В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Они принесены в музей руководителем музея Коваленко Галиной Евгеньевной. Предполагается, что фонд экспозиции «Русская изба» будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного порядка. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых, по выражению Сергея Есенина, скрыта «мудрость избяных заповедей». «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Это великая, значимая эпопея исходу мира и назначению человека», - писал поэт. И далее: «Изба простолюдина -это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.
«Русский человек - существо на девяносто процентов домашнее, а в остальном - общественное», - утверждает В. Распутин. «... У нас дом был смоковницей, на которой взрастала и продолжалась из рода в род семья. Для нас быт - самая главная, самая сладкая, "божья" часть жизни. Не состоявшийся чиновник, мастеровой, актер или писатель простительно, не той дорогой пошел человек, но несостоявшийся семьянин - грех неотмоли-мый... Самое лучшее, чем народ может оплодотворить себя, - добрым и красивым бытом, воспитывающим неповрежденного нравственно и духовно гражданина.»
Эта идея давно уже витает в обществе, обретая все больше сторонников. Своё развитие она получила в «Национальной государственной концепции образования в России», в которой четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы еще упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Не случайно так важно «образовывать», воспитывать душу. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Опустошающая душу современная антикультура наносит огромный вред подрастающему поколению. «Нас развращают, - давайте не развратимся», - призывает писатель В. Распутин. Сделать это можно, лишь наполнив душу ребенка добрым, чистым, одухотворенным через полезную осмысленную деятельность, через познание народа и себя. Я считаю главной целью подготовку ученика к деятельной, нравственной жизни в современных условиях, формирование лучших черт россиянина: патриотизма, совестливости, трудолюбия, порядочности, отзывчивости, а также развития творческих способностей.
Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать
способ деятельности.
А главное, позволит творить вещи по законам красоты и гармонии -творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, сохранившего свою самобытную культуру, вызывающего к себе интерес и уважение других людей.
Цель деятельности:
Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.
Задачи;
1. познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
2. прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;
3. формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
4. воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
5. развивать творческие способности детей;
6. дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;
7. налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;
8. приобщить родителей к краеведению;
Содержание деятельности: