Программа деятельности этнографического музея «Истоки»




В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьян­ской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и тру­довой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Они принесены в музей руководителем музея Коваленко Галиной Евгеньевной. Предполагается, что фонд экспозиции «Русская изба» будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного порядка. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых, по выражению Сергея Есенина, скрыта «мудрость избяных заповедей». «Все наши коньки на кры­шах, петухи на ставнях, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это великая, значимая эпопея исходу мира и назначению человека», - писал поэт. И далее: «Изба простолюдина -это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его от­цами и предками». Акцент сделан на постижение ду­ховного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и зна­менательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.

«Русский человек - существо на девяносто процентов домашнее, а в ос­тальном - общественное», - утверждает В. Распутин. «... У нас дом был смоковницей, на которой взрастала и продолжалась из рода в род семья. Для нас быт - самая главная, самая сладкая, "божья" часть жизни. Не со­стоявшийся чиновник, мастеровой, актер или писатель простительно, не той дорогой пошел человек, но несостоявшийся семьянин - грех неотмоли-мый... Самое лучшее, чем народ может оплодотворить себя, - добрым и красивым бытом, воспитывающим неповрежденного нравственно и духовно гражданина.»

Эта идея давно уже витает в обществе, обретая все больше сторонни­ков. Своё развитие она получила в «Национальной государственной кон­цепции образования в России», в которой четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материаль­но обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезня­ми сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструмен­том нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше отечество: Россия, как духовная сущ­ность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система обра­зования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструмен­тов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».

Не случайно так важно «образовывать», воспитывать душу. Не надо ис­кусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая тради­ционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Опустошающая душу современная анти­культура наносит огромный вред подрастающему поколению. «Нас раз­вращают, - давайте не развратимся», - призывает писатель В. Распутин. Сделать это можно, лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухо­творенным через полезную осмысленную деятельность, через познание народа и себя. Я считаю главной целью подготовку ученика к деятельной, нравственной жизни в современных условиях, формирование лучших черт россиянина: патриотизма, совестливости, трудолюбия, порядочности, от­зывчивости, а также развития творческих способностей.

Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятель­ность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полу­ченные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополни­тельного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фун­даментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать

способ деятельности.

А главное, позволит творить вещи по законам красоты и гармонии -творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.

Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи;

1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включаю­щей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

2. прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обы­чаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;

3. формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

4. воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

5. развивать творческие способности детей;

6. дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;

7. налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

8. приобщить родителей к краеведению;

 

Содержание деятельности:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: