Описание предметной области.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

 

Кафедра Психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

По дисциплине

Экспериментальная психология

 

Направление подготовки: 030300 – Психология

 

Профиль подготовки: 030300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: очная, очно-заочная

 

 

Тула 2011

 

 

ЛИСТ согласования

 

Методические указания к курсовому проектированию составлены ассистентом кафедры психологии ТулГУ В.А. Перегудиной и обсуждены на заседании кафедры психологии гуманитарного факультета

 

протокол № 9 от «12» мая 2011 года

 

Зав. кафедрой ____________________ Е.Е.Сапогова

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой психологии _______________ Е.Е.Сапогова ___________

личная подпись дата

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………  
Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования ……… …  
Список литературы для выполнения курсовой работы …….………………….. …  
Основные требования к усвоению материала и порядок оценивания …………..  

 

 

Пояснительная записка

 

Курсовая работа представляет собой планирование, проведение, обработку и интерпретацию результатов самостоятельного экспериментального исследования в рамках изучение одного из актуальных вопросов психологии.

Цели выполнения курсовой работы: углубить знания студентов по дисциплине «Экспериментальная психология», способствовать формированию и закреплению навыков научного исследования, сбора и анализа фактического и статистического материалов, работы с научной литературой, умения интерпретировать полученные закономерности, формулировать выводы и оформлять научный труд. В курсовой работе необходимо раскрыть теоретическое и практическое состояние проблемы, выявить различные подходы к ее решению и изложить собственное видение рассматриваемых вопросов.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

- раскрытие теоретического и практического состояния проблемы на основе анализа научной литературы;

- подтверждение теоретических положений практическими результатами, полученными в ходе проведения самостоятельного исследования;

- самостоятельность, логичность изложения, аргументированность выводов и предложений.

 

Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования

В течение семестра каждый студент проводит самостоятельное экспериментальное исследование в соответствии со следующим планом:

1. Определение темы исследования.

2. Фиксация и осознание проблемы исследования.

3. Выделение предмета и объекта исследования.

4. Описание предметной области.

5. Рабочая концепция исследования.

6. Формулировка гипотезы.

7. Определение цели исследования.

8. Формулировка задач исследования.

9. Подбор методов и методик исследования.

10. Планирование исследования.

11. Сбор данных (проведение эксперимента)

12. Обработка результатов

13. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов

14. Формулировка выводов

Пункты с 1 по 10 выполняются к периоду первой промежуточной аттестации и сдаются на проверку преподавателю на первой неделе апреля. Пункты с 11 по 14 выполняются во второй половине семестра. Целиком выполненная самостоятельная исследовательская работа защищается на итоговом семинарском занятии.

1. Определение темы исследования.

Тема исследования выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Выбранная тематика должна быть в принципе познаваема в рамках пилотажного пробного экспериментального исследования. Выбирая тему, необходимо ориентироваться на то, возможно ли будет в дальнейшем найти репрезентативную выборку для проведения исследования (не менее 20 человек) и подобрать валидные методики для изучения интересующего явления.

2. Фиксация и осознание проблемы исследования.

Здесь необходимо сформулировать проблему исследования в виде риторического вопроса, который исследователь задает науке и на который в дальнейшем сам ответит. Научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?» — вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

3. Выделение предмета и объекта исследования.

Постановка проблемы неизбежно сопровождается определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается фрагмент реального мира, на который направлены исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики, а предметом – психика в целом или ее отдельные стороны и проявления.

Описание предметной области.

В научной работе — это теоретическая часть вместе с РКИ (рабочей концепцией исследования). Не принято сразу заявлять свою теоретическую базу (РКИ). Сначала делается обзор и анализ литературы.

Сам же теоретический обзор начинается с обоснования актуальности выбранной тематики исследования, т.е. значимости ее для настоящего времени, для науки. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие.

1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое белое пятно в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: