Мероприятия налогового органа, направленные на увеличение поступлений налоговых доходов в бюджет




 

Одним из важных направлений предварительного налогового контроля, направленным на предупреждение ошибок и налоговых правонарушений плательщиками, является их планомерное обслуживание налоговыми органами. Для этих целей во всех налоговых инспекциях образованы отделы по работе с налогоплательщиками, кроме того, в управлениях по субъектам РФ аналогичные отделы занимаются также работой со СМИ.

В настоящее время оснащенность налоговых органов компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, помещениями для работы с плательщиками еще не везде отвечает современным требованиям. Следует отметить, что информационное обслуживание плательщиков затруднено в районных центрах, небольших городах, где отсутствуют налоговые инспекции, а имеются лишь их территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в составе 4–6 сотрудников. В последние годы принимаются конкретные меры, чтобы поправить положение дел в этом направлении, например, соглашение между Правительством России и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Модернизация налоговой службы-2» в размере 100 млн. дол. со сроком погашения 17 лет. Эти и другие привлекаемые средства в основном используются на приобретение ПК и ПО, телекоммуникационного оборудования, для улучшения обслуживания плательщиков.

На заседании коллегии Минфина России 9.08.2005 г. при рассмотрении вопроса «О развитии Федеральной налоговой службы» отмечалось, что обеспеченность сотрудников налоговых органов компьютерами составляет всего 71%, к 2011 г. намечено этот показатель увеличить до 90%. Коллегия решила продолжить работу по строительству объектов налоговой службы, специально оборудованных операционными залами, помещениями для архивов и т.п., что качественно улучшит обслуживание плательщиков.

Наиболее полно обязанности налоговых органов в их отношениях с плательщиками представлены в приказах ФНС России:

– от 27 апреля 2007 г. №ММ-3–25/267 «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков»;

– от 9 сентября 2005 г. №САЭ-3–01/444 «Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Анализ этих и ряда других документов позволяет выделить основные направления работы налоговых органов с плательщиками:

– оказание услуг по регистрации и учету плательщиков;

– прием налоговой и бухгалтерской отчетности;

– подготовка документов по запросам плательщиков;

– прием плательщиков в налоговых органах;

– проведение сверки расчетов плательщиков и их информирование о состоянии расчетов с бюджетом; организация работы телефонной справочной линии;

– размещение информационных стендов;

– ответы на письменные вопросы плательщиков;

– проведение семинаров с плательщиками;

– использование средств массовой информации;

– регистрация контрольно-кассовой техники;

– оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса.

1. Прием налоговой и бухгалтерской отчетности. Отделы работы с налогоплательщиками ежедневно принимают и регистрируют большой массив налоговых деклараций (расчетов), деклараций (расчетов) по взносам на обязательное пенсионное страхование, бухгалтерской отчетности.

Только за 2009 г. налоговые инспекции Брянской области получили от плательщиков более 1 млн. налоговых деклараций, в том числе на бумажных носителях – 84,7% (из них на дискетах – более половины, по почте – около 30%), по телекоммуникационным каналам связи – 15,3%. Кроме того, поступило почти 1,5 млн. справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и 137 тыс. документов бухгалтерской отчетности.

2. Подготовка документов по запросам плательщиков. Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием от плательщиков не только их отчетности, но и других документов: заявлений – о переходе на единый сельскохозяйственный налог, на упрощенную систему обложения, о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, о зачете налоговых платежей, о представлении льгот по имущественным налогам и т.п. На стендах налоговой инспекции размещаются образцы запросов (писем, заявлений), а также сведения о способах получения ответа (лично или по почте). При этом плательщик уведомляется о том, что если не указан способ получения ответа, то ответ ему будет направлен по почте.

Зарегистрированные документы, подлежащие вводу в АИС «Налог», формируются в пачки по их видам и передаются в отдел ввода и обработки данных по сопроводительному ярлыку не позднее дня, следующего за днем получения документа от плательщика. Подготовленные функциональными отделами инспекции уведомления, свидетельства и другие документы (за исключением относящихся к государственной регистрации и учету) выдаются плательщику в срок не позднее 7 календарных дней со дня получения запроса.

3. Прием плательщиков в налоговых органах. Прием плательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени, в том числе и в период обеденного перерыва в налоговом органе. Время ожидания в очереди согласно Единому стандарту обслуживания налогоплательщиков должно составлять не более 30 мин, при «пиковых» нагрузках – не более 1 ч.

Помещения для работы с плательщиками (операционные залы) целесообразно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для плательщиков.

4. Проведение сверки расчетов по налогам и информирование о состоянии расчетов с бюджетом. Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке: с крупнейшими плательщиками – ежеквартально; при переходе плательщика из одной налоговой инспекции в другую; при ликвидации или реорганизации организации. По заявлению налогоплательщика совместная сверка может производиться:

– для уточнения платежа, если налог был перечислен по ошибочному КБК;

– для зачета или возврата излишне уплаченного налога;

– для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (при получении кредита, участии в тендере и т.п.).

С 7 октября 2007 г. налоговые органы используют новую форму акта совместной сверки расчетов, утвержденную приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. №ММ-3–25/494 «Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Срок формирования и передачи полного акта плательщику не должен превышать 15 рабочих дней с даты получения краткого акта. Основанием для сверки расчетов по предложению налогового органа служит поступление заявления о снятии плательщика с учета в налоговом органе, о начале процедуры ликвидации либо реорганизации в связи с решением судебного органа и т.д. При этом формируются краткий акт сверки и информационное письмо в трех экземплярах, один экземпляр остается в отделе работы с налогоплательщиками для контроля, два высылаются плательщику.

В некоторых случаях по заявлениям плательщиков составляются развернутые справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме №39–1 и по форме №39–1ф для физических лиц (о состоянии расчетов по налогам и сборам). Эти справки формируются по всем уплачиваемым налогам в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД), налоговые органы по последнему месту жительства физического лица на территории России выдают справки об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из российского гражданства. При поступлении таких заявлений межрегиональная инспекция запрашивает информацию о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов во всех управлениях ФНС России по субъектам РФ. Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов подписывается руководителем межрегиональной инспекции и заверяется печатью. В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории РФ физического лица данный налоговый орган в 10-дневный срок рассматривает представленные заявителем документы и принимает решение о выдаче справки.

Если же в налоговый орган поступило заявление, в приложении которого отсутствуют документы, подтверждающие последнее место жительство, то при наличии документов, удостоверяющих личность физического лица, налоговый орган направляет для рассмотрения такое заявление в МРИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корпус 1) и информирует об этом заявителя.

5. Организация работы телефонной справочной и «горячей линии». В каждой налоговой инспекции, управлении по субъекту РФ с 2003 г. организована специальная телефонная справочная служба для плательщиков, для чего назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах. Информация об этих телефонах размещается на стендах налоговых инспекций, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, местных СМИ. Сотрудник, ответственный за работу на справочном телефоне, принимает и регистрирует все звонки в специальном журнале.

При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник не может ответить на вопрос самостоятельно, то он совместно с сотрудниками других отделов принимает необходимые меры для ответа плательщику.

Анализ поступающих звонков на телефоны справочных служб инспекций и Управления ФНС России по Брянской области за 2007–2009 гг. показал, что наиболее частыми являются вопросы:

– о порядке представления гражданам социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц;

– порядке исчисления, представления льгот гражданам по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу;

– особенностях исчисления ЕНВД и применения УСН;

– применении КБК при заполнении платежных поручений;

– кодах ОКВЭД;

– присвоении ИНН;

– сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В период проведения массовых кампаний в УФНС, некоторых инспекциях функционирует телефон «горячей линии».

В УФНС также действует «телефон доверия», на который налогоплательщики могут обратиться с жалобами на невнимательность, грубость сотрудников налоговых органов.

6. Ответы на вопросы плательщиков. Ответы на письменные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности даются в течение 30 календарных дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Только за 2009 г. отделами по работе с налогоплательщиками Управления ФНС России по Брянсской области и налоговых инспекций области даны в установленные сроки ответы на 887 письменных обращений плательщиков (против 743 в 2005 г.).

7. Размещение информационных стендов. В каждой налоговой инспекции для информирования плательщиков широко используются специальные стенды, для чего выделяется сотрудник, который обеспечивает еженедельное обновление информации. Информационные стенды делятся на стенды с постоянной информацией и стенды с изменяемой информацией. По типу размещения стенды делятся на внутренние (находящиеся в здании налоговой инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах). Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

– режим работы инспекции;

– реквизиты инспекции;

– КБК, ОКАТО и т.д.;

– о проведении семинаров, «круглых столов» и т.д.;

– адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ;

– координаты специализированных операторов связи;

– номер справочного телефона, телефона «горячей линии», телефона «доверия».

На тематических стендах размещается следующая информация:

– о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– порядке учета физических лиц, не относящихся к предпринимателям;

– порядке представления деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов;

– порядке оформления платежных документов на уплату налогов;

– регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники;

– местных налогах;

– налогообложении доходов физических лиц.

В случаях, если в инспекции нет возможности для размещения предлагаемого количества стендов, целесообразно сочетать размещение информации на стендах, на информационном табло, видеомониторе и т.п.

Информация на внешних стендах должна быть актуальна для плательщиков и соответствующим образом размещена. Например, информацию о налоговых ставках и сроках уплаты транспортного налога рекомендуется размещать в органах ГИБДД, о ставках и сроках уплаты имущественных налогов – в регистрационных палатах, образцы заполнения платежных документов на перечисление сумм налогов в бюджет – в отделениях кредитных учреждений и т.д.

8. Использование средств массовой информации. Руководство информированием плательщиков через средства массовой информации (СМИ) осуществляют управления ФНС России по субъектам РФ, которые направляют в инспекции готовые материалы для местных СМИ и контролируют их размещение. К информационной работе предъявляются следующие требования: своевременность информирования; четкость в изложении материала; наглядность форм подачи материала; качество; актуальность для различных категорий плательщиков.

Так, Управление ФНС России по Брянской области принимает непосредственное участие – в региональных и местных СМИ области размещены 1457 материалов по налоговой тематике: основное количество материалов размещено в газетах, на радио – 13,6%, на телевидении – 7%. Особое внимание уделялось в СМИ изменениям налогового законодательства, порядку декларирования гражданами своих доходов и итогам проведения декларационной кампании, представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи, розничной торговли алкогольной продукции, итогам работы налоговых органов, последствиям выплаты заработной платы «в конверте».

Минфин России c 2008 г. размещает на сайте www.minfin.ru разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Управления по субъектам РФ имеют собственные интернет-сайты, которые регулярно обновляются, ФНС России установлены типовые разделы таких сайтов. Так, на сайте УФНС России по Брянской области размещены региональные и некоторые местные нормативные акты по налогам, ответы налогоплательщикам по различным вопросам, «Налоговый календарь», в котором указаны сроки предоставления отчетности по всем видам налогов, обзор региональной прессы, информация о поступлении налогов, о результатах контрольной работы, о сериях и номерах свидетельств о постановке на учет налогоплательщиков, признанных недействительными, о недействительных ИНН. Недавно на главной странице интернет-сайта стала размещаться анкета «Оцените качество работы налоговых органов с налогоплательщиками». Только за 2009 г. количество обращений налогоплательщиков к интернет-сайту Управления составило 112,6 тыс.

9. Проведение семинаров с плательщиками. Налоговые инспекции постоянно проводят семинары с различными категориями плательщиков с целью их информирования о действующем налоговом законодательстве, новых формах отчетности и порядке их заполнения. Семинары делятся на тематические и семинары по общим вопросам. При организации семинаров рекомендуется:

– выявить актуальные вопросы на основе анализа работы инспекции;

– сформулировать тему семинара и определить дату его проведения;

– обозначить цель и составить программу семинара;

– согласовать кандидатуры специалистов, выступающих на семинаре;

– разместить объявление о проведении семинара на стенде в инспекции, в средствах массовой информации.

Рекомендуется также заранее обеспечить возможность плательщикам задать вопросы по теме семинара. При проведении семинара рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, разбирать ошибки плательщиков на конкретных примерах. Для получения отзывов плательщиков о проведенных семинарах рекомендуются анкеты.

Так, на семинарах, проведенных налоговыми органами Брянской области в 2007–2009 гг., рассматривались следующие основные темы:

– о правильности заполнения платежных документов с указанием кодов ОКАТО вновь организованных муниципальных образований и КБК;

– о порядке заполнения авансовых расчетов организациями по транспортному и земельному налогу;

– о порядке заполнения налоговых деклараций по специальным налоговым режимам: УСН, ЕНВД, ЕСХН;

– о порядке предоставления физическим лицам налоговых вычетов и заполнении формы декларации 3-НДФЛ;

– о порядке заполнения деклараций по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

– об изменениях в уплате акцизов по алкогольной продукции;

– о применении контрольно-кассовой техники;

– о представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи, в том числе об обмене информации налоговых органов с банками по приостановлению (возобновлению) операций по р/с налогоплательщиков.

10. Информирование плательщиков о заполнении платежных поручений на уплату налогов. Отдельным и важным направлением в деятельности налоговых органов является информирование плательщиков о правильном заполнении платежных поручений на уплату налогов. В связи с ошибками при их заполнении плательщикам приходится неоднократно их переделывать, сотрудники налоговых органов также тратят много времени на работу с так называемыми «невыясненными платежами».

Форма платежных поручений приведена в Положении Центрального банка от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ». В целях обеспечения органами Федерального казначейства, налоговыми органами и таможенными органами автоматизированной обработки информации, содержащейся в расчетных документах, приказом Минфина России утверждены правила указания информации, идентифицирующие: налогоплательщика и получателя средств; платеж; лицо или орган, оформившие расчетный документ. Эти правила действуют с 2005 г.

11. Особенности информирования плательщиков на территориально обособленных рабочих местах (ТОРМ) инспекций межрайонного уровня. Организация работы с плательщиками на ТОРМ зависит от наличия или отсутствия удаленного доступа к информационным ресурсам налоговой инспекции межрайонного уровня. С целью оптимизации обслуживания плательщиков на ТОРМ рекомендовано закрепить кураторство по вопросам организации работы с плательщиками за заместителем руководителя инспекции межрайонного уровня и утвердить график его посещения. Информация о графике приема плательщиков размещается на информационном стенде ТОРМ и в местных СМИ.

На стендах ТОРМ размещаются образцы запросов (писем, заявлений) с почтовым адресом инспекции, информация о том, что плательщик должен указать в запросе (письме, заявлении и др.) способ получения ответа (лично или по почте) и т.д. На ТОРМ осуществляется прием всех видов документов, обеспечивается сортировка принимаемых документов по видам (декларации, заявления, письма и т.д.), формирование пачек и оперативная передача их в соответствующие отделы инспекции по графику транспортного сообщения, составленному с учетом особенностей региона. В то же время сотрудники ТОРМ, не имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции, рекомендуют плательщикам направлять декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы по ТКС или по почте на адрес инспекции межрайонного уровня (табл. 16).

В случае наличия ошибок в заполнении отчетности, поступившей с ТОРМ, выявленных в отделе ввода и обработки данных инспекции, отчетность на ТОРМ не возвращается. Уведомление о необходимости внесения изменений в отчетность направляется плательщику. Сведения о плательщиках, допустивших ошибки при заполнении отчетности, и краткие сведения о характере этих ошибок передаются на ТОРМ. Сотрудники ТОРМ на основании полученных сведений осуществляют мероприятия по привлечению плательщиков к исправлению допущенных ошибок.

 

Таблица 16 – Различия в работе ТОРМ

ТОРМ, не имеющих доступ к информационным ресурсам инспекции ТОРМ, имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции
Принятие налоговой и бухгалтерской отчетности, иных документов
Осуществляется инспекцией межрайонного уровня Самостоятельно
Принятая отчетность не регистрируется, конверты не вскрываются. Все документы передаются по реестру в инспекцию Принятая отчетность регистрируется, по просьбе плательщика представляется отметка о принятии и дата представления
Прием заявлений на выдачу справок о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам
Осуществляется инспекцией межрайонного уровня Самостоятельно

 

Для организации информационной работы на ТОРМ размещаются стенды с информацией, аналогичной размещаемой в инспекции. Начальник отдела работы с налогоплательщиками инспекции определяет ответственного на ТОРМ за актуализацию информации на стендах и в обязательном порядке дублирует для ТОРМ материалы, размещаемые на информационных стендах в инспекции. При изготовлении инспекцией памяток, информационных листовок учитываются потребности в них каждого ТОРМ. Начальник отдела работы с налогоплательщиками инспекции несет персональную ответственность за информационное обеспечение ТОРМ. В рамках проводимых инспекцией семинаров организуются семинары и круглые столы для плательщиков на ТОРМ. Сотрудники ТОРМ отвечают на устные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, о порядке заполнения форм налоговой отчетности. Письменные запросы плательщиков передаются в инспекцию для подготовки ответов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: