Определение и терминология.




ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ

 

Баранова В.С., Ларина В.Н., Рвачева А.В., Летынская Е.В.

 

 

ОСНОВЫАЛЛЕРГОЛОГИИ

КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ,

МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

 

учебное пособие

 

Под редакцией д.м.н., профессора Т. И. Гришиной

 

Москва 2006


ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ

 

Баранова В.С., Ларина В.Н., Рвачева А.В., Летынская Е.В.

 

 

ОСНОВЫАЛЛЕРГОЛОГИИ

КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ,

МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

 

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

 

 

Под редакцией д.м.н., профессора Т. И. Гришиной

 

Москва 2006


ББК 54.1,2я73+52.523

О-75

УДК 616-022.8-07-08:612.017.1(075.8)

 

Рецензенты

зам. директора ГНЦ – Институт иммунологии МЗ РФ, д.м.н., профессор Ильина Н.И.,

зав. кафедрой иммунологии РГМУ, профессор, академик РАЕН Ковальчук Л.В.

 

 

О-75 Баранова В.С., Ларина В.Н., Рвачева А.В., Летынская Е.В. «Основы аллергологии. Клинические синдромы, методы диагностики и лечения»

Учебное пособие для студентов медицинских вузов

Под редакцией д.м.н., профессора Гришиной Т. И.

М. МГМСУ, 2006, с. 47

 

В настоящем сборнике изложены современные представления о механизмах аллергического процесса и существующих способах его диагностики, иммунотерапевтического и фармакологического контроля. Авторы акцентируют свое внимание на дифференциальной диагностике аллергических заболеваний и вопросах профилактики аллергий. Сборник включает вопросы для повторения, самоконтроля, тестовые задания и ситуационные задачи.

Данный сборник составлен на курсе клинической иммунологии и предназначен для студентов старших курсов медицинских вузов, с надеждой, что он поможет им в подготовке к семинарским занятиям. Сборник может быть также полезен практикующим врачам различных специальностей.

 

 

©МГМСУ, 2006

© Баранова В.С., Ларина В.Н., Рвачева А.В., Летынская Е.В., 2006

 


СОДЕРЖАНИЕ

Определение и терминология. 6

Основные патогенетические механизмы. 7

Генетическая предрасположенность к аллергии. Виды аллергенов. 11

Ориентировочная основа действий врача при диагностике аллергических заболеваний. 14

Псевдоаллергические реакции (ПАР). 27

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ Основа действия врача при лечении аллергических заболеваний. 29

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 38

Контрольные ситуационные задачи: 44

ОТВЕТЫК ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ... 46

Список литературы. 47

 


Тема: Аллергия и аллергические заболевания.

Цель занятия: Освоить ключевые понятия аллергических болезней, изучить основополагающие патогенетические механизмы и этиологические факторы аллергического воспаления; изучить основные принципы диагностики и лечения аллергических заболеваний.

Вопросы для повторения:

1. Механизмы воспаления. Основные этапы регуляции иммунного ответа.

2. Основные медиаторы воспаления и их свойства.

3. Фагоцитоз. Основные клеточные элементы и функции фагоцитов.

4. Тучные клетки. Строение и функции, рецепторы, медиаторы.

5. Гистамин. Медиаторные свойства. Расположение и свойства гистаминовых рецепторов.

6. Основные проявления гуморального иммунитета. Иммуноглобулины: классы, свойства. В-лимфоциты.

7. IgE, строение, основные физико-химические свойства, роль в аллергических реакциях.

8. Система комплемента. Пути ее активации.

9. Иммунные комплексы. Механизмы иммунокомплексного повреждения.

10. Т-лимфоциты: субпопуляции, характеристики, свойства.

11. Цитокины, их роль в воспалении.

12. Эозинофильное воспаление.

Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

1. Определите основные понятия, используемые в аллергологии.

2. Охарактеризуйте основные патогенетические механизмы аллергии.

3. Какие виды аллергенов вы знаете.

4. На что следует обращать внимание в первую очередь при сборе аллергоанамнеза.

5. Какие специфические методы аллергодиагностики вы знаете. Охарактеризуйте их.

6. Какие дополнительные методы применяются в диагностике аллергий.

7. Какие виды терапии используются при лечении аллергических заболеваний.

8. Сформулируйте основные принципы проведения АСИТ.

9. Н1-блокаторы. Основные группы и их особенности.

10. Основные принципы действия глюкокортикостероидных препаратов.


Определение и терминология.

Впервые термин «аллергия» (allos – другой и ergon – действие) в 1906 г. ввел австрийский педиатр К. Пирке (Clemens Von Pirquet) для обозначения состояний необычно повышенной реактивности у детей, которые он наблюдал иногда при инфекционных болезнях или при сывороточной болезни. Понятие «аллергия» использовалось для обозначения «измененной реактивности» к антигенной стимуляции вне зависимости от того, проявляется ли эта «измененная» реактивность иммунитетом или повышенной чувствительностью к антигену. В 1923 г. A. F. Соса и R. A. Cooke ввели термин атопия (от atopos - необычный) для того, чтобы выделить понятие «ненормального» состояния повышенной чувствительности («странная болезнь»), отличного от реакций повышенной чувствительности у «нормальных» лиц, возникающих при воздействии разнообразных факторов и проявляющихся в виде контактных дерматитов, сывороточной болезни, анафилаксии, реакции гиперчувствительности при инфицировании туберкулезными бактериями. Тем самым подчеркивалось наличие у такой категории лиц некоей предпосылки, отсутствующей у большинства людей. Понятия аллергии и атопии исторически были связаны с существовавшими представлениями о «норме» и реактивности организма.

В настоящее время смысловое использование термина «аллергия» ограничивается рамками аллергических болезней. Наиболее четкое и удобное в клинической практике, по нашему мнению, определение аллергии звучит следующим образом:

Аллергия – проявление повышенной чувствительности организма к аллергену в ответ на повторные контакты с аллергеном.

Аллергены – антигены, вызывающие аллергические реакции.

Под атопией подразумевают клинические формы, относимые к иммунопатологическим реакциям I типа и возникающие при естественном воздействии аллергенов (чаще всего поступающих ингаляционно) лишь у некоторых людей с признаками семейной предрасположенности к таким реакциям (например, астма, сенная лихорадка, экзема, крапивница и др.).

Часто аллергию обозначают как реакции гиперчувствительности. Острое и сильно выраженное проявление гиперчувствительности называют еще анафилаксией (anaphylaxis – «беззащитность», как противоположность prophylaxis). Собственно анафилаксией принято называть патологический процесс, инициация которого происходит через взаимодействие антиген – IgE-FcεRI – тучная клетка/базофил. IgE-независимые процессы принято называть анафилактоидными.

Условно все реакции гиперчувствительности можно разделить на три вида в зависимости от времени появления внешних (клинических) проявлений аллергической реакции. Это реакции немедленные, поздние (отсроченные) и замедленные. Немедленные реакции возникают через несколько минут, или даже секунд, после контакта с антигеном. Поздние – через несколько часов, а замедленные – через 2-3 суток. Совершенно очевидно, что столь существенные временные различия внешних проявлений реакций гиперчувствительности должны быть обусловлены различными механизмами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: