); сохранение отношений;

снижение затрат.

Задачи медиации:

- обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними конфликта через признание и взаимное удовлетворение законных интересов и требований, потребностей, достижение соглашения о примирении;

- содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий урегулирования спора.

 

3. Основные принципы проведения медиации.

- Добровольность: медиатор выбирается обеими сторонами конфликта, которые нельзя заставить участвовать в медиации. Они могут отказаться от ее продолжения в любой момент. Исключение составляют лишь те случаи, когда обязательная попытка примирительной процедуры предусмотрена законом. - Добросовестность.

- Равноправие и сотрудничество сторон: в процессе медиации всем участникам предоставляются равные права (в высказывании своих позиций, интересов и выражении своего мнения, как по поводу процедуры медиации, 8 так и по поводу предполагаемого решения конфликта). Каждая из сторон обладает равными возможностями быть услышанной как своим оппонентом, так и медиатором.

- Беспристрастность и независимость медиатора: медиатор не должен иметь с конфликтующими сторонами отношений, которые могли бы каким-либо образом повлиять на исход процедуры медиации. Если возникают обстоятельства, ставящие под сомнение нейтральность медиатора, он сам обязан проинформировать об этом участников конфликта. Беспристрастность посредника заключается в том, что он не может навязывать какой-либо из сторон свою позицию относительно выбранного решения. Управляя процессом переговоров, медиатор должен воздерживаться от прямых советов и избегать фраз, которые могут быть интерпретированы в пользу одной из сторон.

- Конфиденциальность: все стороны обязаны хранить в тайне и не использовать в корыстных и других посторонних целях полученную информацию.

- Конструктивный характер переговоров: медиатор создает и поддерживает атмосферу доверия и взаимного уважения, стремясь обеспечить эмоционально-психологический комфорт конфликтующим сторонам.

Эффективная медиация соответствует следующим критериям:

- осуществляется на добровольной основе;

- ориентирована на достижение результата;

- способствует конструктивной коммуникации;

- основана на нейтралитете и беспристрастности в конфликтной ситуации;

- ориентирована на будущее;

- четко структурирована;

- способствует развитию личной ответственности;

- обеспечивает процессуальную основу переговоров;

- обеспечивает возможность всем конфликтующим сторонам участвовать в процессе поиска решения проблемы.

4. Участники медиации.

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия; в некоторых случаях - помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Участниками медиации являются стороны (представители сторон), медиатор. Стороны вправе по соглашению между ними и с согласия медиатора привлекать любых иных лиц для участия в проведении медиации, если это необходимо для урегулирования спора.

7. Сторонами медиации признаются физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица, заключившие соглашение о применении медиации.

 

· Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. В некоторых школах медиации медиатор может играть более активную роль, в то время как в других роль медиатора сводится в основном к фасилитации (содействию).

· Фасилитатор отвечает за организацию переговоров (следит за соблюдением регламента и структурой процесса), содействует сторонам при их проведении.

Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О медиации» предусмотрено, что участниками медиации являются стороны либо представители сторон, медиатор. Сторона медиации - физическое лицо, обладающее полной дееспособностью, и(или) юридическое лицо, заключившее соглашение о применении медиации. Стороны вправе по соглашению между ними и с согласия медиатора привлекать любых иных лиц для участия в проведении медиации, если это необходимо для урегулирования конфликта. Стороны несут ответственность за анализ конфликта, осознание интересов – как собственных, так и партнера, за выработку и критическую оценку предложений по урегулированию спора, 9 за принятие того или иного решения.

 

 

5. Права и обязанности медиатора.

Медиатором признается физическое лицо, отвечающее требованиям Закона Республики Беларусь «О медиации», участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров).

12. Медиатор является беспристрастным, независимым лицом и при проведении медиации руководствуется Законом Республики Беларусь «О медиации», настоящими Правилами, а также иными актами законодательства.

13. Медиатор управляет переговорным процессом, поддерживает его конструктивный характер, предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора и целей, которые стороны намерены достичь посредством проведения медиации, контролирует культуру ведения переговорного процесса, снижает уровень агрессивности оценок, даваемых сторонами действиям друг друга, не допускает некорректности в высказываниях сторон, создает благоприятную обстановку для переговоров.

14. Медиатор вправе:

14.1. знакомиться с материалами спора;

14.2. изучать документы, представленные сторонами;

14.3. предлагать сторонам представить дополнительные документы;

14.4. получать необходимые консультации у специалистов;

14.5. содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

14.6. проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

14.7. предлагать сторонам выработать и обсудить несколько вариантов урегулирования спора (наилучший, приемлемый, нежелательный).

15. Медиатор не вправе:

15.1. быть представителем одной из сторон;

15.2. вносить сторонам свои предложения об урегулировании спора, а также, если стороны не договорились об ином, выступать третейским судьей по спору, который являлся или является предметом медиации;

15.3. давать заключение о перспективе разрешения конкретного спора в судебном порядке;

15.4. высказывать по своей инициативе сторонам конкретные предложения по выходу из сложившейся спорной ситуации;

15.5. разглашать без разрешения сторон полученную от них конфиденциальную информацию, а также нарушать иные принципы медиации.

16. Медиатор обязан:

16.1. быть беспристрастным и независимым;

16.2. удостовериться в полномочиях представителей сторон на участие в проведении медиации и заключение медиативного соглашения;

16.3. заявить сторонам об обстоятельствах, препятствующих осуществлению им своих функций;

16.4. при завершении медиации разъяснить сторонам последствия заключения медиативного соглашения, а также недостижения соглашения.

 

6. Права и обязанности сторон.

Стороны вправе:

8.1. самостоятельно выбирать медиатора (медиаторов);

8.2. предусматривать в соглашении о применении медиации дополнительные требования, предъявляемые к медиатору;

8.3. отказаться на любой стадии от участия в проведении медиации;

8.4. вносить предложения по порядку проведения медиации;

8.5. заявлять о необходимости участия в проведении медиации иных лиц;

8.6. представлять информацию, необходимую для прояснения позиции и достижения урегулирования спора;

8.7. задавать уточняющие вопросы другой стороне и медиатору;

8.8. инициировать проведение индивидуальной беседы с медиатором;

8.9. вносить предложения другой стороне, направленные на урегулирование спора;

8.10. участвовать в обсуждении внесенных сторонами предложений на предмет их реалистичности и удовлетворения интересам каждой из сторон.

9. Стороны не вправе:

9.1. разглашать информацию, полученную в ходе участия в проведении медиации, без согласия другой стороны;

9.2. необоснованно затягивать время проведения медиации;

9.3. оказывать физическое, моральное или любой иное давление на другую сторону, медиатора, иных лиц, участвующих в проведении медиации;

9.4. допускать своими действиями некорректное отношение к другой стороне, медиатору и иным лицам, участвующим в проведении медиации.

10. Стороны обязаны:

10.1. соблюдать требования Закона Республики Беларусь «О медиации», настоящих Правил и иных актов законодательства, а также условия соглашения о применении медиации;

10.2. являться по приглашению медиатора для проведения медиации;

10.3. соблюдать согласованный сторонами порядок проведения медиации;

10.4. соблюдать принципы медиации;

10.5. вырабатывать реалистичные условия медиативного соглашения;

10.6. исполнять добровольно и добросовестно заключенное сторонами медиативное соглашение.

Стороны вправе:

1) самостоятельно выбирать медиатора;

2) предусматривать в соглашении о применении медиации дополнительные требования, предъявляемые к медиатору;

3) отказаться на любой стадии от участия в проведении медиации;

4) вносить предложения о порядке проведения медиации;

5) заявлять о необходимости участия в проведении медиации иных лиц;

6) представлять информацию, необходимую для прояснения позиции и достижения урегулирования конфликта;

7) задавать уточняющие вопросы другой стороне и медиатору;

8) инициировать проведение индивидуальной беседы с медиатором;

9) вносить предложения другой стороне, направленные на урегулирование конфликта;

10) участвовать в обсуждении внесенных сторонами предложений на предмет их реалистичности и удовлетворения интересов каждой из сторон.

Стороны не вправе:

1) разглашать информацию, полученную в ходе участия в проведении медиации, без согласия другой стороны;

2) необоснованно затягивать время проведения медиации;

3) оказывать физическое, моральное или любой иное давление на другую сторону, медиатора, иных лиц, участвующих в проведении медиации;

4) допускать своими действиями некорректное отношение к другой стороне, медиатору и иным лицам, участвующим в проведении медиации.

Стороны обязаны:

1) соблюдать требования Закона Республики Беларусь «О медиации», Правила и иные акты законодательства, а также условия соглашения о применении медиации;

2) являться по приглашению медиатора для проведения медиации;

3) соблюдать согласованный сторонами порядок проведения медиации;

4) соблюдать принципы медиации;

5) вырабатывать реалистичные условия медиативного соглашения;

6) исполнять добровольно и добросовестно заключенное сторонами медиативное соглашение.

7. Группы функций медиатора.

Группа 1.Связана с управлением переговорами («хозяин дома»).

1А. На этапе вступительного слова рассказывает сторонам о том, как будут проходить переговоры, в соответствии с какими принципами, из каких этапов будут состоять, в чем задача самого медиатора. Знакомит участников с правилами общения на медиации и спрашивает согласие сторон на их соблюдение. 1Б. На каждом этапе медиатор структурирует процесс: предлагает сторонам предпринять определенные действия; подводит итого обсуждения; обозначает цели, которые предстоит реализовать; осуществляет переход переговоров от одного этапа к другому и т.д., то есть «прокладывает 11 маршрут».

1В. Медиатор во время переговоров осуществляет контроль за тем, чтобы процесс удерживался в определенных рамках. Сообщает сторонам, что их взаимодействие приняло неконструктивный характер или отклонилось от темы. Если это повторяется, то стороны не готовы к процессу медиации.

Группа 2.Связана с обеспечением психологического климата.

2А. «Техника безопасности». Медиатор соблюдает правила конструктивного общения и следит, чтобы эти правила соблюдались всеми сторонами.

2B. Медиатор устанавливает, поддерживает и углубляет личный психологический контакт с каждым участником переговоров. Правила работы с эмоциями: 1. Эмоции как медиатора, так и сторон должны по возможности выражаться в конструктивной форме. 2. В медиации существует установка не на подавление эмоций сторон (и медиатора), а на их отреагирование и понимание связанных с ними потребностей.

Группа 3.Обеспечение содержательных аспектов переговоров.

3А. Медиатор помогает в расширении, уточнении, трансформации их представлений о конфликте, в лучшем осознании потребностей и интересов как партнера, так и своих собственных (преимущественно на фазе презентации сторон и дискуссии).

3Б. Медиатор помогает сторонам в выработке или трансформации их стратегии переговоров. Стратегия отражает установку на степень учета потребностей и интересов (партнера и своих) при поиске решения конфликта (чаще на фазах «кокуса» или дискуссии).

3В. Медиатор оказывает сторонам содействие в поиске вариантов решения конфликта (чаще на фазах «кокуса» или дискуссии).

3Г. Медиатор оказывает помощь участникам переговоров в критической оценке, уточнении и доработке найденных вариантов решения с учетом: - соответствия потребностям и интересам сторон; - реалистичности, то есть наличие реальных возможностей воплощения решения; - соответствия варианта решения значимым для сторон нормам (юридическим, социальным, психологическим и др.); - разработанности решения (указаны конкретные действия сторон, даты, цифры и т.д.).

3Д. Медиатор оказывает сторонам содействие в фиксации как промежуточных, так и итоговых договоренностей.

8. Правовое регулирование медиации: международные правовые акты.

9. Законодательство, регулирующее сферу медиации в Беларуси.

 

10. Стадии медиационной сессии.

Стадия медиационной сессии представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на выработку взаимовыгодного соглашения и, таким образом, на урегулирование спора. В рамках данной стадии можно выделить несколько этапов:

1 этап: открытие медиационной сессии. Целью данного этапа является определение порядка дальнейшей работы в рамках медиационной сессии и создание условий для ведения переговоров. На данном этапе медиатор разъясняет сторонам цели, основные принципы медиации, роль и сферу ответственности участников, последовательность дальнейшей работы, а также правила поведения и взаимодействия участников процедуры. Вступительное слово медиатора помогает нормировать процедуру медиации, настроить стороны на ведение переговоров, а также разрешить оставшиеся организационные вопросы.

2 этап: выступление сторон. Цель этапа – выявление содержания позиций сторон в споре. На данном этапе сторонам предоставляется возможность изложить историю развития спора, предъявить и обосновать свои требования. Задачами медиатора являются: получение максимального объема информации о споре, уточнение и конкретизация позиций сторон, выявление уровня и характера рассогласований. На данном этапе стороны при содействии медиатора производят вербализацию спора.

3 этап: определение тем для обсуждения. Цель этапа – выделение ключевых аспектов (предмета дальнейших переговоров), по которым необходимо достигнуть соглашения. На данном этапе сторонам предоставляется возможность уточнить позиции друг друга (с учетом услышанного ранее), обсудить проблемную ситуацию. Задачами медиатора являются определение темы для переговоров, круга вопросов, требующих разрешения и последовательности их обсуждения, содействие ведению диалога и сближению позиций сторон по каждому выделенному аспекту. Если на данном этапе возможны плодотворное обсуждение и выработка вариантов урегулирования спора, медиатор продолжает вести переговоры. В случае, если стороны настаивают на первоначально занятых позициях и совместный диалог становится непродуктивным, медиатор переходит к следующему факультативному этапу.

4 этап: индивидуальная работа с каждой из сторон. Цель этапа – подготовка стороны к обсуждению ключевых аспектов спора и к выработке предложений по их урегулированию. Основные задачи медиатора заключаются в выявлении интересов и целей каждой из сторон, в обсуждении проблемных вопросов и в рассмотрении альтернативных вариантов решения спора, в выработке предложений и определении порядка их дальнейшего обсуждения. Проведение индивидуальной работы с каждой из сторон является факультативным этапом, в ходе которого медиатор восполняет недостающую информацию и решает задачи, которые не удалось по каким-либо причинам выполнить на предыдущих этапах. Медиатор работает индивидуально с каждой из сторон, возможно проведение поочередно нескольких встреч.

5 этап: выработка предложений по урегулированию спора. Цель этапа – окончательное урегулирование спора. Задачами медиатора являются: организация совместного анализа возможных вариантов урегулирования спора по каждому из проблемных аспектов на предмет их соответствия интересам сторон; выработка приемлемых условий соглашения; проверка реалистичности исполнения выдвинутых предложений.

6 этап: заключение соглашения. Цель этапа – принятие сторонами окончательного решения по спору и оформление соглашения. На данном этапе медиатору следует удостовериться, что достигнутое соглашение удовлетворяет потребности сторон, одинаково понимается всеми участниками процедуры и может быть исполнено обеими сторонами. Окончательно соглашение может быть составлено в устной или письменной форме.

7 этап: завершение медиационной сессии. Целью данного этапа является закрытие медиационной сессии и (или) завершение процедуры медиации. По аналогии с открытием медиационной сессии на данном этапе медиатор произносит заключительное слово, в котором подводит итог медиационной сессии и согласовывает со сторонами дальнейшие действия.

Если спор сторон урегулирован, медиатор уточняет дальнейшие действия по исполнению и необходимости контроля исполнения достигнутого соглашения. В случае, если спор не урегулирован, медиатор может обсудить возможность повторной сессии. Контрольно-аналитическая стадия представляет собой совокупность процедурных действий медиатора, направленных на осуществление контроля за исполнением медиативного соглашения, а также осуществление анализа проделанной работы. В рамках данной стадии выполняются те действия, которые согласовали стороны и медиатор на завершающем этапе процедуры. Как правило, после окончания медиационной сессии участники процедуры договариваются об очной встрече или связываются по телефону через определенный период в целях обсуждения и совместной оценки результатов медиации.

Выделение таких стадий, этапов и их последовательная реализация на практике позволяют: – во-первых, получать необходимую информацию для анализа структуры спора (что делает возможным сформировать четкое представление о характере рассогласований, и с учетом этого выделить и проранжировать ключевые аспекты спора наиболее оптимальным способом); – во-вторых, выявить основания спора и истинные интересы сторон, что значительно расширяет пространство для переговоров; – в-третьих, отделить этап выработки альтернатив решения от этапа заключения окончательного соглашения (что стимулирует поиск наиболее приемлемых вариантов). Таким образом, медиация является стадийной процедурой. При этом алгоритмичность и последовательность совершаемых медиатором действий отличает этот способ урегулирования споров от иных примирительных процедур. У каждой стадии и этапа медиации имеются свои цели и задачи, реализация которых обеспечивает успешное завершение процедуры заключением медиативного соглашения.

 

11. Базовые положения технологии фасилитативной медиации.

Положение 1. Различение понятий «правовой спор» и «конфликт». Задача медиатора заключается в том, чтобы работать не с правовым спором, а с конфликтом, лежащим в его основе. Правовая позиция представляет собой результат замещения конфликта, попытка сторон перевести его в рамки правовых категорий.

Положение 2. Различение понятий «позиция» и «интерес». Позиция – это предлагаемый вариант урегулирования конфликта. Интерес – это то, что заставляет сделать выбор в пользу того или иного варианта (занять позицию).

Интерес (в медиации) – любые внутренние двигатели поведения человека (потребности, желания, мотивы, цели, опасения). Задача медиатора: провести интегративные переговоры, которые выходят за рамки первоначально заявляемых сторонами позиций (исходя из интересов сторон). Формула алгоритма медиации (А.Хертель): «Для достижения согласия по кажущимся несогласуемым позициям необходимо сначала отступить от своих прежних позиций, определить за ними интересы, ценности и потребности, и сформировать у них новые позиции».

Положение 3. Нацеленность процедуры медиации на будущее Задача медиатора: переключить внимание сторон от анализа прошлого (доказывания тех или иных фактов, выявления причинноследственных связей) на поиск выхода из сложившейся ситуации путем выработки взаимоприемлемого соглашения.

Положение 4. Поиск решения самими сторонами Медиатор не вправе оценивать правовые позиции сторон, рекомендовать им правильный путь или вариант выхода из сложившейся ситуации (с его точки зрения). Медиация нацелена на выработку стабильного решения, отвечающего глубинным интересам обеих сторон, следовательно, оно должно быть найдено самими сторонами.

12. «Запасной мост коммуникации» (Х.Бесемер).

«Запасной мост коммуникации» (Х.Бесемер)

Замещение медиатором для каждой стороны ее партнера в конфликтной коммуникации:

13. Этапы фасилитативной медиации.

С учетом роли эмоций в медиации выделяют 2 этапа: 1. Этап рационализации конфликта – работа с эмоциями сторон и восстановление общения. 2. Этап интегративных переговоров – переговоры по выработке креативного варианта, учитывающего интересы обеих сторон. Негативные эмоции + противоречия интересов сторон = стимул для возникновения конфликта. Важно освободиться от негативных эмоций, так как они не позволяют сторонам применять деловой подход для разрешения конфликта.

Следовательно, задача медиатора:

1) организация общения между сторонами;

2) организация переговоров.

Совместная работа сторон вокруг общей проблемы во время рациональных переговоров сможет объединить стороны и восстановить между ними отношения (принцип «от переговоров к примирению»).

Формула фасилитативной медиации: рационализация конфликта → переговоры → примирение

14. Механизмы фасилитативной медиации.

А. Взаимное уважение и признание сторон как предпосылка конструктивного разрешения конфликта. Человек способен понять другого, если он чувствует, что его признают и понимают. В деструктивном споре страдают общение и коммуникативная способность, следовательно, информация сообщается неточно и сопровождается упреками, из-за этого общение может прекратиться. Медиатор включается в процесс общения сторон, замещая для каждой из них противоположного участника. Он своим поведением демонстрирует необходимое стороне «уважение» – активно слушает, дает возможность высказаться, не осуждает и не оценивает, принимает всерьез эмоции, сопротивление, позиции и интересы. Медиатор постепенно побуждает и сами стороны высказывать друг другу это понимание и ясно проявлять его. «Запасной мост коммуникации» (Х.Бесемер) Замещение медиатором для каждой стороны ее партнера в конфликтной коммуникации:

Б. Нельзя апеллировать к рациональному (к содержанию), если человек находится под влиянием эмоций. Главное средство поддержания эффективной коммуникации заключается в воспрепятствовании проявлению деструктивных эмоций. Медиатор помогает сторонам выразить эмоции, не оскорбляя при этом других. Освобождение от негативных эмоций помогает сторонам глубже понять суть конфликта и интересы противоположной стороны.

В. Нестандартные оригинальные решения, выгодные всем, находятся благодаря кооперации, а не конкуренции. Позиционные переговоры, построенные на конкурентном стиле общения (на уровне, чья позиция окажется более обоснованной), не эффективны в условиях конфликта, поскольку конфликтанты перестают слушать аргументы друг друга.

Г. Нельзя начинать переговоры с позиций. Пока не запущен механизм анализа позиций, участники переговоров не закрыты. Осуждение воспринимается как нападки на личность, что влечет ее защитную реакцию. Позиция ассоциируется с личностью переговорщика и в условиях конфликта отрицается противоположной стороной, так же как и все, что связано с личностью оппонента. Каждая позиция сопровождается системой поддерживающих ее аргументов. Критический анализ их аргументов вынуждает человека защищать свою позицию и себя. Чем дальше обостряется конфликт, тем более бескомпромиссные позиции занимают его участники, в результате чего переговоры заходят в тупик.

Д. Анализ прошлого (поиск причин поступков) не может обеспечить нахождение варианта на будущее. Прошлое (факт конфликта) обсуждается на первоначальной стадии лишь с той целью, чтобы стороны высказались и психологически освободились от будоражащей их истории. Медиатор не анализирует прошлое, а переключает стороны на поиск вариантов выхода из конфликта. В центре внимания фасилитативной медиации настоящее и будущее сторон.

15. Стадии медиативной беседы (Х.Бесемер).

Фасилитативная медиация придерживается принципа высокой процедурной директивности: управление процессом и проведением переговоров по четкому алгоритму. Стадии медиативной беседы (Х.Бесемер) 1.Введение. 2.Виденье отдельных сторон конфликта. 3.Прояснение конфликта (выявление скрытых чувств, интересов, причин). 4.Решение проблемы (сбор и разработка возможных решений). 5.Договоренность (соглашение).

16. Модели BADGER и ALPHA.

17. Формула фасилитативной медиации.

18. Структура медиативной сессии в фасилитативной модели.

19. Направления коммуникации в фасилитативной модели медиации.

 

20. Суть и постулат технологии трансформативной медиации.

Трансформативная модель медиации разработана Р. Бэрок Бушем и Д. Фолджером и описана в их книге «Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту». Основной постулат: особенность медиации состоит в сохранении самоопределения сторон и гуманизирующей силе диалога (Д.Фолджер). Суть подхода: отказ от содействия сторонам в достижении соглашения, делая упор на трансформацию конфликтного взаимодействия.

21. Основные идеи трансформативной медиации.

22. Модель «конфликт как спираль».

Трансформативная модель медиации базируется на модели «конфликт как спираль» с возможной нисходящей (при эскалации) и восходящей (при деэскалации) динамикой. Рисунок – Нисходящая и восходящая динамика конфликта Движение по нисходящей и по восходящей спирали в отношениях происходит в результате непрекращающегося взаимодействия между сторонами (обмен словами, жестами, поступками и т.д.). Нисходящая динамика: обмен колкостями, угрозами и оскорблениями. Восходящая динамика: обмен уступками, встречными шагами, извинениями, принятием доли ответственности за произошедшее на себя. Задача медиатора: создать условия для «раскручивания» спирали вверх, а не вниз (эскалация конфликта).

23. Нисходящая и восходящая динамика конфликта.

24. Эскалация конфликта.

25. Трансформативный потенциал медиации.

26. Ресурсы для трансформации конфликта.

27. Работа трансформативного медиатора: отличия трансформативной и классической медиации.

28. Три аспекта работы трансформативного медиатора.

Таким образом, работа трансформативного медиатора имеет одновременно три аспекта, которым он должен уделять равное внимание:

- распознавание возможностей: активно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: