Прединвестиционная фаза проекта




ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА

Понятие жизненного цикла проекта

Прединвестиционная фаза проекта

Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта

Понятие жизненного цикла проекта

Разработка проекта как промежуток времени с момента появления проекта к моменту его окончание может быть представлена в виде цикла, который состоит из отдельных фаз, стадий и этапов. Меняя друг друга во времени, они характерны для любого проекта независимо от его вида, сложности и объема осуществляемых работ. Эта последовательность процессов получила названия «жизненный цикл проекта».

Жизненный цикл проекта — это период времени от замысла проекта до его окончания, который может характеризоваться моментом осуществления первых затрат по проекту (появление проекта) и получением последней выгоды (ликвидация проекта).

Жизненный цикл проекта — концепция, которая рассматривает проект как последовательность фаз, событий и этапов, каждая из которых имеет свое название и временные границы.

Жизненный цикл проекта есть базовым, исходным понятием для исследования проблем реализации проекта, финансирование работ, принятие решений о целесообразности капиталовложений и детализации проекта. Независимо от размера, объема и стоимости выполняемых операций любой проект в собственном развитии проходит периоды замысла, подготовки, реализации, окончание и ликвидации. Все эти состояния проекта, как правило, делятся на составляющие, которые получили названия «фаза», «стадия» и «этап».

Сегодня не существует единого подхода к распределению процесса реализации проекта на составляющие элементы. Это объясняется отличиями в подходах участников проекта к делению проекта на самые важные отправные точки, которые позволяют планировать, отслеживать, контролировать и оценивать развитие проекта и, если необходимо, корректировать его реализацию.

Подход Мирового банка к делению проектного цикла на стадии(см. рис. 1) отражает самые важные целевые установки именно этого финансово-кредитного учреждения относительно проекта — качественная подготовка, экспертиза отобранных проектов, переговоры о предоставлении кредитных ресурсов и, безусловно, заключительная оценка проекта.

Рис. 1. Составные проектного цикла (взгляд специалистов Мирового банка)

Чаще проектный цикл подразделяют на три фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную, которые, в свою очередь, разветвляются на стадии (см. рис. 2). Данный подход активно применяется в практике проектного анализа.

Рис. 2. Фазы и стадії проектного цикла

Прединвестиционная фаза включает такие стадии:

· преидентификация;

· идентификация;

· подготовка;

· разработка и экспертиза;

· детальное проектирование.

Инвестиционная фаза охватывает работы, которые можно объединить в такие стадии:

· подготовка и проведение тендеров;

· инженерно-техническое проектирование;

· строительство;

· производственный маркетинг;

· обучение персонала.

Основными стадиями эксплуатационной фазы есть:

· сдача в эксплуатацию (есть предельной между инвестиционной и эксплуатационной фазами, поэтому может находиться и в той, и в другой);

· производственная эксплуатация;

· замена и обновления;

· расширение и инновации;

· заключительная оценка проекта.

 

Прединвестиционная фаза проекта

Во время прединвестиционной фазы проводятся исследования относительно определения инвестиционных возможностей проекта, анализ альтернативных вариантов и предыдущий выбор, а также подготовка проекта — предыдущее обоснование и детальная разработка, выводы относительно проекта и решения о его инвестирование.

Дробление прединвестиционной фазы на стадии позволяет действовать непосредственно от идей проекта до заключительного технико-экономического обоснования без поэтапной проверки идей или представления альтернативных решений. Такое деление позволяет исключить большое количество лишних технико-экономических обоснований тех проектов, для которых шанс достичь инвестиционной фазы маловероятный. И, в конце концов, оно гарантирует, что выводы относительно проекта, подготовленного национальными или международными финансовыми учреждениями, упрощаются, если в основе лежат хорошо выполненные исследования.

Преидентификация — стадия определения инвестиционных возможностей, которые, как правило, связана с получением информации потенциальными инвесторами об инвестиционных возможностях, которые возникают на разных уровнях — от сектора экономики до предприятия.

Для исследования инвестиционных возможностей нужно проанализировать:

· естественные ресурсы, пригодные для обработки;

· конкурентные силы и отраслевые барьеры;

· будущий спрос на определенные потребительские или вновь созданные товары;

· импорт (для определения сфер замещения импорта);

· влияние на окружающую среду;

· развитие секторов обрабатывающей промышленности, которые успешно функционируют в других странах с аналогичной экономической базой, аналогичными условиями развития и состояния финансовых, трудовых и природных ресурсов;

· возможные взаимные связи с другими областями — местными или транснациональными;

· возможное расширение существующих производств на основе интеграции;

· возможности диверсификации;

· возможное расширение существующей производственной мощности для получения экономии, обусловленной ростом масштаба производства;

· общий инвестиционный климат;

· промышленную политику;

· наличие и стоимость производственных факторов;

· экспортные возможности.

Все эти исследования основываются большей частью на общих оценках, чем на детальном анализе. Поэтому их можно проводить в трех направлениях:

Исследование регионов (выявление возможностей в данном регионе).

Производственные исследования (выявление возможностей в данной области промышленности).

Исследование природных ресурсов, сельскохозяйственной или промышленной продукции (выявление возможностей, которые основываются на использовании упомянутого).

Цель осуществления этих исследований — быстро и без значительных затрат оценить самые важные моменты инвестиционных возможностей.

На стадииидентификации ведется выбор целей проекта, определение его задач, которые обеспечивают выполнение самых важных планов. На этой стадии составляется перечень всех возможных идей, способных обеспечить выполнение целей экономического развития. Поскольку общей целью любого проекта являются получение дополнительных выгод, отбор проектов осуществляется путем сопоставления возможных результатов от реализации разных проектов.

При отборе идей проекта аналитики наталкиваются, с одной стороны, на необходимость сокращения количества идей, которые рассматриваются, и, с другой стороны, потребность детального подхода к отобранным идеям с целью более тщательного изучения этих вариантов и отбора наиболее привлекательного. Ответственность, положенная на аналитика в процессе выбора проекта, требует от него убедительной мотивации выбора или отклонение любого варианта проекта. Довольно распространенными критериями отклонения идей проектов есть:

· недостаточный спрос на предложенный продукт, получаемый в результате реализации проекта, или отсутствие у данного товара существенных преимуществ;

· высокая стоимость проекта сравнительно с ожидаемыми доходами;

· отсутствие обязательств со стороны организации или людей, которые будут получать выгоду от осуществления проекта;

· отсутствие политической поддержки;

· технология, не пригодная для осуществления проекта;

· чрезмерный масштаб проекта, который не отвечает организационным и управленческим возможностям;

· чрезмерный риск проекта;

· высокая стоимость сырье и значительные затраты на оплату квалифицированной рабочей силы.

Как правило, при отборе идей проектов количество вариантов, которые заслуживают детального изучения, сокращается до двух-трех, что позволяет быстро и без больших затрат оценить самые важные моменты инвестиционных возможностей проекта на макро- и микроуровнях.

Макроэкономический анализ ведется, как правило, по трем направлениями:

· ресурсным, который позволяет оценить возможности, связанные с использованием ресурсов или продукции;

· отраслевым, направленным на определение потенциала определенного сектора экономики;

· региональным, который дает оценку возможностей определенного региона страны, его потенциала, привлекательности для конкретной проектной идеи.

Целью проведения макроанализа есть разработка инвестиционного предложения и сбор информации для потенциальных инвесторов.

На этой самой стадии, кроме макроанализа, необходимо провести микроанализ, целью которого является диагностика отдельных субъектов, которые имеют потенциал и инвестиционную привлекательность, которая позволит сформулировать предыдущие цели отдельных инвестиционных предложений.

Стадияподготовки проекта делится на два этапа: предыдущая оценка и дополнительные исследования (см. рис. 3).

Предыдущая оценка
П І ДГОТОВКА Оценка инвестиционного предложения по таким критериям: 1) техническая осуществимость проекта; 2) экологическая допустимость; 3) финансовая целесообразность (оценка нужного объема инвестиций и отдача); 4) институционная допустимость; 5) оценка альтернатив проекту; 6) оценка риска и неопределенности внешнего среды.
Дополнительные исследования
ПРОЕКТА Изучение рынка по конкретным группам товаров (спрос, его стойкость и цена). Оценка конкретных сырьевых и материальных ресурсов по степени доступности существующих и предполагаемых цен на эти ресурсы. Отбор возможных для использования технологий. Определение и уточнение масштабов проекта, возможные транспортные затраты. Уточнение экологической допустимости, то есть четкий план влияния на окружающую среду. Определение потенциальных источников финансирования, сравнение альтернатив. Определение временных границ альтернативных проектов.

Рис. 3. Содержание работ на стадии подготовки проекта

 

Идея проекта должна быть детально разработана на стадии тщательного исследования. То есть прежде чем вкладывать большие средства в детальную разработку проекта, надо оценить его идею с помощью предыдущего анализа, в результате которого формулируются основные положения:

· рассмотрены все возможные альтернативы проекту;

· проект может быть направлен на детальную разработку;

· все аспекты проекта имеют важное значение с точки зрения его осуществимости и есть потребность глубокого изучения с помощью функциональных исследований;

· идея проекта на основании существующей информации может быть определена как нежизнеспособная или недостаточно привлекательная;

· экологическая ситуация на участке запланированного строительства и потенциальное влияние на нее предусмотренного производственного процесса отвечают национальным стандартам.

Цель подготовки проекта — ранжирование и отбор существующих вариантов проекта, которые нужно передать для детальной разработки, и его становление. Это может происходить, если: определены основные и альтернативные варианты проекта, идентифицированы основные организационные и политические проблемы и найдены возможности их решения; есть результаты приблизительной оценки ожидаемых затрат и доходов; существует поддержка со стороны политической власти, которая получает выгоду от проекта; есть основание и уверенность, что проект получит надежное финансирование из внутренних источников.

Подготовка проекта дает информацию относительно таких направлений исследования, как:

· стратегия проекта или корпоративные стратегии, границы проекта;

· рынок продукта проекта и концепция маркетинга;

· местонахождение, участок и окружающая среда;

· сырье, основные и вспомогательные производственные материалы;

· проектирование и технология;

· организационные и накладные затраты;

· трудовые ресурсы, в частности управленческие кадры, затраты на оплату рабочей силы, нужды в профессиональном обучении и затраты на него;

· график осуществления проекта и составление бюджета.

Иногда хорошо выполненные исследования относительно подготовки проекта могут быть достаточными его обоснованиям, однако если экономическая сторона проекта вызывает сомнения, нужно непременно провести дополнительные исследования по проекту.

На стадии разработки и экспертизы готовится вся информация, необходимая для принятия решения об инвестировании. Поскольку подготовка проекта — процесс итерационный, что предусматривает возвращение к уже обработанным этапам, уточнению прежде сформулированных идей, следует осуществлять выбор рационального варианта проекта путем сопоставления отобранных альтернатив по их относительной стоимости и доходности и анализировать с разной степенью детализации технические, экологические, финансовые, социальные и организационные аспекты проекта.

Результатом работы аналитиков на этой стадии есть проект, предыдущие условия и цели которого четко определены, исходя из основной цели и возможных вариантов стратегии маркетинга, желательного и предвиденного сегмента рынка, который соответствует производственным мощностям, местоположению предприятия, имеющемуся сырью, материалам, соответствующей технологии и оборудованию, оценки влияния производства на окружающую среду. Финансовая часть исследования состоит в определении объема инвестиций, включая чистый оборотный капитал, затраты производства и маркетинга, поступление от продажи и прибыль на инвестированный капитал.

При разработке проекта все принятые предположения, избранные варианты должны быть описаны и объяснены, что даст возможность сделать проект более понятным для участников, прежде всего инвесторов. В случае отклонения проекта через него нежизнеспособность необходимо тщательно описать причины, а не только констатировать этот факт.

На этой стадии определяются осуществимость или достаточная обоснованность проекта в целом и по его отдельным параметрам: техническая осуществимость, влияние на окружающую среду, рыночная эффективность, институциональная приемлемость, социальные аспекты, финансовая и экономическая ценность. Все эти исследования выполняются с максимальной точностью путем подбора оптимальных характеристик, которые повторяются, с учетом обратных и взаимных связей, включая определение всех факторов риска и неопределенности. Так, наиболее приемлемый пакет технических решений будет зависеть от спроса на продукцию осуществляемого проекта, административных возможностей организации, которая реализует проект, а также от культурных традиций и социального поведения конечных производителей или потребителей. Анализ осуществляется по таким аспектам:

· коммерческим, или маркетинговым;

· техническим;

· институциональным;

· экологическим;

· социальным;

· финансовым;

· экономическим.

Цель этой стадии — дать детальную оценку имеющихся проектов, выбрать наиболее эффективный, выработать предложения относительно финансирования.

Под экспертизой проекта понимают его оценку заинтересованными или независимыми организациями за формальными и неформальными критериями. Задачам экспертизы есть проверка рациональности проекта, определение целесообразности его реализации. Именно на этой стадии принимается окончательное решение о принятии или отклонении проекта. Обычно экспертизу выполняют по отдельным составляющим.

Коммерческая экспертиза ведется для оценки приемлемости, доступности и ценовой привлекательности вовлеченных для проекта ресурсов, рыночных тенденций и перспектив продукции, которая производится, а также ценовой политики на товар, который выпускается. Особое внимание эксперты уделяют оценке мер по приобретению сырье и материалов, а также продажи продукции проекта.

Техническая экспертиза прежде всего должна определить преимущества технических предложений, их адекватность возможностям местных условий и затратам. Технической экспертизе подлежат масштаб проекта, место его расположения, доступность вовлеченных сырьевых материалов и оборудования, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, величина затрат и система их регулирование.

Экологическая экспертизаведется с целью определения влияния проекта на екосистему, а также оценки следствий негативного влияния проекта на воздушный и водный бассейны, степень экологического риска, связанной с него реализацией.

Институциональная экспертиза, то есть оценка административно-управленческих аспектов осуществления проекта, выполняется с целью определения возможности реализации проекта в заданном политическом, экономической и правовой средах, а также для установления организационных условий, которые позволяют успешно достичь поставленных проектных целей.

Финансовая экспертизапредусматривает оценку финансовой способности объекта, который осуществляет реализацию проекта, обоснованность финансовых прогнозов, способность своевременного обеспечения покрытия платежей по ссудам, финансовые следствия проекта для инвесторов, заказчиков и предприятия, которые реализуют проект.

Социальная экспертиза позволяет определить масштабы влияния проекта на социальную среду, выгоды, которые получают жилице региона реализации проекта, а также возможное негативное влияние проекта на население.

Экономическая экспертиза призвана оценить проект с точки зрения национальных интересов, общества в целом, в том числе ответить на вопрос, или целесообразное использование проектом национальных ресурсов, или существуют адекватные стимулы для разных участников проекта, который предусматривает содействие национальному развитию.

На стадии детального проектирования ведется разработка функциональной схемы и физического плана промышленного предприятия, которые необходимы для выпуска конкретной продукции, а также определяются объемы соответствующих инвестиционных затрат, а также затрат, которые возникают на этапе эксплуатации.

Основной составляющей проектирования является выбор соответствующей технологии, а также планирование приобретения и освоение этой технологии и соответствующего ноу-хау. На этой стадии осуществляются основные проектно-конструкторские работы, которые включают тщательную компановку строительных объектов, оборудования и производственных процессов, а также потоков материалов и связей между разными этапами производства. Эта стадия состоит из:

· строительного планирования (пуск и налаживание);

· календарного планирования строительных работ;

· календарного плана финансирования;

· подготовки строительной документации.

Состав и содержание проектно-сметной документации на строительство сооружений разрабатывается согласно государственным стандартам и уточняется заказчиками и проектировщиками.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: