Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры – федеральных налогов, региональных налогов и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам Российской Федерации, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на имущество предприятий, налог с продаж и др. К местным налогам и сборам, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т.е. тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и ряд других.
Проанализируем поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, контролируемые Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в таблице 7 и рисунке 3. Таким образом, не взирая на незначительные отклонения, можно сформулировать следующие выводы:
– в федеральный бюджет поступает 33,86–34,51% всех поступающих налогов и платежей;
– в бюджет субъекта Российской Федерации поступает большая доля налогов, практически половина всех поступлений (47,09–49,5%);
Таблица 7 – Анализ поступления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Изменение, +/- | ||||
Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | 2008 к 2007 г. | 2009 к 2008 г. | |
Начисленные налоговые доходы | 68,16 | 50,61 | 48,6 | -67794 | ||||
– в федеральный бюджет | 33,86 | 34,51 | 34,19 | |||||
– в региональный бюджет | 49,52 | 49,5 | 47,09 | |||||
– в местный бюджет | 16,62 | 15,99 | 18,72 | |||||
Всего налоговых поступлений |
– в местный бюджет поступает самая маленькая часть от общей суммы уплаченных налоговых платежей – 16–18%.
– основным налоговым источником доходов федерального бюджета является НДС, составляя 43% поступлений;
– налог на прибыль составляет в доходах федерального бюджета 16%), а в доходах бюджетов субъектов Федерации – 28%;
Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений по Межрайонной ИФНС №4 в бюджеты всех уровней в 2007–2009 гг.
– налог на доходы физических лиц в основном поступает в бюджет субъектов Российской Федерации – 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы;
– стоит также отметить положительную динамику роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По результатам года Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области составляет различные формы отчетности. Основной является ф. №1 о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Проведем анализ этой формы в динамике за 2007–2009 гг. представив в таблице 8 динамику начислений налоговых и неналоговых доходов.
Таблица 8 – Анализ начисления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Изменение 2009 к 2007 г. | ||||
Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | |
Всего по налоговым и прочим доходам | 0,00 | |||||||
Налоговые доходы всего | 99,95 | 99,91 | 99,94 | -0,01 | ||||
Налоги на прибыль, доходы | 15,16 | 20,41 | 27,57 | 12,41 | ||||
НДС и акцизы | 69,18 | 57,51 | 54,49 | -14,69 | ||||
Налоги на имущество | 11,46 | 15,90 | 10,90 | -0,56 | ||||
Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами | 0,34 | 0,60 | 0,33 | -0,01 | ||||
Гос. пошлина | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||
Поступления по задолженности | 0,86 | 0,74 | -3646 | -0,25 | -13441 | -1,11 | ||
Доходы от оказания платных услуг | 0,05 | 0,09 | 0,00 | -623 | -0,05 | |||
Штрафы, санкции | 0,05 | 0,00 | 0,06 | 0,01 |
– в состав поступлений по налогам на прибыль входят поступления по следующим видам налогов: налог на прибыль организаций; налог на прибыль с доходов иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также налог на доходы физических лиц (в т.ч. полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, в виде выигрышей и призов);
– в состав налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ входят НДС и акцизы (на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, на бензин, производимый на территории РФ, на алкогольную продукцию), а также НДС и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь.
– в состав налоговых поступлений по налогу на имущество входят поступления по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортный налог с организаций и физических лиц, земельный налог.
– в состав налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами включаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных и биологических ресурсов.
В таблице 9 проанализируем динамику поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней за 2007–2009 гг. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.
Таким образом, из табл. 9 видно, что:
– наблюдается положительная динамика роста начислений и поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;
– большая часть уплаченных налогоплательщиками сумм, поступает в распоряжение регионального бюджета;
Таблица 9 – Поступление налогов и сборов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в бюджеты различных уровней, 2007–2009 гг. тыс. руб.
Виды налогов, поступивших в бюджет | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||||
Фед. | Рег. | Мест. | Фед. | Рег. | Мест. | Фед. | Рег. | Мест. | |
Всего по налоговым и прочим доходам | |||||||||
Налоговые доходы всего | |||||||||
Налоги на прибыль / доход | |||||||||
НДС и акцизы | |||||||||
Налоги на имущество | -16 | ||||||||
Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами | |||||||||
Гос. пошлина | |||||||||
Поступления по задолженности | -345 | ||||||||
Доходы от оказания платных услуг | |||||||||
Штрафы, санкции |
– основным доходным источником формирования бюджетов являются поступления по НДС и налогу на прибыль (доходы).
– удельный вес поступлений по начисленным штрафам, санкциям достаточно низкий, поэтому стоит более подробно рассмотреть организацию контрольной работы по проверке правильности уплаты налогов.
– налоговые поступления в федеральный бюджет составили 564062, 728035 и 1019867 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– налоговые поступления в региональный бюджет составили 825004, 1044361 и 1404658 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– налоговые поступления в местный бюджет составили 276796, 337350 и 558163 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– поступления по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, государственная пошлина, доходы от оказания платных услуг, штрафы и санкции занимают самый незначительный удельный вес в общем объеме поступлений на протяжении всего исследуемого периода;
– основную часть поступлений в бюджет составляют именно налоги.
Рассмотрим более подробно состав налоговых поступлений в табл. 10.
Таблица 10 – Анализ поступления налогов в местный бюджет г. Брянска в 2007–2009 гг.
Показатель, тыс. руб. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение 2009 от 2007 г. | |||
Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | Тыс. руб. | Уд. вес, % | ||
Всего налоговых и прочих доходов | |||||||
Налоговые доходы | |||||||
налог на доходы физических лиц | 62,3 | 65,37 | 64,92 | ||||
налог на имущество | 18,26 | 22,83 | 13,57 | ||||
земельный налог | 7,38 | 12,54 | 21,53 | ||||
государственная пошлина | 0,45 | 0,45 | 0,65 | ||||
поступления по перерасчетам | 0,29 | 0,05 | 0,06 | -676 | |||
штрафы, санкции | 0,23 | 0,33 | 0,13 |
В целом за исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в 2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным ростом доли земельного налога.
Отделом выездных проверок за 2009 год принимались следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:
– при отборе налогоплательщиков в план ВНП, учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по налогам;
– на стадии проведения проверки инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;
– осуществляется системный анализ деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель, учредители, бухгалтера);
– в качестве потенциальных «зон риска» определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».
– в 2009 г. проверялись 4 налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч. налогов 3767,8 тыс. руб.
По виду деятельности «оптово-розничная торговля» в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков, дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;
– применяются такие инструменты налогового контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций; истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в 36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);
– устраняются основания к росту сумм платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9 035,3 тыс. руб.);
– совместно с органами внутренних дел за 2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.
Дополнительно начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в табл. 11.
Таблица 11 – Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за 2007–2009 гг., тыс. руб.
Наименование налога | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Изменение 2009 к 2007 г. |
Налог на доходы физических лиц | -172177 | |||
Упрощенная система налогообложения | -30539 | |||
Единый налог на вмененный доход | -33434 | |||
Единый сельскохозяйственный налог | -9 | |||
Налог на имущество физических лиц | -1865 | |||
Земельный налог | -58397 | |||
Госпошлина | -758 | |||
Задолженность по налогам и сборам | 885,9 | -885,9 | ||
Штрафы, пени | -717 |
Как видно из табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в 2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные табл. 11 в виде рисунка 4.
Рисунок 4 – Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.
На основе сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть необходимо улучшение контроля за сбором налогов.