Какое в школе будет кино, нам не все равно - Учительская газета
ug.ru/archive/49767
Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры РФ:
…На самом деле кинофакультативы такого рода были и есть в некоторых школах, в московских - точно. Эти занятия пользуются у учеников большой популярностью. Во Франции в большинстве школ это полуобязательный урок. Мы обсуждали с министром культуры Франции вопрос авторских прав, так она удивленно сказала, что у них есть даже специальная законодательная норма, которая предполагает освобождение от любых сборов тех французских фильмов, которые подлежат разбору в процессе преподавания в школах, где этим занимаются многие-многие годы.
…Мне кажется, что в отличие от литературы кинофакультатив как раз интересен тем, что это возможность классу или классам вместе посмотреть кино. Просмотр - вещь эмоциональная, есть разница в просмотре дома по видео и в кинотеатре, во втором случае еще есть возможность обсудить увиденное и получить объяснение этому кино. В этом колоссальный выигрыш потенциально этого курса.
Владимир ГРАММАТИКОВ, кинорежиссер:
…Этот список не нужно рассматривать как историю отечественного кино, так как тут две задачи. Одна - интеграция поколений, что очень важно. У нас мало осталось территорий, где отцы и дети могут быть вместе, о чем-то поговорить и поразмышлять, если не о дне сегодняшнем, то о дне вчерашнем и о дне завтрашнем. Кино дает огромную возможность для этого.
Юрий ГРЫМОВ, кинорежиссер:
…Нужно возобновление индустрии кино, чтобы мы могли им гордиться, а детей воспитывать не на американском кино, а на русском.
Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:
…Я учился в школе, в которой был кинофакультатив, до сих пор помню, насколько яркими были впечатления от просмотра фильмов, которые нам показывали. Были фильмы, которые так или иначе на меня повлияли, в каждом возрасте это были разные фильмы, но тем не менее у меня впечатления из моего школьного возраста связаны именно с кино.
Мне кажется, что тут важны не какие-то образовательные результаты, а чувство сопричастности, когда учителя, ученики и, может быть, родители вместе будут обсуждать фильм после просмотра. Тут очень важно чувство сопереживания, которое у них возникнет, ощущение причастности к культурным ценностям.
Ольга КЕРЗИНА, директор киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»:
…Современный подросток все свои основные представления о мире черпает из того, что видит на многочисленных экранах…Современные подростки очень чувствуют свою отделенность, свой разрыв с предыдущим поколением, они не доверяют взрослым. Связано это с усилившейся занятостью взрослых (родители на работе, школьные педагоги включены в дела, непонятные детям). Открытые проблемные обсуждения, в которых участвуют и дети, и взрослые, невероятно способствуют воссозданию этих важнейших связей между поколениями.
«УГ Москва», №06 от 5 февраля 2013 года ug.ru/archive/49766 Какое в школе будет кино, нам не все равно | |
Владимир ГОЛОВНЯК, педагог киноколледжа №40 «Московская международная киношкола»: |
Вообще-то давно пора начать строить школьное образование с опорой на кино, а не только на литературные произведения и тексты учебников. Для этого есть масса причин:
- Кино не требует подготовки, чтобы его смотреть, это не математика, к пониманию красоты которой надо еще прорваться, затратив неимоверные усилия для этого. Кино подходит для тех детей, которые не умеют и не любят читать, размышлять. Реальность состоит в том, что подобных детей становится все больше, такие настали времена;
- Для ребенка кино - та замочная скважина, через которую он видит «настоящую жизнь», а не скучную и обыденную. Этой «настоящей жизни» он и хочет подражать. Поэтому все дети несут на себе отпечаток тех фильмов, которые они посмотрели;
- Кино дает и всегда давало образцы поведения и действия. Для разных детей нужны разные образцы, разные герои, а в кино все это есть.
Таким образом, кино представляет собой арсенал средств для преодоления трудных жизненных ситуаций, оттуда можно брать рецепты действия. Сейчас кино стало основным учебником жизни для детей и подростков, хотим мы этого или не хотим. Хотя в этом учебнике и много мусора, ерунды, а часто и откровенной пошлости.
Многие школы уже давно используют кино в своих образовательных программах, причем без всяких рекомендаций из министерства. Например, в нашем колледже есть специальный курс «История и язык кино», игровые и документальные фильмы используются в преподавании истории, естествознания, других предметов.
Реальность современного мира состоит в том, что большая часть образовательного процесса сейчас уже все равно происходит не в школе, а при просмотре фильмов, телепередач, роликов в ютубе и прочей визуальной продукции. Дети все равно привязаны к экрану, который нечто делает с их сознанием. Это значит, что они получают образование не в школе, а за ее пределами, хотим мы этого или не хотим!
Воспитание киноискусством