Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его "командный язык". Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
К тому же субмодальности – это "командный язык" для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.
СПИСОК СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ
Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.
ВИЗУАЛЬНЫЕ
Положение | Где находится картинка? Где этот образ расположен в пространстве? Покажите местоположение образа руками. Картинка слева или справа от центра? Эта картинка наклонна? |
Расстояние | Как близко (далеко) от вас находится образ? Попробуйте показать рукой расстояние до образа. |
Цветной – ч/б | Это цветное или черно-белое? Есть ли в картинке цвета? |
Цвета | Какие цвета в этом образе? Цвета живые, яркие или блеклые? |
Яркость | Эта картинка скорее яркая или темная? В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно? |
Фокус | Этот образ резкий или он размыт? Картинка в фокусе или размыта? |
Детальность | Насколько детализирован этот образ? Деталей много или мало? Вы видите только общие контуры или можете различать детали? |
Фон | Есть ли фон? |
Форма | Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная? |
Ассоциация – диссоциация | Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами? Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху? Вы видите свое лицо или спину? |
Панорамность | Вы находитесь внутри образа? Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны? |
Граница | Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница? |
Движение | Это кино или слайд (фотография)? Есть ли в этом образе движение или он статичен? Насколько быстро это движение? |
Пропорции | Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше? |
Размерность | Это плоское или объемное? |
АУДИАЛЬНЫЕ
Положение | Вы слышите это изнутри или снаружи? Источник звука расположен внутри вас? Откуда этот звук исходит? |
Высота | Какова высота звука? Звук скорее высокий или низкий? |
Громкость | Какова громкость этого? Звук громкий или тихий? |
Моно/стерео | Звук объемный? Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас? |
Монотонность | Это монотонный звук или мелодия? |
Темп | Это быстро или медленно? |
Ритм | Есть ли в этом звуке ритм? Если есть, попробуйте его показать движением ладони. |
Длительность | Это непрерывное или прерывистое? |
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ
Качество | Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение... |
Интенсивность | Насколько сильно это ощущение? |
Положение | Где находится это ощущение? Покажите рукой местоположение этого. |
Движение | Это ощущение двигается или статично? Это движение непрерывно или оно происходит волнами? |
Направление | Откуда это движение стартует? Каково направление его движения? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его? |
Скорость | Ощущение перемещается быстро или медленно? Есть ли рывки или это плавное движение? |
Размер | Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)? |
ВИЗУАЛЬНЫЙ КАНАЛ
Я или не я
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа "вкусной" и "невкусной" еды?
Моё – не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Важно – не важно.
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
АУДИАЛЬНЫЙ КАНАЛ