Объяснение нового учебного материала




Тема: Искусство монотипии.Поздравительная открытка

Цели: расширять знания о декоративном украшении; формировать умение составлять рельефную многофигурную композицию из бумаги; развивать фантазию и представление; создавать психологическую атмосферу для творческой изобразительной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

1.1. Проверка готовности учащихся к уроку

1.2. Связь с предыдущим материалом

Объяснение нового учебного материала

2.3. Беседа о декоративной композиции

– Сегодня на уроке мы выполним в технике аппликации многофигурную рельефную композицию. А на какую тему – вы узнаете позже. Сначала вспомните, что же такое композиция.

Д. Слово «композиция» обозначает размещение предметов на плоскости. Это сочинение, составление, построение, согласованность.

– Что такое рельефная декоративная композиция?

Д. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости.

— Работа над композицией открытки начинается с замысла и изго­товления персонажей, предметов и формата картины. Выбор форма­та зависит от содержания произведения. Вспомните, в каких форма­тах мы можем выполнять изображение.

Д. Есть разные виды формата: прямоугольник (горизонтальный, вертикальный), квадрат, круг, овал.

2.2. Разгадывание загадок

Учитель задает загадки о животных, а учащиеся представ­ляют то животное, о котором идет речь.

–– А сейчас закроем на минуту глаза и представим, кого мы мо­жем увидеть на новогодней елке в лесу? Представили, не торопитесь отвечать, ответы вам подскажут загадки:

В птичник повадится — Отгадайте, что за шапка?

Жди беды. Меха целая охапка.

Рыжим хвостом Шапка бегает в бору,

Заметет следы. (Лиса.) У стволов грызет кору. (Заяц.)

То рыжая, Зимой и летом

То серая, Одним цветом. (Елка.)

А прозваньем — Белая. (Белка.)

2.3. Игра «Сюжетное рисование»

Учитель показывает палитру (цветовой круг) и предлагает подо­брать соответствующий цвет для наших героев и предметов. (Дети проводят игру-драматизацию.)

Заяц — белый; лиса — оранжевая;

волк — серый; елка — зеленая.

снегирь — красный, черный;

2.4. Последовательность изготовления елки и фигурок животных

Изготовление елки (рис. 28):

1. Обводим шаблон елки (2 экземпляра).

2. Сгибаем посередине.

3. Склеиваем вместе половину первой елки и половину второй елки.

Рис. 28

Изготовление фигурок животных в технике «оригами»: учитель показывает уже заготовленные работы.

«Лиса». Квадрат сложить с угла на угол и установить заготовку сложенным вниз так, чтобы отвернуть верхний угол (голову). По это­му сложению с двух сторон делают надрез, оставляя сгиб посередине приблизительно на одну третью часть длины. Левую часть большого угла закладывают от надреза в середину, чтобы получить переднюю часть туловища с передними ногами, часть противоположного бока закладывают так, чтобы сформировать линию спины. Затем намечают линию передних и задних ног, живота и вырезают по ней эти части насквозь. Уши закладывают складкой частично в середину, отгибают кончик носа. Отрезают и наклеивают глаза. Делают пушистый хвост.

«Волк». Два квадрата одинакового цвета. Голову складывают та­ким образом, что туловище получается путем деления заготовки сна­чала по длине пополам, затем к сгибу складывают углы с двух кон­цов. После этого заготовка переворачивается второй раз пополам так, чтобы загнутые углы остались в середине. С одной стороны угол заворачивается вверх в виде хвоста, а другой конец соединяют с головой. Затем вырезают ноги, живот, глаза, язык.

«Снегирь». Два квадрата (красный и черный) складывают и делят на половину по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диаго­нального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и пригла­живают. После этого заготовку переворачивают согнутым боком вниз и делят фигуру пополам сверху вниз. Потом делают отвороты крыльев вверх с одного и другого бока изделия, выделяют клюв, намечают ли­нию живота, форму хвоста и отрезают детали по обозначенным линиям.

3. Самостоятельная работа учащихся

3.1. Освоение последовательности выполнения композиции Учитель обращает внимание на примерный образец декоративно­го панно «Новый год в лесу» и технологическую карту по изготовле­нию елки, зверей, игрушек (рис. 29).

Рис. 29

Дети представляют мысленно композицию: ночь, в центре елка, а вокруг звери, птицы, между ними дружба, вместе отмечают праздник.

3.2. Инструктаж по технике безопасности

Перед выполнением учитель повторяет правила техники безопас­ности. На доске плакат с основными правилами при работе с ножни­цами. Дети читают хором:

1. Не держи ножницы острием вверх.

2. Не оставляй ножницы открытыми.

3. Передавай ножницы закрытыми пальцами в сторону соседа.

4. Во время работы с ножницами следи за пальцами левой руки.

3.3. Творческая деятельность учеников по выполнению декора­тивного панно под руководством учителя

Учитель заинтересовывает детей в правильном выполнении фи­гурок животных путем поощрения в конце урока (украшения для елки от гостей «зверей»).

Для создания положительного настроения включается музыкаль­ная запись новогодних песен.

Дети самостоятельно составляют композицию. (Можно ввести соревновательный характер на создание лучшей декоративной компо­зиции.)

Ученики работают по группам, выполняя определенное задание. Для каждой группы заготовлены главные фигуры композиции, кото­рую учащиеся выполняют путем сложения и сгибания бумаги.

Во время самостоятельной работы учитель обращает внимание учеников на правильную организацию рабочего места, на выполне­ние правил техники безопасности, помогает советами, при необходи­мости отдельным ученикам демонстрирует приемы сложения и вы­резания фигур и др. Различные фигурки животных обыгрываются.

Гости урока вместе с учащимися составляют коллективную рельеф­ную композицию на тонированном прикрепленном к доске листе. В центре листа располагается елка, на ней — игрушки, а вокруг — хоровод зверей. Учитываются правила композиции: не выходить за намеченные границы (рамку). Центр композиции — елка (в середи­не листа) — будет яркой, крупной. Звери, которые по композиции находятся ближе, — большего размера, которые дальше, — меньшего. Внизу оставляется места больше, чем вверху. Весь лист гармонично заполняется прикладыванием фигурок, игрушек, звезд на небе и др.

Итоги урока

4.1. Закрепление нового материала

– Что такое композиция?

—Дайте определение рельефа.

—Назовите произведение изобразительного искусства, которое мы анализировали на уроке.

— Какой главный атрибут Нового года?
(Ответы детей.)

4.2. Анализ композиции, созданной учащимися. Орга­низация выставки. Значение практического применения изделия

4.3 Рефлексия

Совершите прогулку с родителями в зимний лес, сделайте зари­совки (наброски) деревьев зимой. Прочитайте литературные произве­дения о зиме (по распределению учителя) и подберите репродукции картин художников об этой прекрасной поре года к выставке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: