Тема: Пропорции лица человека. «Мой друг»
Цель: сформировать первичные представления о пропорциях лица человека.
Задачи:
1) актуализация знаний о портретном жанре;
2) формирование представлений о видах портрета;
3) формирование умений выполнять портрет с учётом пропорций лица человека;
4) развитие зрительной памяти, наблюдательности;
5) воспитание чувства дружбы, коллективизма.
Оборудование: виды портретов, педагогический рисунок, образцы портретов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И красиво рисовать.
-На уроке сегодня будет нужен альбомный лист, карандаш, ластик. Проверьте, всё ли у вас есть.
II. Вступительная беседа.
- Какая тема сегодняшнего урока, вы попробуете отгадать сами. Послушайте внимательно загадку.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется…(портрет.)
- Сегодня на уроке мы будем рисовать портрет. Что такое портрет? (Ответы детей.)
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека. Портрет, как правило, рисуется с натуры. (Записано на доске.)
- Кто видел портрет? Где вы его видели? Чей портрет видели?
- Портреты бывают большими – монументальными (человек изображен выше своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают миниатюрными, т.е. маленькие портреты. (Показать.)
- Также портреты бывают одиночные и групповые. На одиночных портретах изображен один человек, а на групповых несколько. (Показать.)
- Портреты имеют разное назначение: парадными портретами украшают дворцы, залы, музеи. На таких портретах изображаются выдающиеся личности в красивых костюмах, в богатой обстановке. Бывают миниатюрные портреты. В них больше передаётся не значимость человека, а его внутренний мир и характер.
- Кто знает, как называется портрет, когда человек рисует сам себя? (Автопортрет.)
Из Истории: В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомится с прадедушками или мамой прабабушки. Таким образом, собирался целый архив семейных портретов.
-Чей портрет мы будем рисовать, вы узнаете, послушав стихотворение. (Рассказывают дети.)
Как здорово, что мы с тобой друзья.
Друзья, а значит, не чужие.
А значит то, что мы: и ты, и я –
Хоть что-то значим друг для друга в этом мире.
И иногда мы думаем о нас,
И даже мысли наши рядом где-то,
А иногда, да впрочем, всякий раз
Мы никому не говорим об этом.
Как будто это маленький секрет,
Лишь только двух друзей. Лишь только твой и мой.
Нам до других секретов дела нет.
Как здорово, что мы друзья с тобой!
- Мы будем рисовать портрет друга.
III. Объяснение последовательности
Анализ
- У вас есть друзья? А сколько друзей может быть у человека? Вспомните самого хорошего друга. Я уверена, что у каждого из вас и в классе есть друг.
- Кто будет рисовать своего друга одноклассника, должен будет внимательно посмотреть на форму лица, глаз, брови, нос, губы, волосы.
- А кто будет рисовать другого друга, должен вспомнить его черты лица.
- В портрете человек может быть нарисованным в анфас или в профиль. (Показать)
- Мы с вами будем рисовать в анфас.
Показ последовательности выполнения рисунка
- Лист бумаги расположим вертикально. Портрет должен занимать весь лист. Рисовать будем по плечи.
- Голова имеет овальную форму, сверху расширенную, а внизу суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она правильная, одинаковая с правой и с левой стороны, т.е. симметричная. Чтобы она получилась одинаковая с обеих сторон, мы должны нарисовать вертикальную линию посередине листа.
- После того как нарисуем вертикальную линию, рисуем овал. Он должен быть одинаковый с одной и другой стороны. Мы можем это проверить с помощью карандаша .(Показать, как это сделать при помощи карандаша.)
-Затем лицо делим на три равные части:1 часть - это лоб, брови, 2 часть - это глаза, нос, 3 часть - это нос подбородок.
- На верхней линии рисуем брови в виде дуги. Помним, что правая часть лица должна быть очень похожа на левую. Ниже бровей рисуем глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Глаза у людей по цвету бывают разные: голубые, карие, серые, зелёные. Рассмотрите, или вспомните, глаза человека, которого вы рисуете. Определите их цвет размер и форму. Затем рисуем ресницы: вверху они длинные, а снизу короткие.
- Далее мы будем рисовать нос. Нос располагается на середине лица. Начало носа, переносица, идёт от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется. Сбоку макушки пририсовываем крылья носа, а внизу точками обозначаем ноздри.
- Нам осталось нарисовать рот. Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта: пририсовывается верхняя губа, она похожа на две дугообразные линии. Внизу рисуем нижнюю губу: она тоньше верхней, имеет дугообразную линию.
- Удаляем вспомогательные вертикальные и горизонтальные линии. По сторонам, на уровне носа рисуем уши в виде дуги.
- Нам осталось нарисовать прическу. Цвет волос у всех разный: русый, каштановый, рыжей, белый, чёрный. Волосы бывают прямые, кудрявые. У мальчиков волосы короткие, а у девочек волосы могут быть разной длины, заплетены в косу, завязаны в хвостики.
Закрепление
- А сейчас повторим все этапы рисования портрета.
(Учащиеся повторяют этапы рисования портрета)
- Теперь приступайте к работе.
IV. Практическая работа
Учитель | ученик |
1. Проследить, чтобы все дети приступили к работе. 2.Контроль за правильностью построения рисунка 3.Индивидуальная помощь детям. (приём рука в руке) 4.Поощрение детей. Следить за качественным построением рисунка. | 1. Построение рисунка карандашом. |