- Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
- Изготовление стендов, плакатов, карт, схем, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.
II. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность
- Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, составление тематических картотек.
- Собирание производителей фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
- Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.
- Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п.
III. Творчество учащихся, ремесло.
- Привлечение родителей к оборудованию музея.
- Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки), выполнение народных игрушек (кукол).
- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.
- Проведение в музее занятий кружков по народоведению, рукотворчеству и т.д.
IV. Методическая, консультативная работа
- Семинары, методические часы для учителей по народоведению и краеведению.
-Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.
- Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.
- Сотрудничество с музеем ДПИ, архивом.
V. Образовательно-воспитательная работа
- Развитие познавательных интересов и творческих
- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни, участие в семинарах, научных конференциях).
VI. Работа с фондами
- Заполнение инвентарной книги
- Составление картотек на музейные предметы
- Исследование и описание каждого предмета
- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.
Требования к оформлению музея:
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площади;
- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
Тематика бесед и практических занятий.
1. Заглянем в избушку. Ознакомительная беседа для первоклассников и их родителей.
2. Наряжаем красну девицу. Сарафан, рубаха, понёва, пояс, головной убор.
3. Наряжаем добра молодца. Рубаха, порты, пояс, головной убор.
4. Прочитаем сказку. Чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.
5. Что нам лето принесло. Знакомство с летними поступлениями.
6. Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки.
7. Что такое «коровушки»? Обрядовое печенье Тверской области.
8. Гость в дом - радость в нём.. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа.
9. Из истории утюга. Познакомить детей с предметами обихода (рубель и скалка, угольные утюги и т.д.).
10. Из чего ели. Знакомствос крестьянской посудой: деревянной, чугунной и глиняной.
11. Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.
12. Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.
13. Раз в крещенский вечерок. Занятие с простейшими формами гадания, информацией об этом народном празднике.
14. Широкая масленица. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
10. Посиделки у самовара. История русского самовара. Познакомить с чайными обычаями русского народа.
11. Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений для их выполнения (возможно не одно занятие).
12. Куколки-помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами и выполнением их (1-2 по выбору).
13. Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них, сроки их хранения. Выполнение росписи яиц писаками с воском и красками.
14. Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки). Народные названия растений.
15. Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки, колобаны.
Музей-мастерская может принимать посетителей (классы) из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной договорённости во внеурочное время.
На базе музея постоянно (по расписанию) работает изостудия «Истоки».