Анализ контрольной работы за исчислением и поступлением налогов в бюджетную систему




 

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры – федеральных налогов, региональных налогов и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам Российской Федерации, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на имущество предприятий, налог с продаж и др. К местным налогам и сборам, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т.е. тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и ряд других.

Проанализируем поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, контролируемые Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в таблице 7 и рисунке 3. Таким образом, не взирая на незначительные отклонения, можно сформулировать следующие выводы:

– в федеральный бюджет поступает 33,86–34,51% всех поступающих налогов и платежей;

– в бюджет субъекта Российской Федерации поступает большая доля налогов, практически половина всех поступлений (47,09–49,5%);

 

Таблица 7 – Анализ поступления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение, +/-
Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % 2008 к 2007 г. 2009 к 2008 г.
Начисленные налоговые доходы   68,16   50,61   48,6 -67794  
– в федеральный бюджет   33,86   34,51   34,19    
– в региональный бюджет   49,52   49,5   47,09    
– в местный бюджет   16,62   15,99   18,72    
Всего налоговых поступлений                

– в местный бюджет поступает самая маленькая часть от общей суммы уплаченных налоговых платежей – 16–18%.

– основным налоговым источником доходов федерального бюджета является НДС, составляя 43% поступлений;

– налог на прибыль составляет в доходах федерального бюджета 16%), а в доходах бюджетов субъектов Федерации – 28%;

 

Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений по Межрайонной ИФНС №4 в бюджеты всех уровней в 2007–2009 гг.

 

– налог на доходы физических лиц в основном поступает в бюджет субъектов Российской Федерации – 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы;

– стоит также отметить положительную динамику роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

По результатам года Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области составляет различные формы отчетности. Основной является ф. №1 о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Проведем анализ этой формы в динамике за 2007–2009 гг. представив в таблице 8 динамику начислений налоговых и неналоговых доходов.


Таблица 8 – Анализ начисления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение 2009 к 2007 г.
Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, %
Всего по налоговым и прочим доходам               0,00
Налоговые доходы всего   99,95   99,91   99,94   -0,01
Налоги на прибыль, доходы   15,16   20,41   27,57   12,41
НДС и акцизы   69,18   57,51   54,49   -14,69
Налоги на имущество   11,46   15,90   10,90   -0,56
Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами   0,34   0,60   0,33   -0,01
Гос. пошлина   0,00   0,00   0,00   0,00
Поступления по задолженности   0,86   0,74 -3646 -0,25 -13441 -1,11
Доходы от оказания платных услуг   0,05   0,09   0,00 -623 -0,05
Штрафы, санкции   0,05   0,00   0,06   0,01

 

– в состав поступлений по налогам на прибыль входят поступления по следующим видам налогов: налог на прибыль организаций; налог на прибыль с доходов иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также налог на доходы физических лиц (в т.ч. полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, в виде выигрышей и призов);

– в состав налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ входят НДС и акцизы (на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, на бензин, производимый на территории РФ, на алкогольную продукцию), а также НДС и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь.

– в состав налоговых поступлений по налогу на имущество входят поступления по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортный налог с организаций и физических лиц, земельный налог.

– в состав налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами включаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных и биологических ресурсов.

В таблице 9 проанализируем динамику поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней за 2007–2009 гг. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.

Таким образом, из табл. 9 видно, что:

– наблюдается положительная динамика роста начислений и поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;

– большая часть уплаченных налогоплательщиками сумм, поступает в распоряжение регионального бюджета;

 


Таблица 9 – Поступление налогов и сборов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в бюджеты различных уровней, 2007–2009 гг. тыс. руб.

Виды налогов, поступивших в бюджет 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Фед. Рег. Мест. Фед. Рег. Мест. Фед. Рег. Мест.
Всего по налоговым и прочим доходам                  
Налоговые доходы всего                  
Налоги на прибыль / доход                  
НДС и акцизы                  
Налоги на имущество -16                
Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами                  
Гос. пошлина                  
Поступления по задолженности                 -345
Доходы от оказания платных услуг                  
Штрафы, санкции                  

 

– основным доходным источником формирования бюджетов являются поступления по НДС и налогу на прибыль (доходы).

– удельный вес поступлений по начисленным штрафам, санкциям достаточно низкий, поэтому стоит более подробно рассмотреть организацию контрольной работы по проверке правильности уплаты налогов.

– налоговые поступления в федеральный бюджет составили 564062, 728035 и 1019867 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– налоговые поступления в региональный бюджет составили 825004, 1044361 и 1404658 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– налоговые поступления в местный бюджет составили 276796, 337350 и 558163 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– поступления по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, государственная пошлина, доходы от оказания платных услуг, штрафы и санкции занимают самый незначительный удельный вес в общем объеме поступлений на протяжении всего исследуемого периода;

– основную часть поступлений в бюджет составляют именно налоги.

Рассмотрим более подробно состав налоговых поступлений в табл. 10.

 

Таблица 10 – Анализ поступления налогов в местный бюджет г. Брянска в 2007–2009 гг.

Показатель, тыс. руб. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 от 2007 г.
Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, % Тыс. руб. Уд. вес, %
Всего налоговых и прочих доходов              
Налоговые доходы              
налог на доходы физических лиц   62,3   65,37   64,92  
налог на имущество   18,26   22,83   13,57  
земельный налог   7,38   12,54   21,53  
государственная пошлина   0,45   0,45   0,65  
поступления по перерасчетам   0,29   0,05   0,06 -676
штрафы, санкции   0,23   0,33   0,13  

 

В целом за исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в 2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным ростом доли земельного налога.

Отделом выездных проверок за 2009 год принимались следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:

– при отборе налогоплательщиков в план ВНП, учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по налогам;

– на стадии проведения проверки инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;

– осуществляется системный анализ деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель, учредители, бухгалтера);

– в качестве потенциальных «зон риска» определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».

– в 2009 г. проверялись 4 налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч. налогов 3767,8 тыс. руб.

По виду деятельности «оптово-розничная торговля» в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков, дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;

– применяются такие инструменты налогового контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций; истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в 36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);

– устраняются основания к росту сумм платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9 035,3 тыс. руб.);

– совместно с органами внутренних дел за 2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.

Дополнительно начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в табл. 11.

 

Таблица 11 – Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за 2007–2009 гг., тыс. руб.

Наименование налога 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение 2009 к 2007 г.
Налог на доходы физических лиц       -172177
Упрощенная система налогообложения       -30539
Единый налог на вмененный доход       -33434
Единый сельскохозяйственный налог       -9
Налог на имущество физических лиц       -1865
Земельный налог       -58397
Госпошлина       -758
Задолженность по налогам и сборам 885,9     -885,9
Штрафы, пени       -717

 

Как видно из табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в 2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные табл. 11 в виде рисунка 4.

 

Рисунок 4 – Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.

 

На основе сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть необходимо улучшение контроля за сбором налогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: