Предприятие ООО «Елена» имеет следующие виды доходов:
- доходы от реализации парикмахерских услуг;
- доходы от сдачи в аренду помещения.
Салон красоты имеет следующие основные виды расходы на:
- парфюмерию; пожарную охрану и вневедомственную охрану; телефон; бытовую химию и канцтовары; чистку солярия; ЖКХ; воду, электро- и тепловую энергию; заработную плату основных работников; заработную плату управленческих работников и вспомогательных работников (директора, технички); социальное страхование; амортизацию помещения, находящегося в собственности единственного участника ООО «Елена»; налоги и сборы; другие расходы.
Исходные данные, содержащиеся в отчете прибылях и убытках (Приложение 2,3) преобразованы в удобную для анализа табличную форму, агрегированы и объединены в логические группы. Рассмотрим показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов ООО «Елена» за 2008-2009 годы (Приложение 6). В 2009 году общая величина доходов составила 3205,17 тыс. руб., что на 12,16% или на 443,83 тыс. руб. меньше, чем в 2008 году. Значительное влияние на рост доходов оказала выручка от продаж, сумма которой в отчетном году снизилась в связи с тенденциями на мировом рынке из-за финансового кризиса по сравнению с предыдущим годом на 346,83 тыс. руб. (или на 11%). Доходы от полученных процентов (сдача в аренду) не изменились. Прочие доходы имели более значительную тенденцию к снижению (+97 тыс. руб., или +86,61%). Отклонения показателей удельного веса доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. можно считать незначительными. Преобладающим источником доходов ООО «Елена» остается выручка от продаж, удельный вес которой составляет более 86% при несущественном его увеличении в 2009 г. на 1,14%. Более высокое «качество» доходов любого коммерческого предприятия характеризует большая доля доходов, получаемых в рамках обычных видов деятельности, т.е. за счет выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Получение прочих видов доходов (финансовых, инвестиционных и др.) также способствует росту прибыли организации, но вместе с тем имеет эпизодический характер.
|
Расходы организации в 2009 г. также возросли. Их общая величина составила 2537,62 тыс. руб., что на 129,46 тыс. руб. (или на 4,85%) меньше, чем в 2008 г. Снижение совокупных расходов организации можно признать не совсем обоснованным, даже при условии уменьшения сбыта парикмахерских услуг, так как опережающим был темп роста совокупных расходов: 95,15% > 87,84%.
Рассматривая состав расходов ООО «Елена», следует отметить, что показатели трех статей уменьшились, а двух статей увеличились в 2009 г. как в абсолютном (стоимостном), так и в относительном (удельный вес) выражении. Себестоимость реализованных услуг уменьшилась по сравнению с 2008 г. на 41,11 тыс. руб. или на 9% (100 – 91). Коммерческие расходы снизились на 10% или на 164,96 тыс. руб., а управленческие на 8,8% или на 44,74 тыс. руб.
Такая экономия расходов только отчасти связана с сокращением затрат из-за снижения относительного уровня затрат (расходоемкости) материальных и трудовых ресурсов. Фактором таких позитивных тенденций является реализация жесткой политики экономии ресурсов счет снижения закупочных цен на сырье, материалы, минимизация отходов, устранение потерь рабочего времени, экономия энергоресурсов и т.д., но в большей степени это связано со снижением объема реализации из-за снижения платежеспособного спроса у населения. Причем процент снижения этих расходов примерно одинаков 9-10%.
|
В этой связи необходима дополнительная информация, которая позволит установить непосредственные причины снижения указанных расходов. Так в коммерческих и управленческих расходах такие факторы, как реклама продукции, маркетинговые исследования, представительские расходы, цель которых – продвижение продукции на рынке не были выявлены, что может стать причиной снижения выручки от реализации услуг в прогнозируемом периоде, так как салон относится к классу «Люкс» и необходимо использовать средства стимулирования спроса – реклама, поддержка лояльности постоянных клиентов.
Негативная тенденция роста наблюдалась по таким видам расходов, как проценты к уплате – на 116 тыс. руб., прочие расходы (на 5,35 тыс. руб., или 73,79%). Расходы, связанные с налогообложением прибыли не изменились, так как предприятие ООО «Елена» платит налог на вмененный доход.
В результате совокупного влияния вышеперечисленных факторов чистая прибыль ООО «Елена» в 2009 г. составила 667,55 тыс. руб., что на 314,37 тыс. руб., или 32,02%, меньше, чем в 2008 г.
В 2009 году наблюдалось снижение общей величины расходов по обычным видам деятельности (на 250,82 тыс. руб., или 9,59%), которая составила 2364,02 тыс. руб. Сравнение относительной динамики общей величины расходов по обычным видам деятельности (90,41%) и выручки от продаж (89%) свидетельствует о том, что рост расходов не был оправдан и не компенсировался за счет снижающегося темпа роста выручки. Наиболее существенным было снижение расходов на оплату труда (на 206,34 тыс. руб. или на 10%), менее значительно снижение материальных расходов, как в абсолютном, так и в относительном выражении (на 41,12 тыс. руб., или на 9%). Структура расходов показывает, что наибольшая доля в 2009 г. приходится также на элемент «расходы на оплату труда» – около 79%, их доля снизилась всего на 0,36%, «материальные расходы» занимают около 18% и их доля на 0,11% выше значения 2008 г. Вместе с тем наблюдалось снижение доли расходов по оплате труда, включая социальные отчисления на 0,036% и на прочие расходы на 0,07%. Такие тенденции традиционны для российских предприятий, так как в условиях неполной занятости населения экономия на заработной плате представляется руководству компаний наиболее легким источником роста прибыли, но это касается только труда вспомогательных и управленческих работников, так как доход основных работников зависит от их производительности. По данным ООО «Елена», в 2008 г. для получения каждого рубля выручки ему пришлось потратить 82,93 коп., а в 2009 г. – 84,24 коп. Таким образом, рентабельность продаж снизилась за счет относительного перерасхода общих расходов.
|