Выполнила: студентка 4 курса
психолого-педагогического факультета
Синицына Ольга Игоревна
Руководитель проекта:
Мананикова Надежда Сергеевна
САМАРА 2011
База прохождения практики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84» городского округа Самара была создана в июле 2001 года в результате объединения школы № 84 и образовательного учреждения «Дневной пансион». Весной 2009 года школа успешно прошла аттестацию и подтвердила статус школы с углубленным изучением отдельных предметов (английского языка, экономики, математики, обществознания, физики).
МОУ СОШ «Дневной пансион-84» г.о. Самара - образовательный центр, хорошо известный в г. Самаре. Это образовательное учреждение, в котором начальная, подростковая и старшая школа расположены в отдельных корпусах, что создает благоприятные психолого-педагогические условия для обучения детей и подростков, обеспечивает комфортную образовательную среду. Одновременно это позволяет мобилизовать необходимые кадровые и материальные ресурсы, соответствующие каждой ступени обучения. Что приводит к хорошим показателям успеваемости, высоким результатам на ЕГЭ, выдающимся достижениям на олимпиадах, конференциях и других мероприятиях. Школа полного дня на первой ступени обучения, организация профильного обучения на старшей ступени является ответом МОУ СОШ «Дневной пансион-84» на государственный заказ и социальный запрос. Все указанные отличительные особенности школы делают ее привлекательной и востребованной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84» городского округа Самара предоставляет широкий спектр образовательных услуг, обеспечивающих обучающихся качественными знаниями и ключевыми компетентностями, позволяющими выпускникам быть конкурентоспособными и социально адаптированными.
|
"Дневной пансион - 84" - это школа, которая сочетает в себе лучшие качества образовательного учреждения прошлого столетия и XXI века. С одной стороны - сохраняет фундаментальность и системность в подходе к образованию. С другой - всегда идет в ногу со временем, следуя основным принципам политики российского образования на современном этапе: гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения, демократизации на уровне обучения - выборе учеником своей траектории развития, повороте знаний от технократической к целостной картине мира.
МОУ СОШ "Дневной пансион - 84" следует отнести к числу инновационных школ, которые рассматриваются как институт, осуществляющий важную культуру и социальную миссию. Как социально-культурный и образовательный комплекс он доступен каждому ребенку. Это учебное заведение, где детям предоставляются все условия для развития, обучения и воспитания, а также для саморазвития, самообразования и самовоспитания.
Цель психолога в учебном заведении
Медико-социальное психологическое сопровождение образовательного процесса, а также формирование условий для успешной социализации, разностороннего и своевременного развития обучающихся их творческих способностей, формирование навыков самообразования самореализации и активной жизненной позиции личности.
|
Направление деятельности психолога.
Объектом деятельности педагога-психолога является педагогическая система, ее структурные компоненты (администрация, педагоги, дети, их родители).
Предметом деятельности - взаимодействие субъектов педагогической системы: взрослых и детей.
Педагог-психолог несет ответственность за психологическое здоровье ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса, его полноценное личностное и интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе, формирует способности к саморазвитию, профессиональному самоопределению. Педагог-психолог содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей, заниматься профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Основной вид деятельности педагога-психолога - консультационная работа. Она может осуществляться как психопрофилактическая работа в соответствии с целями и задачами пcихологической службы системы образования Самарской области, а также по запросу, который может инициироваться администрацией учреждения образования, педагогами, детьми, их родителями.
В рамках консультационной работы по направлениям психопрофилактика, диагностика, развитие и коррекция решаются следующие задачи:
Психопрофилактическая работа:
- обеспечение психологизации образовательного процесса, повышение психологической культуры, формирование у педагогов, детей, их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе, или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;
|
- обеспечение социопсихологического мониторинга с целью углубленного психолого-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства. Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает возможность оказать помощь педагогам по реализации в учебно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированных специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики в соответствии с психометрическими требованиями, предъявляемыми к психометрическому инструментарию
Психодиагностическая работа - углубленное психолого-педагогическое изучение основных причин появления проблем, постановка психологического диагноза. В процессе диагностико-консультативной работы рекомендуется, в качестве основных, использовать методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогов-психологов учреждений образования Самарской области специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики (см. приложение 13).
Развивающая и коррекционная работа - разработка и реализация развивающих и коррекционных программ, составленных на основе результатов психологической диагностики, активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка, на взаимодействие в системах: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.
Цель психолога стажера
Целью психолога стажера в учебном заведении является ознакомление с работой психолога и овладение полученными знаниями во время обучения, чтобы применить их на практике.
Направление деятельности
-Диагностика
-Просвящение
Психолого-педагогическая диагностика
Цель данного направления деятельности — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы.
Массовая диагностика носит ограниченный характер. Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума
Психопрофилактика и просвещение
Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.п.
Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т.п.
С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.
Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога-психолога.
График посещения
Дата | Вид деятельности |
1.12.2011 | Проведение методики Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже,2006),составление справок. |
8.12.2011 | Проведение методики Зрительно-моторный гештальт (тест Бендера), составление аналитической справки. |
22.12.2011 | Проведение классного часа на тему «Интернет и социальная сеть» в 3 «В» классе; Анализ результатов проведения. |
Аналитическая справка по результатам исследования диагностических методик, направленных на диагностику сформированности личностных универсальных учебных действий и сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Дата проведения методик:1.12.11
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера);
Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи;
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности.
Ф.И.О. ребенка: М.К.И
Возраст: 7 лет
Класс: 1 «В»
1. Методика «Кто прав?»
По результатам методики были получены следующие результаты.
Текст 1. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Текст 2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Текст 3. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Моральная дилемма
По результатам методики были получены следующие результаты
А. Уровни решения моральной дилеммы -«3» т.е. отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи - «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»
Б. Уровни развития моральных суждений –«4» - стадия «закона и порядка» Люди должны помогать друг другу
3. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы.
По результатам методики:
А. Уровень оценивания к вопросу 1:«1»- т.е. отсутствует ориентация на обстоятельства поступка - ответа нет, оба виноваты
Б. Уровень оценивания к вопросу 2: «1» - т.е. отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо
4. Задание на выявление уровня моральной децентрации
По результатам методики был получен следующий результат:
Уровни оценивания- «2»- т.е. осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками - дать еще, но каждому (норма справедливого распределения).
Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.