ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ВАМПИРЫ




Великобритания состоит из Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Ни одна из этих стран не является родиной вампиров, но они внесли значительный вклад в развитие литературного вампира. Наследие вампира в Англии в основном ограничено сообщениями, содержащимися в двух трудах, которые были написаны в конце XII века и описывали вампирические существа. Например, среди нескольких записей в работе Уолтера Мэпа "De Nagis Curialium" (1190 г. н.э.) была история о рыцаре и его жене. Она родила сына, но на следующее утро после рождения ребенок был найден мертвым с перерезанным горлом. Точно такая же судьба ждала и второго и третьего ребенка, несмотря на все предосторожности. Когда родился четвертый ребенок, был собран весь дом, чтобы охранять его. В доме был и чужеземец, который тоже принимал участие в бдении. С приближением ночи он заметил, что псе обитатели дома уснули, а к колыбели подошла женщина солидного вида и наклонилась над ней. Он схватил ее прежде, чем она смогла причинить ребенку вред (женщина оказалась состоятельной горожанкой). Эта горожанка была вызвана в суд, и было видно, что женщина, схваченная у колыбели, приняла ее вид. Та, которую поймали, была объявлена демоном. Вырвавшись из рук своей стражи, она улетала с громким криком.
Вильям из Ньюбурга завершил свои "Хроники" в 1196 году. В его пятой книге среди рассказов, был, например, один "О чрезвычайном происшествии, когда мертвый человек бродил вокруг своей могилы". Несколькими годами ранее, в Бэкингэмшире, на следующий день после своих похорон муж появился в спальне своей жены. После того, как он вернулся и на вторую ночь, она рассказала о его визитах соседям. На третью ночь несколько человек остались с ней, и когда он появился, они отогнали его. Затем он возвращался к своим братьям, а после того, как его прогнали, начал беспокоить животных. Город был перепуган его внезапными появлениями в различное время дня и ночи. Жители посоветовались с местным священником, который сообщил о происходящем епископу Лондона. Епископ сначала решил сжечь тело, но, подумав еще, посоветовал эксгумировать тело и наложить на него "картлярию епископского прощения". После этого тело вновь должно было быть предано земле. Жители выполнили эти указания. Тело было в том же состоянии, что и в день погребения. Однако, начиная с этого дня, он больше никого не беспокоил. Вильям из Ньюбурга также сообщал и о более знаменитых делах: о вампирах из аббатства Мелроуз и замка Алнвик.
Оба рассказа, и Мэпа и Вильяма Ньюбургского (приведенные полностью в работах как Монтегю Саммерса, так и Дональда Глата), содержали множество элементов классических рассказов о вампирах из Восточной Европы, но в каждом из них отсутствовал важный элемент - упоминание о питье крови. Однако их достаточно, чтобы проиллюстрировать, каким образом сказки о вампирах переростали в нечто большее - во взаимодействие с вновь вернувшимися - и то, как люди из разных частей Европы использовали одни и те же приемы, чтобы справиться с этой проблемой.
В Шотландии можно найти несколько других традиционных вампирических фигур. Баоббан сит, например, как известно, обычно появлялся как ворон или ворона, но чаще в образе молодой девушки, одетой в зеленые одежды, скрывавшие ее оленьи копыта. Катерин Бриггс рассказывала одну из самых знаменитых историй о баоббан сите (впервые опубликованная К. М. Робертсоном) - о его встрече с четырьмя незадачливыми мужчинами. Четыре охотника стали лагерем на ночь. Они развлекались, танцевали и пели. Когда они танцевали, к ним присоединились четыре девушки, привлеченные звуками музыки. Один из мужчин пел, а трое других танцевали. Певец обратил внимание, что у всех его приятелей кровь на шеях и на рубашках. Перепуганный, он бросился бежать в лес, а за ним побежала одна из женщин. Наконец, он нашел убежище среди лошадей, к которым, по какой-то причине, женщина не подошла. На следующее утро он нашел своих товарищей - охотников мертвыми и без капли крови.
Красный колпак (редкэп) был злобным духом, который селился в заброшенных замках и других местах, где было совершено насилие. Если кто-то засыпал в том месте, где обитал красный колпак, то тот пытался намочить свой колпак в человеческой крови. Он не был настолько зловещим, как другие, и его можно было отогнать при помощи слова Библии или креста.
На протяжении веков эти верования постепенно умирали, Если бы подобные верования, широко распространенные в XII веке, дожили до наших дней, то можно было бы ожидать каких-то упоминаний о них, например, в записях множества процессов против ведьм, но таких записей нет. В XVII веке из Восточной Европы были получены первые сообщения о вампирах. Создавалось впечатление, что речь идет о каком-то новом явлении, характерном только для континента. В то же время, когда известие о славянском вампире дошло до Англии, стали известны и два значительных дела о нападении вампиров. Первый - вампир Кроглин Грейнджа. О нем впервые было сообщено в 90-е годы прошлого века. А более позднее сообщение - о вампире со знаменитого кладбища Хайгейт в Лондоне - относится к 60-70-м годам нашего столетия.
Современный вампир. Термин "вампир", оказывается, начал вводиться в английский язык в 1741 году. Он оказался в примечании к книге с названием "Наблюдения о революции 1688 года", которая хотя и была написана в 1688 году, но была опубликована лишь спустя 60 лет. Интересно, что в этой книге термин "вампир" не относился к кровососущему существу - в этой книге он использовался метафорически, в политическом смысле, безо всяких объяснений, как будто этот термин был прекрасно известен. Автор писал:
Действительно, наши купцы приносят стране деньги, но надо сказать, что есть среди нас и другая Категория Людей, которая обладает великой Ловкостью рассылать их в иностранные государства безо всякого возврата, что подрывает Прилежание Торговца. Они, эти люди, - Вампиры Общества и Расточители Королевства.
Фактически несколькими годами ранее, в 1679 году, книга Поля Рикаута (или Райкаута) "Греческое государство и армянские церкви" описывала существование...
...притворившегося демона, который получает наслаждение от питья человеческой крови и который оживляет тела мертвых, и которые, когда их выкапывают, говорят, полны крови и неувядши.
Более важное упоминание вампиров, которое не только использовало этот термин, но и очень подробно описывало встречу с ними, появилось в публикации 1810 года "Путешествия трех английских джентльменов от Венеции до Гамбурга, которое является великим путешествием по Германии в году 1734". Автор - герцог из Оксфорда - предложил первое серьезное объяснение термина на английском. В то время, когда эта книга была написана, Германия была охвачена великими дебатами о вампире, которые были следствием вампирических эпидемий, охвативших всю Венгерскую империю. Хотя книга "Путешествия трех английских джентльменов" была написана в 1734 году, она оставалась неопубликованной в течение многих десятилетий. Тем временем трактат Дома Августина Кальме 1746 года о появлении демонов и вампиров был переведен на английский язык и опубликован в 1759 году. Как книга Кальме, так и герцога из Оксфорда сообщили о развитии литературного вампира в Англии.
Вампир в английской литературе. Современные представления о вампирах в Англии сложились не столько из народных традиций, сколько из литературы XIX века на эту тему. Хотя происхождение "литсратуриого вампира" следует искать в Германии, британские поэты быстро освоили эту тему. Сэмюэль Тейлор Колридж, Роберт Саути и Джон Стэгг были среди тех писателей, которые оказались под влиянием таких популярных переводов, сделанных сэром Вальтером Скоттом, как, например, "Ленора" Готфрида Августа Бюргера. То1да, в 1819 году, Джон Полидори из-за своих противоречивых отношений с Байроном начал легенду о вампире своим крошечным рассказом "Вампир". Рассказ Полидори об аристократическом вампире, который охотился за женщинами Европы, был основан па коротком сюжете, написанном лордом Байроном в 1816 году, хотя, надо отметить, что история Полидори развила этот cюжет в совершенно другом направлении. Более важным, чем вклад Байрона в сюжет рассказа, было то, что первая публикация была под ее именем. Из-за привязанности к имени, рассказ был высоко оценен, как великая работа, и стал основой для создания целого поколения драматических постановок в Париже и немецкой оперы о вампире. В 1820 году он был поставлен на лондонской сцене Джеймсом Робинсоном Планши.
На протяжении XIX века были написаны самые знаменитые и влиятельные истории о вампире. Используя идеи, введенные Полидори, Джеймс Малькольм Раймер написал "Варни-вампира" - одну из наиболее успешных публикаций, которые выходили глава за главой как недельный сериал. Этот очень успешный рассказ содержал 220 глав и соперничал с рассказом Полидори до конца столетия.
За "Варни-вампиром" последовал ряд небольших художественных произведений Собранные в один том, они бы могли составить весьма внушительную работу по литературе о вампирах и включали бы работу Уильяма Гилберта "Последние хозяева Гордонала" (1867), весьма влиятельную работу Шеридана Ле фэию "Кармилла" (1872), два рассказа Филиппа Робинсона - "Дсрево-людоед" (1881) и "Последний из вампиров" (1892), Анны Кроуфорд "Тайна Кампашы" (1887), Г. Д Уэллса "Цветение странной орхидеи" (1894) и Мэри-Элизабет Брэддон "Добрая леди Дукейн" (1896). Все эти работы стоят за одной самой влиятельной и знаменитой литературной работой о вампире всех времен - романом Брэма Стокера "Дракула", напечатанном в Лондоне в 1897 году.
Более чем какая-либо другая работа, "Дракула" создал современный образ вампира и подарил это понятие англо-говорящей аудитории по всему миру. Персонаж Дракулы стал синонимом вампира во многих oтношениях и можно говорить о современных вампирах как, в основном, о вариантах персонажа Стокера. Он положил начало концепции вампира, как до некоторой сгепени прирученного монстра, способного тайно проникнуть в человеческое общество Вдохновленные Стокером писатели художественной литературы в течение века будут развивать бесчисленные вампирические идеи в тех направлениях, на которые Стокер только намекнул. Дракула теперь стоит рядом с Шерлоком Холмсом, как отдельный, наиболее популярный персонаж в английской литературе и на экране.
Дракула был привнесен на сцену в 1924 году Гамильтоном Дином. Пьеса пользовалась огромным успехом при жизни Дина, но редко ставилась в последние годы. Более важно то, чю пьеса Дина была сильно пересмотрена Джоном Л. Балдерстоном для показа на американской сцене в 1927 году. Переделанная версия Балдерстопа была опубликована издательским домом Американской драмы и часто ставилась в течение многих лет. Она была основой для трех постановок "Юниверсэл Пикчсрз" - "Дракула" (1931) с Бела Лугоши, испанская версия (также снята в 1931 году) и версия 1979 года с франком Лапгелла в главной роли Версия Лапгелла стала результатом возрождения на Бродвее пьесы Балдсрстона в 1977 году Англия была родиной "Хаммер Филмз", которая в течение 20 лет, начиная с середины 50-х годов, поставила множество фильмом ужасов в целом, и о вампире в частности, которые определили всю эпоху производства фильмов ужасов. Оригинальные постановки "Хаммер" о вампирах начались с "Проклятия Франкенштейна" (1957) и "Ужаса Дракулы" (1958) и были знамениты своими показами в цвете, а также введением персонажа вампира с клыками, который кусал свои жертвы прямо на экране. Эти постановки "Хаммер" сделали звездами Кристофера Ли, который последовал за Бела Лугоши и Джоном Каррадайном, как один из самых запоминающихся Дракул, и Питера Кашиига, как вечно присутствующую "немезиду" Дракулы - Абрахама Ван Хельсиша. Они дали толчок новой волне вампиричсских фильмов в Европе и Америке. С кончиной "Хаммер" в середине 70-х годов британское лидерство в постановке фильмов о вампирах перешло к США.
Современный английский вампир. Великобритания явилась неотъемлемой частью нынешнего возрождения интереса к вампирам. Здесь сейчас появился целый ряд обществ поклонников вампиров. "Общество Дракулы", созданное в 1973 году - одно из старейших, а "Общество вампира", возглавляемое Каролой Боханнан, возможно, самое крупное. Существуют также - "Общество вампира" (Гиттенс) и "Гильдия вампира". Самым оригинальным является "Общество исследования вампира", возглавляемое Сином Манчестером, презрительно относящееся к вампирам.
Британские авторы внесли свою лепту в новую литературу о вампире. Наиболее значительный вклад сделали Брайан Ламли, Барбара Хэмбли, Танит Ли и Ким Ньюман. В Великобритании также зародилась готическая музыка, которую теперь поддерживает "Готическое общество".

 

ИНДИЯ И ВАМПИРЫ

Среди огромного количество божества и сверхъестественных существ, обнаруженных в религиозном мире Индии, был ряд таких, которые обладали характеристиками вампира и были отмечены в литературе о вампирах Но все же это огромное количество разнообразных демонических существ больше напоминало духов, вурдалаков, а nакже живых ведьм и колдунов Индийские вампиры и вампирические существа появлялись уже в древних индийских текстах, что дало повод некоторым исследователям полагать, что Индия была тем самым местом, где возникла вера в вампиров и откуда она распространилась на соседние территории Вполне оправдано предположение, что значительный вклад в формирование на Западе веры в вампиров внесли переселившиеся из Индии цыгане
В древнем индуизме (господствующей религии Индии) сотворение изображается как первичное создание золотого яйца (космического разума) Видимое сотворение произошло из разделения этого яйца на небеса землю и на 21 регион космоса. Эги регионы космоса были грубо поделены на три зоны, одной из которых была Тала — подземное царство хтонических божеств, жилище великанов-людоедов, призраков и демонов.
Наиболее известными из вампирических существ Тала были ракшасас (женский аналог ракшасис). Они описывались как хтонические существа и демоны, которые живут на кладбищах и вмешиваются в дела подей, нарушая ритуалы и сбивая с пути набожных людей. Убийство младенцев было одним из их самых отвратительных деяний. Ракшасасы приходили в различных формах, иногда как женщины, а иногда как мужчины, некоторые как гуманоиды, а некоторые как полуживотные. Согласно легенде Хануман — божество, которое появлялось в образе обезьяны, прийдя в юрод Ланка в качестве посланника Рамама, наблюдало ракшасасов в любой вообразимой форме Характеристика ракшасасов была дана во многих индийских эпосах, таких как Махабхарата и Рамайяна (в которой содержался эпизод с Хануманом), а многие божества и мифические герои заслужили себе славу, убивая ракшасаса..
Ракшасасы считались вампирами в силу некоторых своих черт. Например, они рыскали в ночи, имели устрашающую внешность и продолговатые клыки В текстах их называли асра-па или асрк-ра (буквально: пьющие кровь). Как и греческие ламии, они разыскивали беременных женщин и нападали на младенцев. Естественным врагом ракшасасов был Агни — изгонитель тьмы и исполнитель священного обряда Люди призывали Агни, чтобы он убивал или отпугивал демонов
Тесно ассоциировались с ракшасасами йату-дхана (или хату-дхана) - колдуны, которые пожирали остатки, брошенные ракшасасами. Иногда гермин йату дхана использовался попеременно с ракшасасом. Также часто вместе с ракшасасом, упоминался гшсачас (буквально пожиратель живой плоти), но он занимал более низкую ступень в иерархии существ. Он обладал отвратительной, отталкивающей и кровожадной внешностью. Тексты описывали писачас как вурдалаков, поедающих плоть и разносящих опасную болезнь. В Пуране — сборнике индуистских документов - писачас описывались как продукт гнева бога Брахмы:
После создания богов, демонов (асуров), предков и человечества, Брахма был истощен, а они стали поедать его тело, так как они бьли ракшасасами и йаксасами. Когда Брахма увидел их, он был недоволен, и выпали волосы его и стали змеями. А когда увидел он змей, охватил его гнев, и существа, рожденные от его гнева, были злобными поедателями плоти — писачасами. Так Брахма создал жестоких тварей и добрых тварей - дхарма и адхарма, правду и ложь.
Вампирическими чертами обладали также и бхута — души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они скитались в ночи и появлялись как темные тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. Брахмапаруша - подобное существо, известное в северной Индии.
Бхутасы жили вокруг тех мест, где происходило сожжение (кремация), в развалинах и других заброшенных местах, и в пустыне. Они могли трансформироваться либо в сов, либо в летучих мышей. Сова занимает особое место в индийской мифологии. Считалось несчастьем услышать крик совы, а крик совы, услышанный на кладбище, предвещал смерть. Мясо совы могло использоваться в ритуалах черной магии.
Бхутасы считались опасными по множеству причин. Они поедали отвратительную пищу и постоянно испытывали жажду. Они любили молоко и могли напасть на младенцев, которых только что покормили. Они могли войти в тело сквозь различные отверстия и овладеть человеком. И хотя бхутасы могли иногда действовать как вампиры, в основном их рассматривали как злобных существ.
Наиболее близки к западным вампирам индийские демонические фигуры веталасы, или бетайласы, — духи, которые поселялись в телах умерших и оживляли их. Бстайл был центральным персонажем «Вегала-Пачиси» — классического образца индийской литературы, сравнимого с «Притчами» Чосера или «Арабскими ночами». Впервые они переведены и опубликованы в Англии в середине века. Новый, самый удачный перевод одиннадцати из них был сделан сэром Ричардом Ф. Бартоном и опубликован в 1870 году под заголовком «Викрам и вампир».
Beтaлa или байтал — индийский вампир,
каким его изображал сэр Ричард Бартон (слева).

«Ветала-Пачиси» описывали встречу короля Викрама с бетайлом, который рассказал ему серию сказок. Викрам, как и король Артур, был реальным человеком, который жил в первом веке нашей эры и стал притягательной фигурой для множества сказаний и притч. В книге йог уговаривает Викрама провести с ним вечер на кладбище. Затем он просит Викрама принести ему тело, которое он найдет на расстоянии четырех миль к югу, на другом месте захоронения. Это тело должно было висеть на дереве мимозы. Тело оборачивается бетайлом. И Викрам испытывает большие трудности, чтобы заставить вампира сопровождать его обратно к йогу, но в конце концов ему удается это сделать. Чтобы скоротать обратный путь, бетайл рассказывает ему целую серию рассказов, которые и формируют книгу.
Когда они добираются до кладбища, где находится йог, король обнаруживает, что тот вызывает Кали. Они были окружены полчищем демонов индийской мифологии, включая ракшасасов и бхутасов, которые приняли вид различных тварей, а также бетайлами. Йог привел их к храму богини Кали. Там Викрам, защищаясь, убивает йога. В качестве награды боги даруют ему славу.
Обзор индийских вампрических существ был бы не полон без упоминания богини Кали, которую часто называют супругой Шивы. Она была богиней тьмы; на рисунках обычно изображалась темнокожей. У нее была ужасная, устрашающая внешность, а в качестве украшений она носила части человеческих тел. Ее любимым местом были ноля сражений, где она пьянела от крови жертв, а также места захоронений / сожжений. В книге «Викрам и вампир» Викрам видит Кали в храме, расположенном па кладбище:
Там стояла Смашана-Кали - богиня в самой своей чудовищной форме. Это была обнаженная и очень черная женщина с наполовину рассеченной головой, частично отрезанной и частично раскрашенной, покоившейся ни ее плечах. Ее глаза были красные как у пьяницы, а брови были того же цвета. Ее грубые жесткие волосы свисали, как накидка, до колен.
Бартон комментирует этот отрывок:
«Будучи не в состоянии найти жертву, эта приятная богиня дли того, чтобы удовлетворить свою жажду, перерезала собственное горло, чтобы кровь могла просочиться в ее рот».

Другие вампирические существа. По всей Индии среди различных этнических и лингвистических групп существовало огромное количество привидений, злых духов, демонов, которые жили неподалеку от кладбища и мест кремации и имели некоторое сходство с вампирами Европы. Многие из них дурачили других, принимая облик живого человека, и обретали вновь ужасную демоническую внешность непосредственно перед нападением на свои жертвы. Например, в Гуджарате существовали чурелы — женщины, которые умерли неестественной смертью (в западной Индии чурела была также известна как джахин, джахаи, мукаи, нагулаи и алвантин). Если с такой женщиной плохо обращалась семья, то она возвращалась, чтобы потревожить их и иссушала кровь мужчин этой семьи. Такая женщина могла стать дакини — помощницей богини Кали, а также участницей ее вампирических деяний. Если молодой человек был соблазнен чурелий и притрагивался к пище, которую она ему предлагала, то она держала его при себе до самого рассвета и возвращала в деревню седым старцем. У чурелы была одна особенность, которая выдавала ее, — ее стопы были вывернуты таким образом, что пятки были спереди, а пальцы сзади. Рожавшим женщинам и младенцам вся семья и друзья уделяли массу внимания. Женщина, умершая во время родов, вероятнее всего превращалась в привидение. И чтобы предотвратить это, семья должна была похоронить ее тело, а не предать его кремации. Они должны были закрепить четыре гвоздя по углам места захоронения и посадить красные цветы на самой могиле. Женщину, которая умерла во время родов, хоронили в специальном месте (в различных частях Индии это место отличалось). Например, тело могли выносить из дома через боковую дверь и похоронить в тени дома, которую он отбрасывал при полуденном солнце. Верили, что если не пользоваться центральным входом для выноса тела, то чурела не сможет найти дорогу домой. Некоторые вбивали железные гвозди в порог дома и рассыпали семена проса но дороге к кладбищу. Как и в Восточной Европе, считалось, что чурела будет считать семена проса, a это занятие задерживает ее до самого наступления рассвета. В Пенджабе женщине, которая умирала во время родов, вбивали гвозди в кисги рук и стопы, прикладывали красный перец к глазам и обматывали стопы цепями. Другие же ломали ей ноги повыше лодыжек, разворачивали стопы назад и связывали большие пальцы вместе или же просто скрепляли стопы железными кольцами.
Среди самых интересных вампиров были чепиди (литературно: проститутки) — разновидность колдуньи в области Годовари. Чепиди изображались разъезжающими верхом на тигре в ночи. Без одежды они входили в дома спящих мужчин и высасывали их кровь из большого пальца ноги. Используя гипноз, они погружали всех остальных членен семьи в сон, подобный трансу, для того, чтобы те не смогли обнаружить их присутствия. По утру мужчина просыпался, но чувствовал себя опустошенным и в какой-то мере отравленным. Если он не обращался за лечением, то чепиди вновь возвращалась. Иногда чениди нападала на мужчин в джунглях, принимая образ тигра с человеческими ногами.
Девендра П. Варна предположил, что вампирические существа древней Индии являются источниками верований в вампиров в Европе. Он утверждал, что такие верования были перенесены арабскими караванами, следовавшими по Великому Шелковому пути из долины Инда к Средиземноморскому бассейну. Вероятно, они достигли Греции в I веке нашей ары. Подобное объяснение вполне допустимо, если бы не надо было развивать его более глубоко, чтобы как-то увязать с другими теориями, которые предлагают множество версий происхождения мифа о вампире в различных странах, удовлетворяющих целому ряду универсальных потребностей.

ГЕРМАНИЯ И ВАМПИРЫ

Так же как и среди славянских народов Восточной Европы, у вампиров длинная история в Германии, и немецкий вампир очень напоминает славянского вампира. К Х веку славянская экспансия достигла земель вдоль реки Йетс и охватила восточную часть Германии. Славянские и германские пароды перемешались. Перемешались и их мифы. Таким образом, мифический вампир этих народов приобрел много общих черт. Наиболее известным из немецких вампиров был нахтцерер, или «ночной похититель», — вампир северной Германии. Эквивалентом ему в южной Германии (Баварии) был блаутзаугер, дословно «кровопийца». Этим термином в просторечии называли неприятных людей. В литературных источниках вампир фигурирует под названиями «нахттотер», «рыцарь ночи», «нойнтотер» или «убийца девяти». Как и славянский вампир, нахтцерер был вновь вернувшимся (недавно умершим, вернувшимся из могилы, чтобы нападать на живущих, обычно на семью и знакомых)
Так же, как и славянского вампира, нахтцерера порождали необычные обстоятельства, сопутствующие смерти. Человек, который умирал внезапно в результате самоубийства или несчастного случая, был кандидатом в вампиры. Подобно вьесчи в Польше, ребенок, родившийся в чепчике (мембрана, которая покрывала лицо некоторых детей), был приговорен стать вампиром, особенно, если этот чепчик был красным. Нахтцерер также связывался с эпидемическими заболеваниями. Когда группа людей умирала от одной и той же болезни, наблюдающие часто признавали того, кто умер первым, причиной.смерти остальных. Имела место вера в то, что если ие убрать с похоронной одежды имя человека, то он вернется в качестве вампира.
Нахтцереры, как было известно, имели привычку жевать свои собственные конечности в могиле (вера, вероятно, возникшая из-за того, что находили тела, которые стали жертвами хищников после захоронения в неглубоких могилах без гроба). Так, их лица были не тронуты, а кисти рук и другие конечности отсутствовали или были растерзаны. Активность вампира в могиле продолжалась до тех пор, пока он не прекращал есть свое собственное тело и свою одежду. Тогда вампир поднимался и, как вурдалак, поедал тела других, часто в компании женщины, которая умерла при родах. Их активность можно было выявить по сосущему звуку, который приписывали женщине, кормящей ребенка. Когда их гробы (тех, кто был достаточно состоятелен хоронили в одном) открывались, нахтцереров обнаруживали лежащими в лужах крови, потому что вампиры изгладывали себя до такой степени, что не могли удержать в себе всю кровь, которую употребляли.
Чтобы уберечься от нападения вампира, люди принимали различные меры. Некоторые клали под подбородок вампира комок земли, другие - монету или камень ему в рот, в то время как третьи крепко повязывали носовой платок вокруг шеи. В самых крайних случаях люди отрезали голову потенциальному нахтцереру и втыкали спицу ему в рот, чтобы прикрепить голову к земле или же закрепить язык.
Некоторая вера в вампира сохранилась в сельской Германии. Аффонс Швайгерт исследовал блаутзаугера в Баварии в 80-е годы. Он обнаружил, что вера в вампира не только продолжает существовать, но что также существуют некоторые уникальные аспекты этой веры. По внешности блаутзаугер был бледным и по описанию напоминал зомби. В баварском фольклоре люди становились вампирами потому, что не были крещены (Бавария — часть Германии, где довлела римско-католическая церковь), занимались колдовством и цели аморальный образ жизни или совершили самоубийство. Они могли также стать вампирами, поев мяса или съев животное, которое было убито волком. Во время погребения, если животное перепрыгивало через могилу, это также могло привести к возвращению умершего в виде вампира. Такой же исход был в случае, если на могилу наступала монашка.
Если в общине появлялся блаутзаугер, жителям советовали оставаться по ночам дома и обмазывать двери и окна чесноком, а также развешать вокруг дома боярышник. Если у кого-то была черная собака, то необходимо было наблюдать за ней, нарисовать на ней еще одну пару глаз, от которых бы бежал вампир. Чтобы окончательно убить вампира, советовали проткнуть его сердце колом, а в рот положить чеснок.

Великие дебаты о вампире. Верования и обычаи, касающиеся вампиров в Германии и Восточной Европе, стали предметом нескольких книг еще в XVII веке (хотя никто не использовал термина «вампир» в этих текстах). Примечательными сочинениями были: «De Masticatione Mortuorum» (1679) Филипа Рора, который обсуждал привычки нахтцерера, и «De Miraculis Mortuorum» Христиана Фредерика Гармана (1670). В начале XVIII века в Германию стал просачиваться целый поток отчетов о вампирах из Восточной Европы. Разгорелись активные дебаты в университетах. Хотя Германии не удалось избежать вампирической истерии (эпидемии ее были зарегистрированы в Восточной Пруссии в 1710, 1721 и 1750 годах), проблема вампира, кажется, изначально возникла из-за широко распространенных газетных сообщений о расследовании вампиризма в Сербии в 1725 году и, особенно, расследовании случая Арнольда Пауля в 1731—1732 годах. Популяризированная версия дела Арнольда Пауля стала бестселлером на книжной ярмарке в Лейпциге в 1732 году. Началом для дебатов послужили работы теолога Михаэля Ранфта «De Masticatione Mortuorum in Tumilis Liber (1728) и Джона Кристиана Стока «Dissertio de Caudauveribus Sanguisugis» (1732).
Дебаты развернулись вокруг различных несверхъестествспных (или, по крайней мере, невампирических) объяснений этих явлений. Ранфт повел атаку на веру в существование вампиров, полагая, что, хотя мертвые и могут влиять на живых, они нс могут принимать формы воскресших трупов. Другие допускали, что изменения в телах (предложенные как доказательство вампиризма) могли происходить по вполне естественным причинам.
Дебаты привели к высылке вампира в царство предрассудков и оставили ученых наедине только с одним вопросом о вампире: «Что заставляет людей верить в такое нереальное существо как вампир?». Яблоком раздора, возникшим уже на финальном этапе немецких дебатов, стала работа известного французского ученого, знатока Библии, Дома Авгусгина Кальме. Дом Кальме разошелся во мнении со своими немецкими коллегами и просто оставил вопрос о существовании вампира открытым. Кальме считал, что для утверждения нереальности вампиров нет достаточно веских доказательств. И хотя Кальме не смог предложить такие же доказательства в пользу вампиров, он очень серьезно отнесся к сообщениям и счел вампиров интересным предметом для дальнейшего изучения. Довольно интересно, что многие работы немецких современников Кальме вскоре остались только па полках нескольких университетских библиотек, а работа Кальме была переведена на различные языки и перепечатывалась до 50-х годов XIX века.

Литературный вампир. Германия дала рождение современному литературному вампиру. Первой современной литературной работой о вампире была небольшая поэма Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748). К этому же ряду можно отнести поэму «Ленора», повествовавшую о вновь вернувшемся, который претендует на свою любовь и хочет забрать возлюбленную в могилу как свою вечную невесту. Эта поэма, хотя ее и нельзя назвать в полной мере вампирической, сыграла заметную роль в литературе Германии и Англии. Еще больше популяризовала тему вампира поэма Гете «Коринфская невеста», опубликованная впервые в 1797 году. Гете был ведущей литературной фигурой на континенте, и его внимание к теме вампира легализовало ее для других.
Как и «Ленора», на писателей готической литературы и рассказов о вампире, в особенности в XIX веке, оказали влияние сказки Э.Т.А. Гофмана. Один из его рассказов - «Аурелия» (1820), опубликованный на английском под разными названиями, часто рассматривался как история о вампире, хотя на самом деле был посвящен вурдалакам. Некоторые факты свидетельствуют о том, что первый немецкий рассказ о вампире, возможно, был вообще первым литературным произведением о вампире. Английский перевод Джона Тика «Не будите мертвого» был напечатан в 1823 году. Немецкий текст истории Тика был, возможно, написан и опубликован в Германии до 1819 года (когда появился «Вампир» Джона Полидори). Однако сам немецкий текст найден не был. В рассказе Тика фигурировала женщина-вампир Брундхильда, которую вернул к жизни Вальтер, влиятельный дворянин. Вальтер любил ее, но однажды проснулся и обнаружил, что жена пьет его кровь.
В начале XIX века, особенно носле опубликования рассказа Полидори «Вампир», автором которого считался лорд Байрон и оценки, данной этому рассказу Гете, вампир получил новую жизнь. Вкладом Германии в распространение «байронического» вампира Полидори было создание оперы «Вампир» Генрихом Августом Маршнером. После Маршнера немецкий литературный вампир начал угасать очень быстро и с того времени никогда не занимал в Германии значительного места. В начале XIX века появилось только два романа - Теодора Гильдербрандта «Вампир, или Мертвая невеста» (1828) и Эдвина Бауэра «Барон-вампир, зарисовка из прошлого» (1846). В середине XIX века появилось одно существенное произведение — анонимный рассказ «Таинственный незнакомец» (перевод, опубликованный в Англии в 1860 году). Это была история об Аззо Ван Клатке, дворянине, который жил в Карпатах. Своей жертвой он избрал дочь соседа, австрийского помещика. Близкие заметили, что она начала слабеть, а на шее у нее были раны. Тем временем, Ван Клатка становился все моложе. В конце концов, жертву заставили вбить в голову вампира гвоздь, чтобы уничтожить его.
Отдельные моменты «Таинственного незнакомца» прозвучали эхом в «Дракуле» Брэма Стокера. История начиналась с того, что рыцарь (персонаж, подобный Джонатану Харкеру Стокера) едет в незнакомые Карпатские горы. Он поражен живописным ландшафтом. Внезапно рыцарь и его семья были напуганы появлением волков, но «незнакомец» успокаивает и наставляет их (как Дракула). В конце концов он был найден спящим в открытом гробу в разрушенной часовне внизу замка. Один персонаж этой истории - Войслав - пожилой человек, много знающий о вампирах, мог оказаться прототипом Абрахама Ван Хельсинга - охотника за вампирами Стокера.

Кинематографический вампир. В начале XX века Германия вновь стала ведущей страной в развитии мифа о вампире. В 1922 году «Прана филмз» выпустила фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату, симфония ужаса». «Носферату» был сильно замаскированной, но вполне узнаваемой обработкой фильма «Дракула». Он вышел на экраны только один раз, потому что вдова Стокера, Флоранс, обвинила «Прана Филмз» в литературном плагиате. Пока она вела дело, финансовая нестабильность «Прана Филмз» сама по себе разрешила этот вопрос. После трех лет тяжбы, Стокер, наконец, выиграла дело, и суд принял решение уничтожить все копии фильма. В настоящее время «Носферату» высоко оценен как один из самых великих фильмов немецкого экспрессионизма и эпохи немого кино. Спорный вопрос — какую роль сыграл «Носферату» в развитии современного вампира. Несколько копий этого фильма были спрятаны и не показывались зрителю до 60-х годов. К тому времени Флоранс Стокер умерла, а обе версии фильма «Дракула» с Бела Лугоши и Кристофером Ли уже были закончены.
Хотя «Носферату» остается самым знаменитым немецким фильмом о вампире, Германия дала зрителю ряд других важных кинематографических толкований этого предмета. Немецкий вампир появился в 60-е годы в серии довольно быстро забывшихся фильмов, включая «Пещеру живущего мертвеца» (1964), «Кровопийца» (1966) и «Кровавого демона» (1967) с Кристофером Ли. Фильм «Вампир Дюссельдорфа» рассказывал историю Петера Кюртена, реального серийного убийцы, который пил кровь своих жертв. За ним последовал фильм «Нежность волков», который повествовал о вампирическо-вурдалакских убийствах Фрица Хаармана, который убил 25 мальчиков и выпил их кровь.
В 70-е годы Германия была местом возникновения двух уникальных и глубоких фильмов о вампире. «Джонатан» (1970) использовал вампиризм как метафору для обозначения подъема фашизма. «Мартин» (1976) исследовал жизнь молодого, умудренного жизнью вампира, который прошел путь от простого укуса до применения бритвы и шприца. Сре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: