ЦЕРКОВНЫЙ ЗВОН
Колокольный звон – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:
· для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;
· для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
· для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.
Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».
Названия колоколов
Колокольные звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому имена колоколов соответствуют названиям дней церковного календаря.
Праздничный колокол - самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и в некоторых других, особенно торжественных, случаях.
Воскресный - меньший по величине, используемый в воскресные службы.
Полиелейный - в дни средних, когда совершается полиелей.
Будничный - в обычные, не праздничные дни.
Постный - в период Великого Поста.
Часовой - перед чтением великопостных часов.
Существует несколько основных видов звона:
Благовест - одиночные удары в большой колокол, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней.
|
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов. Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы - Вечерня, Утреня и Литургия.
· Перед Вечерней совершается трезвон в один приём;
· Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма;
· Перед Литургией - в три.
Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ - вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном.
Перебор - погребальный звон, по одному удару в каждый колокол от малого к большому, а в конце ударяют единожды во все колокола одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Звоны воскресные. Всенощное бдение
Перед воскресным днём, в субботу вечером, за 15 минут до начала всенощного бдения, производится благовест и трезвон. Благовест совершается в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста - трезвон в один приём.
Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря, два трезвона через небольшой промежуток времени, что означает начало Утрени и символически знаменует наступление нового времени в жизни человечества, Утро жизни вечной.
|
Звон к Евангелию - это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, в момент выноса из алтаря Евангелия. Предназначение этого звона - прославить Спасителя.
Для православных, находящихся в этот момент вне храма - это знак, что сейчас в церкви будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» - возглашает предстоящий лик.
Звон «На Честнейшую» именуется так потому, что совершается на
9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение «Величит душа моя Господа», в припеве которого поют: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия. Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения.
В конце воскресной всенощной звона нет.