Тема: Искусство монотипии.Поздравительная открытка
Цели: расширять знания о декоративном украшении; формировать умение составлять рельефную многофигурную композицию из бумаги; развивать фантазию и представление; создавать психологическую атмосферу для творческой изобразительной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
1.1. Проверка готовности учащихся к уроку
1.2. Связь с предыдущим материалом
Объяснение нового учебного материала
2.3. Беседа о декоративной композиции
– Сегодня на уроке мы выполним в технике аппликации многофигурную рельефную композицию. А на какую тему – вы узнаете позже. Сначала вспомните, что же такое композиция.
Д. Слово «композиция» обозначает размещение предметов на плоскости. Это сочинение, составление, построение, согласованность.
– Что такое рельефная декоративная композиция?
Д. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости.
— Работа над композицией открытки начинается с замысла и изготовления персонажей, предметов и формата картины. Выбор формата зависит от содержания произведения. Вспомните, в каких форматах мы можем выполнять изображение.
Д. Есть разные виды формата: прямоугольник (горизонтальный, вертикальный), квадрат, круг, овал.
2.2. Разгадывание загадок
Учитель задает загадки о животных, а учащиеся представляют то животное, о котором идет речь.
–– А сейчас закроем на минуту глаза и представим, кого мы можем увидеть на новогодней елке в лесу? Представили, не торопитесь отвечать, ответы вам подскажут загадки:
В птичник повадится — Отгадайте, что за шапка?
Жди беды. Меха целая охапка.
Рыжим хвостом Шапка бегает в бору,
Заметет следы. (Лиса.) У стволов грызет кору. (Заяц.)
|
То рыжая, Зимой и летом
То серая, Одним цветом. (Елка.)
А прозваньем — Белая. (Белка.)
2.3. Игра «Сюжетное рисование»
Учитель показывает палитру (цветовой круг) и предлагает подобрать соответствующий цвет для наших героев и предметов. (Дети проводят игру-драматизацию.)
Заяц — белый; лиса — оранжевая;
волк — серый; елка — зеленая.
снегирь — красный, черный;
2.4. Последовательность изготовления елки и фигурок животных
Изготовление елки (рис. 28):
1. Обводим шаблон елки (2 экземпляра).
2. Сгибаем посередине.
3. Склеиваем вместе половину первой елки и половину второй елки.
Рис. 28
Изготовление фигурок животных в технике «оригами»: учитель показывает уже заготовленные работы.
«Лиса». Квадрат сложить с угла на угол и установить заготовку сложенным вниз так, чтобы отвернуть верхний угол (голову). По этому сложению с двух сторон делают надрез, оставляя сгиб посередине приблизительно на одну третью часть длины. Левую часть большого угла закладывают от надреза в середину, чтобы получить переднюю часть туловища с передними ногами, часть противоположного бока закладывают так, чтобы сформировать линию спины. Затем намечают линию передних и задних ног, живота и вырезают по ней эти части насквозь. Уши закладывают складкой частично в середину, отгибают кончик носа. Отрезают и наклеивают глаза. Делают пушистый хвост.
«Волк». Два квадрата одинакового цвета. Голову складывают таким образом, что туловище получается путем деления заготовки сначала по длине пополам, затем к сгибу складывают углы с двух концов. После этого заготовка переворачивается второй раз пополам так, чтобы загнутые углы остались в середине. С одной стороны угол заворачивается вверх в виде хвоста, а другой конец соединяют с головой. Затем вырезают ноги, живот, глаза, язык.
|
«Снегирь». Два квадрата (красный и черный) складывают и делят на половину по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и приглаживают. После этого заготовку переворачивают согнутым боком вниз и делят фигуру пополам сверху вниз. Потом делают отвороты крыльев вверх с одного и другого бока изделия, выделяют клюв, намечают линию живота, форму хвоста и отрезают детали по обозначенным линиям.
3. Самостоятельная работа учащихся
3.1. Освоение последовательности выполнения композиции Учитель обращает внимание на примерный образец декоративного панно «Новый год в лесу» и технологическую карту по изготовлению елки, зверей, игрушек (рис. 29).
Рис. 29
Дети представляют мысленно композицию: ночь, в центре елка, а вокруг звери, птицы, между ними дружба, вместе отмечают праздник.
3.2. Инструктаж по технике безопасности
Перед выполнением учитель повторяет правила техники безопасности. На доске плакат с основными правилами при работе с ножницами. Дети читают хором:
1. Не держи ножницы острием вверх.
2. Не оставляй ножницы открытыми.
3. Передавай ножницы закрытыми пальцами в сторону соседа.
4. Во время работы с ножницами следи за пальцами левой руки.
3.3. Творческая деятельность учеников по выполнению декоративного панно под руководством учителя
|
Учитель заинтересовывает детей в правильном выполнении фигурок животных путем поощрения в конце урока (украшения для елки от гостей «зверей»).
Для создания положительного настроения включается музыкальная запись новогодних песен.
Дети самостоятельно составляют композицию. (Можно ввести соревновательный характер на создание лучшей декоративной композиции.)
Ученики работают по группам, выполняя определенное задание. Для каждой группы заготовлены главные фигуры композиции, которую учащиеся выполняют путем сложения и сгибания бумаги.
Во время самостоятельной работы учитель обращает внимание учеников на правильную организацию рабочего места, на выполнение правил техники безопасности, помогает советами, при необходимости отдельным ученикам демонстрирует приемы сложения и вырезания фигур и др. Различные фигурки животных обыгрываются.
Гости урока вместе с учащимися составляют коллективную рельефную композицию на тонированном прикрепленном к доске листе. В центре листа располагается елка, на ней — игрушки, а вокруг — хоровод зверей. Учитываются правила композиции: не выходить за намеченные границы (рамку). Центр композиции — елка (в середине листа) — будет яркой, крупной. Звери, которые по композиции находятся ближе, — большего размера, которые дальше, — меньшего. Внизу оставляется места больше, чем вверху. Весь лист гармонично заполняется прикладыванием фигурок, игрушек, звезд на небе и др.
Итоги урока
4.1. Закрепление нового материала
– Что такое композиция?
—Дайте определение рельефа.
—Назовите произведение изобразительного искусства, которое мы анализировали на уроке.
— Какой главный атрибут Нового года?
(Ответы детей.)
4.2. Анализ композиции, созданной учащимися. Организация выставки. Значение практического применения изделия
4.3 Рефлексия
– Совершите прогулку с родителями в зимний лес, сделайте зарисовки (наброски) деревьев зимой. Прочитайте литературные произведения о зиме (по распределению учителя) и подберите репродукции картин художников об этой прекрасной поре года к выставке.