РИМ. ВАМПИРЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ




Древний Рим не имел столь развитой мифологии вампиризма, как Греция, хотя, безусловно, само это понятие существовало. Оно означало не вернувшегося мертвого, а живущих ведьм. Понятие вампироподобного существа явно пришло от потребности объяснить неожиданную смерть младенцев — потребности, которая породила ламии в Древней Греции. Римляне говорили о стриксе — ночном демоне,который нападал на детей и пил их кровь. Стрикса отождествляли с кричащей совой. Этот термин сохранился в Греции как стригес, в Румынии как стрегои, а в Италии как стрега.
Римский поэт первого века нашей эры Овидий описывал ведьму в четвертой книге совей работы «Фасты»:
Они летают в ночи и ищут детей, оставленных няньками, хватают их из колыбелей и разрывают их тела. Говорят, что они терзают внутренности младенцев своими клювами, и они наполняют свои горла кровью, которую выпили. Они зовутся стригес.
Он также передал ритуал, исполняемый как заклинание (призыв) древнего божества Карна — богини плоти, чтобы защитить детей от стрикса:
Незамедлительно она (Карна) дотрагивается до дверей соком арбутуса (земляничного дерева), трижды она метит порог этим соком. Она окропляет вход водой (и в воде содержится снадобье). Она держит окровавленные внутренности свиньи, которой два месяца от роду, и так говорит: Птицы ночи, пощадите внутренности мальчика. За миленького мальчика пала маленькая жертва. Возьмите сердце за сердце, я молю: внутренности за внутренности. Эту жизнь мы отдаем вам вместо той, лучшей».
Проводящий ритуал завершал его тем, что клал ветвь боярышника на окно дома. Тогда ребенок находился в безопасности.
От стрикса возникло понятие стреги — ведьмы, обычно женщины, которая, как считали, обладала способностью превращаться и летала вокруг по ночам в виде птицы. Она также сосала человеческую кровь и обладала ядовитым дыханием. Петроний в своем «Сатириконе поведал одну историю о встрече со стрегами. Хозяин званного обеда рассказал своим гостям, что когда он был в доме совей знакомой, утешая ее, так как у нее умер сын, несколько ведьм собрались рядом с домом и устроили страшный шум и беспорядок. Все это время в ее доме был сильный молодой человек, который вызвался успокоить ведьм. Он вышел с мечом в руке. Спустя некоторое время он вернулся и упал на кровать. Он был весь черно-синий, а ведьмы исчезли. Остальные вернулись утешать мать. Однако, когда женщина пошла посмотреть на своего сына, все что она нашла там — так это кучу соломы. Ведьмы унесли мальчика, а молодой человек, который сражался с ведьмами, так никогда и не поправился.
Стрега была частью популярной культуры и распространилась по всей Римской империи. В IX веке Карл Великий, который основал Святую Римскую империю, ввел указом смертную казнь для всякого, кто считал, что какое-то другое лицо являлось стриксом и из-за этого подверглось нападению, было сожжено или съедено. Оказывается именно так обходились с людьми, которых считали ведьмами. К концу XV века ведьма подверглась демонизации и была превращена инквизицией в сатаниста. В Италии на протяжении веков охоты на ведьм люди, которые считались стрегами, арестовывались, судились и предавались казни. Во время допросов подозреваемых ведьм инквизиторы заставляли их сознаваться в совершении дел, приписываемых стрегам, включая питье крови у детей. Между 1460 и 1525 годами было опубликовано 10 книг по колдовству, написанных итальянцами. Среди них была и небольшая книга •8Стрикс», написанная Пико делла Мирандолой, которая была опубликована в Болонье в 1523 году. Эта книга описывала несколько недавних процессов по обвинению в колдовстве, которые имели место в Бреции в 1518 году и в Сондрио в 1523 году. Портрет стреги, представленный Мирандолой, был более полным (он основывался на общих верованиях относительно ведьм), чем какое-либо из признаний, сделанных на последних судах. Обвиняемые в Бреции и Соадрио, например, не признались в том, что они нападали на младенцев и пили их кровь, хотя Мирандола был озабочен тем, что стреги такие преступления совершали.
Верования, переданные Мирандолой, были обычными для эпохи Возрождения и оставались доминирующими среди лидеров церкви и интеллектуальных кругов в течение последующих нескольких веков. К XVIII веку итальянцы вслед за всей Европой стали сомневаться относительно существования такого сверхъестественного зла, которое предположительно совершалось ведьмами и вампирами. Остатки веры в стрегу, кажется, все еще сохраняются и до наших дней. Обрывки веры и традиций, как сообщали, были вновь обнаружены С. Г. Леландом в XIX веке, а потом через него перешли в современный ренессанс.

 

ИРЛАНДИЯ И ВАМПИРЫ

Ирландия, как и соседняя Великобритания, не располагает богатым знанием о вампирах, несмотря на мифологию, которая содержит множество историй о сверхъестественных существах и контактах между живыми и мертвыми, принимающими формы привидений и вернувшихся мертвых. Монтэгю Саммерс вскользь упоминал об ирландском вампире диргдале. Ирландские фольклористы, собрав обширный материал о вампирических мифах, дирг-дале там не встретили. Самая знаменитая сказка о вампире - «Привидение, тянущее кровь» - опубликована Джереми Кёртином в 1882 году. Это история молодой женщины по имени Ксйт. Она была в числе трех женщин, на которых собирался жениться человек из графства Корк. Чтобы испытать женщин, он поместил свою трость у могилы недавно умершего человека и предложил им принести ее. Только Кейт приняла этот вызов.
У могилы она встретила умершего человека, который заставил ее привести его в город. Там он выпил кровь трех молодых людей, которые вскоре умерли. Он употреблял кровь, смешивая ее с овсяной мукой. Это снадобье он заставлял готовить Кейт. Пока он пожирал свой завтрак, Кейт потихоньку спрятала свою порцию. Не зная, что она не съела свою овсяную муку, вампир сообщил ей по секрету, что смесь крови с овсяной мукой могла бы вернуть мужчин к жизни. Когда они вернулись к его могиле, «вампир» рассказал Кейт о спрятанном неподалеку сокровище.
На следующий день были найдены три убитых молодых человека. Кейт заключила с их родителями сделку. Она предложила вернуть их k жизни, а взамен стать женой старшего из них, чтобы та земля, где, как поведал вампир, спрятано сокровище, перешла в ее собственность. Условившись таким образом, она взяла спрятанную овсяную муку и вложила ее в рог каждому мужчине. Они быстро оправились от нападения вампира. Вместе с мужем они выкопали золото, и богатая супруКеская пара жила долго и богатство по наследству передала детям.
Дадли Райт в работе «Вампиры и вампиризм» упоминал о женщиие- вамиире, которая заманивала людей своей красотой. Предположительно, она проживала па кладбищенском дворе и Уотерфорде, неподалеку от башни Сгронгбоу. Саммерс самостоятельно провел одно из своих немногочисленных расследований с целью проверить факты, представленные в этой легенде. Он обнаружил, что никакой башни Стронгбоу неподалеку от Уотерфорда не было. Он предположил, что Райт сделал ошибочную ссылку на другое сооружение — башню Рсгинальда, но, пообщавшись со знатоками ирландской истории, установил, что никакие легенды о вампирах с башней Регипальда никогда не связывались. В итоге Саммерс предположил, что рассказ Райта был искаженной версией истории, повествовавшей об англосаксонском завоевании Уотерфорда, после которого была найдена лягушка (которая не водилась в Ирландии) и закопана в башне Регипальда.
В 1925 году Р. С. Брин сообщил другую ирландскую историю о священнике, который умер и был ненадлежащим образом похоронен. Возвращаясь с кладбища, скорбящая похоронная процессия встретила священника и была потрясена, обнаружив, что это был тот самый священник, которого они только что похоронили. Отличался он лишь бледностью кожи, широко открытыми блестящими глазами и удлиненными белыми дубами. Они немедленно направились в фермерский дом матери священника и нашли со лежащей на полу. Ей показалось, что незадолго до того, как к ней прибыла похоронная процессия, она услышала стук в дверь. Выглянув, она увидела своего сына. Она отметила его бледность и длинные зубы. Страх охватил ее, и она, не впустив его в дом, упала в обморок,

Литературный вампир. В Ирландии родились два самых знаменитых писателя о вампирах — Шеридан Ле Фэню, который написал новеллу «Кармилла», и Брэм Стокер — автор «Дракулы». В ранних рассказах Ле Фэню пишет о своей ирландской родине. Но ко времени написания своих самых знаменитых историй о вампирах, оба автора переезжают в Англию и переносят действие своих произведений в континентальную Европу.
Вампир редко появлялся в ирландской литературе. Среди таких произведений определенную славу снискал «Улисс» Джеймса Джойса (1922). Вампир впервые появляется в начале романа, когда Стивен, главный герой, говорит о луне, целующей океан: «Он — луна, бледный вампир - приходит сквозь шторм ее глаз, его паруса как крылья летучей мыши кровавят морскую поверхность, и припадает устами к ее устам».
Позже он делает ссылку на «...силу вампира от уст к устам». Джойс вводит образ вампира, размышляя о божественности, созидании и сексуальности. В другом месте Стивен говорит о вампирической свяяи мужчины с шикарными женщинами. В конце он определяет Бога как «Черную пантеру — вампира». Джойса интересует образ бога-Отца создателя, которого Джойс считает вампиром, поджидающим свои жертвы - невинных женщин. Образ девственницы Джойс ввел для того, чтобы доказать, что сотворение по сути также было разрушительным процессом. Несколько кратких отсылок к вампиру дали литературным критикам Джойса материал для оживленных споров.
Ирландские предания о вампирах стали предметом особо трепетного отношения участников -«Общества Брэма Стокера» и сопутствующего ему «Клуба Брэма Стокера». Общество пытается поднять статус работ Брэма Стокера, в особенности «Дракулы», и привлечь внимание к готической ирландской литературе в целом. Оно является спонсором ежегодной летней школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: