Цель деятельности учителя | Создать условия для введения понятий «отображение плоскости на себя», «движение», для построения фигур относительно центра и относительно оси, для рассмотрения свойств осевой и центральной симметрии и их закрепления при решении задач | ||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | |||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Провести анализ результатов контрольной работы | 1. Сообщить результаты контрольной работы. 2. Указать ошибки, сделанные учащимися при решении задач. | ||
II этап. Повторение темы «Центральная и осевая симметрия» | |||
Повторить построение фигур относительно центра симметрии и оси симметрии | 1. На координатной плоскости имеются точки А (2; 3), В (–4; 6), С (2; 0), D (0; –5). Постройте точки: а) симметричные А и D относительно оси Оу; б) симметричные В и С относительно оси Ох; в) симметричные А и В относительно начала координат. 2. Построить точки, симметричные А и В относительно прямой l. Рис. 1 3. Постройте фигуры, симметричные данным относительно прямой l. Рис. 2 4. Постройте точки, симметричные данным относительно точки О. Рис. 3 5. Постройте фигуры, симметричные данным относительно точки О. Рис. 4 6. Есть ли точки, для которых не существует точек, симметричных данной относительно: а) прямой; б) точки? | ||
III этап. Изучение нового материала | |||
Ввести понятие отображения плоскости на себя | 1. Ввести понятие отображения плоскости на себя и проиллюстрировать его примерами осевой и центральной симметрий. Важно подчеркнуть, что при отображении плоскости на себя выполняются два условия: 1) каждой точке плоскости ставится в соответствие какая-то одна точка плоскости; 2) каждая точка плоскости оказывается поставленной в соответствие какой-то точке плоскости. Нужно показать, что в случаях осевой и центральной симметрий выполняются оба условия. В качестве контрпримера можно привести соответствие между точками плоскости, при котором каждой точке плоскости ставится в соответствие ее ортогональная проекция на данную прямую. В этом случае нарушено второе условие отображения плоскости на себя: не каждая точка плоскости оказывается сопоставленной какой-то точке, а именно: любая точка, не лежащая на данной прямой, не будет сопоставлена никакой точке плоскости (плоскость отображается не на себя, а на данную прямую). 2. Решить задачи № 1148 (а) и 1149 (а). 3. Ввести понятие движения, опираясь на задачи 3 и 6, рассмотренные в начале урока. В качестве примера отображения плоскости на себя, не являющегося движением, то есть не сохраняющего расстояния между точками, можно рассмотреть центральное подобие (гомотетию) с коэффициентом 2; учащиеся сами могут доказать, что при таком отображении расстояния между точками увеличиваются в два раза. 4. Решить задачу № 1153 для усвоения понятия, а затем по заранее подготовленному рисунку решить следующую задачу: При движении плоскости точка А переходит в точку М. В какую из обозначенных на рисунке точек может отобразиться при этом движении точка В? Рис. 5 | ||
IV этап. Закрепление изученного материала | |||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Совершенствовать навыки решения задач по изученной теме | 1. Разобрать решение задачи № 1150. 2. Решить задачи № 1151, 1152 (а, б), 1158. 3. Хотя пункт 119* не является обязательным, учащиеся должны знать, что понятия наложения и движения эквивалентны, а значит при движении любая фигура переходит в равную ей фигуру. Для лучшего усвоения материала этого пункта полезно обсудить решение задачи № 1156 и решить задачи № 1154, 1157, 1155 | ||
V этап. Итоги урока. | |||
Домашнее задание: | изучить материал пунктов 117–118; ответить на вопросы 1–13, с. 297; решить задачи № 1149 (б), 1148 (б) | ||